Ушел из жизни Николай Свентицкий, бессменный директор Тбилисского академического театра русской драмы имени А. С. Грибоедова. Николай Николаевич скончался после сердечного приступа. Ему было 69 лет.
Тбилисский театр русской драмы имени А. С. Грибоедова - один из старейших русских театров на Кавказе. И то, как прекрасно он работает все эти годы, когда не стало нашей общей большой страны, - прямая заслуга генерального директора театра Николая Николаевича Свентицкого.
В Грибоедовский театр он пришел в 1979 году, спустя 10 лет стал директором-распорядителем театра, а уже в 2005-м получил пост генерального директора. Николай Свентицкий старался поддерживать близость культур России и Грузии. В Грибоедовском театре он организовал масштабнейшую программу, благодаря которой в Тбилиси с творческими вечерами выступили более 150 артистов российской и советской сцены. Среди гостей его театра бывали и Евгений Евтушенко, и Олег Басилашвили, и Алиса Фрейндлих, и Сергей Юрский, и Николай Караченцов, и Александр Калягин.
Главный редактор журнала "Театрал" Валерий Яков рассказал "Российской газете":
Читайте "Российскую газету" в Max - подписаться
"Благодаря этому театру, по сути, родилась такая важная номинация премии "Звезда театрала" - "Лучший русский театр за рубежом". В 2013 году мы эту награду вручали впервые - и тогда же мы познакомились с Николаем Свентицким, который уже более 20 лет являлся директором Тбилисского театра. А всего он служил своему театру, русской драме, русско-грузинской дружбе более 40 лет.
Он ведь не мечтал стать директором. С конца 1970-х годов работал там и администратором, и актером, и режиссером, ставил спектакли. Прикипел к своему театру всей душой - и это в самом деле один из лучших русских театров в бывших советских республиках, ставших "ближним зарубежьем". Это театр с потрясающей историей, с потрясающими актерами, режиссерами, которые оттуда разлетелись по всему миру, играли не только в Грузии или России.
Николай Свентицкий действительно был человеком потрясающего масштаба, разностороннего таланта. Он, конечно, не ограничивался только театральной, только административной деятельностью. И стихи писал, и занимался литературой, и издавал журнал. И проводил огромное количество всевозможных общественных мероприятий, акций, конгрессов, форумов, круглых столов. Потрясающий был человек, удивительного обаяния. Очень жаль, что он так рано ушел. Боролся с болезнью. Это действительно серьезная потеря - и для грузинского, и для русского театра, и для грузинской, и для русской культуры.
С 2013 года мы поддерживали с ним очень теплые отношения. С ним невозможно было не дружить, невозможно было не проникнуться симпатиями к этому потрясающему человеку, который после распада СССР так много сделал для сохранения русского театра.
Читайте также:
Николая Свентицкого похоронят в Пантеоне писателей и общественных деятелей на горе Махата
Он был настоящим человеком Советского Союза, понимаете? С душой, которая шире границ, шире и масштабнее всевозможных барьеров, языков. С ним было потрясающе комфортно людям самых разных национальностей. Я это неоднократно видел, когда участвовал в различных мероприятиях, которые он организовывал в Тбилиси. Он всех приглашал к себе в гости, собирал плод своим крылом: к нему очень любили приезжать все деятели театра, поэты и писатели, режиссеры и актеры.
Помню, мы отмечали 10 лет назад 85-летие Бориса Михайловича Казинца, который много лет проработал в этом театре. Потом в 1990-х годах он уехал в Штаты и там основал свой Театр русской классики в Вашингтоне. А в Тбилиси Николай Николаевич организовал ему празднование его юбилея. Это был замечательный вечер, моноспектакль Бориса Михайловича, и потом мы очень хорошо посидели, пообщались.
Свентицкий был человек потрясающий, быстрый, жизнерадостный, человек мира. И эта печальная новость для меня, конечно, совершенно неожиданна - буквально накануне Нового года мы с ним списались, он мне прислал поздравления, я - ему. И вдруг...
Таких людей не так много, и они очень важны - особенно в нынешние турбулентные времена такие люди, которые, как точки опоры, как те самые мостики, которые связывают страны, народы, позволяют нам сохранять нормальные человеческие отношения. Эти отношения еще пригодятся нам в более благополучные времена, которые всегда, рано или поздно, наступают после турбулентных.
Николай Николаевич сохранял в Грузии, в Тбилиси, не просто островок русской культуры, а дом, очаг, огромное сообщество русской культуры. И был примером для многих других стран. Это проявлялось на всех уровнях - от поэзии, литературы, театра до простого общения самых разных людей, которые родом из русской культуры.
Он любил возить театр Грибоедова на гастроли. Причем не просто в Москву или в Питер - хотя там был постоянный такой дружеский мост "Петербург - Тбилиси". Ехал с театром в Сибирь, любил у себя принимать русские театры. Огромное количество людей в самых разных странах, не только в Тбилиси, не только в Грузии, в России, будут всегда помнить, конечно, Николая Свентицкого - человека потрясающей души, не знавшего нарисованных кем-то бессмысленных границ".
Автор: Нина Дымченко