Приветстую посетителей блога «Прогулки в стратосфере». Поздравляю всех с наступившим Новым Годом и желаю мирного неба над головой.
Учитывая что с апреля 2025 года я не публиковал никаких материалов, а число подписчиков при этом не снижается и даже растет, означает что аудитория доверяет качеству публикуемых материалов отличая ширпотреб от эксклюзивной информации, что повышает перед вами ответственность вашего покорного слуги.
Большинству людей, интересующихся космонавтикой известно о советской лунной программе и скафандре «Кречет» для высадки на Луну, который был создан на заводе АО «НПП «Звезда». Этот скафандр можно встретить во многих государственных музеях и даже частных коллекциях по всему миру. Те, кто более детально погружался в данную тематику, знают о существовании еще одного лунного скафандра «Орел», который разрабатывался на том же предприятии, как альтернативная конструкция скафандру «Кречет». Об этих скафандрах я писал в далеком 2020 году, когда блок «Прогулки в стратосфере» только зарождался.
После того, как выбор пал на скафандр «Кречет», об «Орле» практически забыли, а скафандры до наших дней не сохранились – во всяком случае, ни в одном музее их найти не удалось. Единственным свидетелем о его существовании осталась лишь глава в книге «Космические скафандры России».
Автор блога много лет вел работы по поиску артефактов в попытках найти «останки» скафандра «Орел». В 2021 году удалось документально подтвердить существование шлема ГНШ-7 и сделать предположение что он мог относиться к скафандру «Орел», однако никаких доказательств на этот счет с тех пор не имелось.
В декабре 2025 года произошло интереснейшее событие, когда к автору обратился знакомый Алексей Широнин с просьбой помочь идентифицировать шлем, хранящийся в одном из музеев. Его внешний вид и этикетка с надписью «ГНШ-7» мгновенно поставили все на свои места – это был шлем утерянного скафандра «Орел» - забытой и недооцененной истории советской лунной программы.
Благодаря директору санкт-петербургского Музея оптики университета ИТМО Натальи Анисимовой был найден единственный на сегодняшний день известный экземпляр шлема ГНШ-7 для советского лунного скафандра «Орел», фотографии которого по просьбе автора были сделаны с разных ракурсов экскурсоводом Дмитрием Игоревичем Павловым, за что выражаю им огромную благодарность.
В рамках советской лунной программы Заводу № 918 (АО «НПП «Звезда») была поставлена задача разработать скафандр, обеспечивающий высадку человека на Луну.
Учитывая новизну работ, которые до этого никогда не выполнялись, сотрудники предприятия приступили к параллельному созданию двух концептуально разных типов скафандров: один из них имел классическую мягкую оболочку и съёмный ранец СОЖ и получил название «Орел», а второй — с названием «Кречет» — представлял собой вариант с полужёсткой кирасой из алюминиевых сплавов.
Мягкий «Орел» вёл свою родословную от скафандра «Беркут», в котором А. А. Леонов осуществил первый в истории выход человека в открытый космос, а «Кречет» — от прототипа скафандра для внекорабельной деятельности (ВКД). Таким образом, оба скафандра относились к разным конструкторским семействам, обладавшим своими неоспоримыми достоинствами и характерными недостатками
Говорить о том, какой из этих скафандров был лучше, — как минимум непрофессионально: они были разными, и каждый из них оптимально подходил под конкретный тип поставленных задач и особенности проекта лунного корабля. Об этом я очень подробно говорил во время выступления с докладом на конференции в ЦНИИЦ АКМиВЭ, посвящённой 60-летию полёта Юрия Гагарина, в контексте перспективного облика нового лунного скафандра.
Благодаря лёгкости и эластичности «Орел» мог использоваться не только для выхода в открытый космос, но и в качестве спасательного скафандра на этапах выведения на орбиту и спуска в плотные слои атмосферы, что в условиях дефицита свободного объёма на лунном модуле являлось неоспоримым преимуществом. Именно эту концепцию применили в NASA в программе «Аполлон», когда астронавты использовали скафандр A7L не только для работы на поверхности Луны, но и в качестве спасательного средства во время взлёта.
«Кречет», напротив, оказался тяжёлым десантным скафандром, заточенным под работу на поверхности Луны, и не был приспособлен для обеспечения спасательной функции во время выведения на орбиту. Одной из ключевых причин, побудивших советских учёных выбрать в качестве лунного скафандра тяжёлый полужёсткий «Кречет», являлось опасение за жизнь экипажа в случае разгерметизации корабля на начальном этапе полёта по лунной трассе, когда аварийное возвращение на Землю без облёта Луны становится невозможным.
Для решения этой проблемы в Институте авиационной и космической медицины были проведены семисуточные эксперименты с целью подтвердить возможность выживания человека, находящегося в изолированном скафандре, на протяжении всего времени облёта Луны и возвращения на Землю. Необходимым условием столь длительного пребывания в закрытом скафандре в условиях вакуума являлось наличие систем подачи пищи через герметичный штуцер и удаления отбросов жизнедеятельности человека, из-за чего конструкция скафандра существенно усложнялась. Безусловно, всё необходимое оборудование можно было без установить и на скафандр «Орел», однако его наличие утяжеляло бы конструкцию элементами, вероятность применения которых была крайне низкой и относилась к разряду обеспечения защиты в ситуации «отказ на отказ» - публикации об этих экспериментах так же можно найти на страницах блога «Прогулки в стратосфере».
Второй косвенной причиной отказа от «Орла» могла послужить особенность советских кресел типа «Казбек», в которых космонавты принимают характерную позу «эмбриона» с большими углами сгиба в коленных и тазобедренных суставах, — анахронизм, который так и не удалось искоренить… Стоит отметить, что об этой проблеме американские астронавты даже не догадывались в связи с применением кресел другого типа. Крупные гофрированные тазобедренные шарниры «Орла», обеспечивая хорошую подвижность при ходьбе и кратковременных приседаниях, оказались несовместимы с креслом «Казбек» из-за большого размера секций сильфона, вследствие чего шарниры штанин были переработаны с применением ткани одностороннего растяжения.
После утверждения «Кречета» в качестве основного лунного скафандра об «Орле», естественно, забыли, хотя некоторое время он ещё рассматривался Челомеем в качестве универсального скафандра для своей лунной программы ЛК-700.
Проиграв в лунной гонке, изготовленные «Кречеты» были переданы в многочисленные музеи, в то время как лишённый этой славы «Орел» был предан забвению, хотя его по праву можно назвать одним из самых сложных с технической точки зрения советских скафандров мягкого типа. История не имеет сослагательного наклонения, однако при определённых условиях, на упомянутом этапе бифуркации, концепция советского лунного скафандра могла пойти альтернативным путём, изменив наши представления о советской лунной программе. На сегодняшний день неизвестно, сохранились ли «Орлы» и, если да, то где и в каком состоянии они находятся. Даже в музее АО «НПП «Звезда» этот экспонат не представлен, поэтому появление фотографий ГНШ-7 вызвало огромную радость для историков и коллекционеров.
Что касается самого шлема «Орла», то его поиском я изначально занимался для своего проекта «Авиационные и космические шлемы СССР и России», который уже несколько лет лежит под сукном, ожидая новых артефактов и переписывания с учётом появившейся информации, которой за несколько жизни в забытой Богом словацкой горной деревушке накопилось очень много.
Остаётся открытым вопрос, касающийся второго варианта шлема с прозрачной передней полусферой. Наличие фотографий указывает на то, что, помимо ГНШ-7, инженеры пытались разработать шлем, аналогичный лунному A7L, у которого при выходе на поверхность Луны на стеклянную сферу надевалась дополнительная защитная каска с набором светофильтров — возможно, ГНШ-8?..
P.S.
На текущий момент, отсутствие регулярного выхода статей на канале «Прогулки в стратосфере» обусловлено токсичностью платформы "Дзен", занятостью собственными историческими исследованиями и смещением фокуса на публикации в зарубежных печатных изданиях, часть которых посвещена другим типам советского, российского и украинского вооружения, не относящимся к теме авиации и космонавтики, хотя при наличии запроса русскоязычные рукописи о БМПТ «Терминатор», «ПТРК Стугна», ТОС «Солнцепек» и т.п. могут быть опубликованы на страницах блога.
До новых встреч...