Интервью к юбилею Бронислава Мичиславовича Гонгало
Заведующий кафедрой гражданского права УрГЮУ имени В. Ф. Яковлева, профессор, доктор юридических наук Бронислав Мичиславович Гонгало сегодня отмечает свое 70-летие. В интервью корреспонденту Медиацентра Елене Медведевой, он рассказал о мечте поступления в университет, постоянном движении вперед, «юридической погоде в доме» и о том, как быть счастливым.
— Расскажите, пожалуйста, кем вы мечтали стать в детстве?
— Юристом. В четвертом классе я начитался детективов. И поэтому мечтал стать юристом, например, бандитов ловить. Но потом, когда уже стал учиться, я понял, что этого не хочу, и займусь тем, чтобы служить людям, а именно гражданским правом.
— А какие детективы помните из детства?
— В частности, есть очень известный фильм «Дело пёстрых». Там такие колоритные фигуры. Я до этого фильма читал как раз книгу. Кроме того, это кровожадная Агата Кисти, ну как без нее.
— В школе какие предметы были любимыми?
— Я очень хорошо знал математику, литературу. Считаю, что у хорошего юриста, мышление обычно математическое. Вместе с тем мы не можем обходиться без гуманитарных или гуманистических идей, когда мы говорим о справедливости, разумности и так далее.
— Когда приняли решение пойти в юридическую сферу и почему?
— Мне было 15 лет, когда я поступил в Челябинский юридический техникум, потом служба в вооруженных силах и, наконец, Свердловский юридический институт.
— А помните свой первый день в университете, каким он был?
— Ух, это был праздник, это была мечта, я, когда из армии приехал, поступил на рабфак, поэтому учебные занятия проходили в школе на улице Первомайской. Нас сразу отправили в колхоз. Собирали картошку. Тогда, конечно, было нелегко. Но я ничуть не жалею, что такое было, как раз наоборот, вспоминаю с благодарностью, потому что мы тогда с группой сдружились, узнали друг друга, поэтому, когда вернулись из колхоза, у нас уже коллектив был, мы понимали друг друга. Я с удовольствием это время вспоминаю.
— Бронислав Мичиславович, Ваш профессиональный путь развития вдохновляет. В 1974 году вы начали работать в Джезказганском областном отделе социального обеспечения, а стали Заслуженным юристом РФ. Как получалось всегда двигаться вперед?
— Я в Джезказганском областном отделе социального обеспечения оказался, потому что у меня были хорошие учителя. Техникуму очень благодарен, он давал образование великолепнейшее. И меня посоветовал один из преподавателей. У нас был преподаватель по предмету делопроизводствагде учили, как писать приказы, деловые письма.
Вот этот преподаватель Борис Михайлович, он мне посоветовал тогда, ехать туда, где ты будешь нужен. Не где тебе там понравится или не понравится, а где ты будешь нужен. А тогда эта область только образовалась. И я приехал туда, в облсобез, со мной поговорили, увидели, что оказывается, я кое-что знаю, и меня оставили в самом основном отделе, и работа моя сводилась в основном к рассмотрению различного рода жалоб, а также проверкой районных отделов социального обеспечения. То есть я ездил по командировкам. И, видимо, работал хорошо, потому что руководитель этого отдела, Жатай Кабзасарович Кабзасаров, сказал мне, что в армию не пойдешь. Он фронтовиком был. Я говорю, как? Мне надо в армию идти служить, а потом я учиться хочу. На что он мне говорил, я военкому скажу, никакой армии тебе не будет. Но слава Богу, я его уговорил, меня отпустили в армию. А потом я считаю, что мне повезло.
— Кто вдохновлял вас на пути становления?
— Знаете, у меня еще с юности был принцип: «Не сотвори себе кумира». Поэтому кумира у меня никогда не было. У меня не было таких людей, по образу которых я хотел бы жить. А с учителями мне невероятно повезло. У меня лекции читал Сергей Сергеевич Алексеевич на первом курсе. Я до сих пор помню, как он читал и некоторые его приемы я использую. Сергею Сергеевичу я рассказывал, чему я у него научился. И он так однажды смотрит на меня и говорит: «Ты правда это помнишь?». Ну, конечно, помню. Еще у меня читал лекции Октябрь Алексеевич Красавчиков, Вениамин Федорович Яковлев. Поэтому я благодарен учителям.
В этом году у меня хватило смелости собрать все, что писал про учителей своих и издал небольшую книжечку, которую я так и назвал «Мои учителя и друзья. Алексеев, Яковлев, Плетнев…». Я думаю, что если мы что-то умеем, то это благодаря Господу Богу, удачи и учителям.
— Вы подготовили более 90 научных трудов по актуальным проблемам гражданского права. Почему именно эта сфера стала вашим научным интересом?
— Гражданское право — это наша жизнь, оно касается каждого человека. Слава Богу, люди об этом не думают, не нужно об этом думать. Когда кто-то идет в магазин купить еды, то заключает договор купли-продажи. Вышел, сел в общественный транспорт, это заключил договор перевозки. Да и у тебя есть автомобиль, ты ездишь на автомобиле, ты осуществляешь право собственности. Вот мы наряжаем елочку. Нам подарили эти игрушки. Это договор дарения. Человек не думает об этом, но гражданское право начинается с момента рождения человека, заканчивая уходом из жизни. Это уже наследственное право. Гражданское право служит людям.
— Не ревнуют ли коллеги с других кафедр к тому, что именно к гражданскому праву не ослабевает интерес студентов?
— Я раньше говорил всегда, что есть только одна отрасль права, это право гражданское. Все остальное призвано обеспечить нормальное его функционирование либо его защиту. Я говорил это много раз, сейчас перестал. Насчет ревности, я думаю, что нет, я же не доказываю это, я высказываю свои суждения. Вот, вы знаете, как называют себя специалисты в области уголовного права?
— Нет, если честно, а как?
— Они называют себя уголовниками. Я всегда иронично к этому очень отношусь, потому что я полагал, что уголовники — это клиенты тех, кто занимается уголовным правом. А у нас специалисты в области гражданского права называются цивилисты. Красиво звучит. С этой точки зрения, может быть, чувство легкой ревности есть, но я думаю, что серьезно-то нет. Знаете, когда человек чем-то занимается, он же увлекается этим. И он искренне начинает верить в то, что его занятие — это самое главное в жизни.
— Бронислав Мичиславович, Вы также являетесь специалистом в жилищном праве. А как сделать так, чтобы юридическая погода в доме всегда была хорошей?
— Слушайте, ну, на этот вопрос нельзя ответить однозначно. Это была ошибка, если не хуже. На самом деле, неправильно применен закон. И сейчас отталкиваясь от той ситуации, на которую вы намекаете, у нас будут вноситься какие-то изменения в законодательство, в частности в риелторскую деятельность наконец. До сих пор она не регламентируется законом, то есть что-то будет меняться.
Знаете, я как-то написал статью, которую назвал «Жилищное право. Уходящая любовь моя». Мне сейчас не так неинтересна эта тема.
— Подходя к завершению нашего разговора, чем гордитесь сегодня?
— Мне это чувство мало знакомо. Скорее мне очень близки есенинские строки:
«Счастлив тем, что целовал я женщин,
Мял цветы, валялся на траве.
И зверье, как братьев наших меньших,
Никогда не бил по голове».
Мне как-то ближе это, а вот то, что я заслуженный юрист, доктор наук — нет. Все проходит, и это пройдет.
— Когда-то давно один из ваших студентов спросил вас о том, как стать счастливым. Вы ему тогда на этот вопрос, насколько я знаю, не ответили, а сейчас он стал проректором по молодежной политике в УрГЮУ. Вот сейчас, как бы вы ответили, в чём для вас заключается счастье и как стать счастливым?
— Ну как можно ответить на этот вопрос? Это каждый человек сам ощущает. Кто-то счастлив тем, что у него много денег, кто-то тем, что у него много детей, есть любимая жена или просто возлюбленная. Как можно ответить на вопрос? На этот вопрос нет универсального ответа для всех времен и народов.
Это состояние души. У кого-то все есть, допустим, а он все время недоволен, кто-то может быть нищим и счастливым. Это такое философское ковыряние в душе.
Вы знаете, был такой, Козьма Прутков. На самом деле его не существовало никогда. Это придумали братья Жемчужниковы и Алексей Константинович Толстой. Так вот, у него есть афоризм, «Хочешь быть счастливым, будь им».
— Вот вы тогда, так же и ответили Данилу Назиповичу.
— Не, ну, мне очень нравится эта вещь. Продолжая эту мысль, для меня давно уже сформировалось следующее. Если ты не хочешь быть счастливым, ты уже несчастлив. Это однозначно. Радуйся тому, что вот сейчас хорошая погода, у тебя есть друзья, семья, то, что ты что-то маленько умеешь, это уже хорошо.
Хочешь быть счастливым, будь им. На мой взгляд, это гениальная вещь, это утверждение.
— Прекрасно. Все, самое гениальное всегда заключается в простом. Ничего усложнять не надо.
— Конечно. Абсолютно согласен. Жизнь — не такая сложная штука, и не такая простая, как думают те, которые о ней рассуждают. На самом деле, она слагается из мелочей, из добрых слов. И надо уметь ценить это.
Наверное, это двигает людей вперед, что человек все время хочет чего-то еще. Может быть больше знаний, больше денег, не ценя то, что у него есть, надо уметь ценить, ценить эту жизнь.
Надо жить и радоваться, пока живешь, ибо мертвым ты пробудешь долгие времена.
— Бронислав Мичиславович, сейчас какую рекомендацию Вы бы могли дать юристам?
— Если как юристам, то право должно служить людям, это его высшая ценность. Я искренне так считаю, в том числе, с точки зрения практической и теоретической.
Беседовала корреспондент Медиацентра УрГЮУ имени В. Ф. Яковлева Елена Медведева
Фото предоставлены Уральским отделением Российской школы частного права имени С. С. Алексеева, кафедрой гражданского права УрГЮУ имени В. Ф. Яковлева