7-я в списке.
Ну, куда же без знаменитой любительницы кровавой косметологии.
Биографическая таблица:
Графиня Элизабет Батори из ЭкседаАльжбета Баториева родилась 7 августа 1560 году. Окончила свой жизненный путь в замке Чекйт 21 августа 1614года. Венгерская дворянка и предполагаемая серийная убийца охочая до крови красоток из могущественного рода Батори, владевшего землями в Венгерском королевстве (ныне Словакия). Батори и четверо её слуг были обвинены в пытках и убийствах сотен девушек и женщин с 1590 по 1610 год. Она и её слуги предстали перед судом и были осуждены. Слуги были казнены, а Батори была заключена в замок Чейте (Чахтице) и умерла во сне в 1614 году.
Обвинения, выдвинутые против Батори, были описаны несколькими историками как *охота на ведьм. Другие авторы, например Майкл Фарин в 1989 году, утверждали, что обвинения против Батори были подкреплены показаниями более 300 человек, некоторые из которых описывали вещественные доказательства и наличие изувеченных мёртвых, умирающих и заключённых в тюрьму девушек, найденных во время её ареста. Последние источники утверждают, что обвинения были спектаклем, призванным подорвать влияние её семьи в регионе, что считалось угрозой политическим интересам её соседей, в том числе империи Габсбургов.
*«Охота на ведьм» означает преследование кого-либо по несправедливому обвинению, поиски мнимых врагов.
Истории о Батори быстро стали частью национального фольклора. Легенды, описывающие её вампирские наклонности, например, о том, что она купалась в крови девственниц, чтобы сохранить молодость, были основаны на слухах и стали считаться достоверными только спустя столетие после её смерти. Хотя эти истории были повторены, по меньшей мере, тремя историками в XVIII и XIX веках, современные историки считают их недостоверными. Некоторые утверждают, что история Элизабет вдохновила Брама Стокера на написание романа «Дракула» (1897), хотя в заметках Стокера к роману нет прямых доказательств, подтверждающих эту гипотезу. Среди прозвищ и литературных эпитетов, приписываемых ей, — Кровавая графиня и Графиня Дракула.
(Батори принимает ванную, как некоторые подробности убранные от сюда, можно увидеть на ЖЖ https://mr-p-1987.livejournal.com/ )
Биография:
Ранняя жизнь и образование:
Елизавета родилась в 1560 году в родовом поместье в Ньирбаторе, Королевство Венгрия, и провела детство в замке Эчед. Её отцом был барон Геза VI Батори (ум. 1570), представитель эчедской ветви семьи, брат Андрея Бонавентуры Батори (ум. 1566), который был воеводой Трансильвании. Её матерью была баронесса Анна Батори из Сомлё (1537–1570), представительница другой ветви рода Батори, дочь Стефана Батори из Сомлё, *палатина Венгрии. По материнской линии Елизавета была племянницей Стефана Батори (1533–1586), князя Трансильвании, который стал правителем Речи Посполитой в качестве короля Польши и великого князя Литовского. У неё было несколько братьев и сестёр; её старший брат Стефан (1555–1605) служил королевским судьёй в Венгрии.
*Палатин Венгрии — высшая после короля государственная должность в Венгерском королевстве до 1848 года, высший сановник государства, наместник короля.
Елизавета была воспитана *кальвинисткой протестанткой, и в молодости выучила латынь, немецкий, венгерский и греческий языки. Родившись в привилегированной дворянской семье, она была наделена богатством, образованием и видным социальным положением. Некоторые источники предполагают, что жестокость Батори в более поздние годы объясняется тем, что её семья приучила её к жестокости.
* Кальвинизм: Суть: верховная власть во всём принадлежит исключительно Богу. Принципы: буквальное толкование Библии, признание богодуховным лишь одного источника Священного Писания — Библию, отсутствие монашества, отказ от любых духовных санов и т. д.. Учение о божественном предопределении: жизнь человека, его спасение или осуждение, а также всего мира предопределены Богом ещё до рождения человека. Акцент на изучении Библии: кальвинисты часто используют грамматико-исторический метод интерпретации, стремясь понять первоначальный смысл текста в его историческом и литературном контексте.
В детстве у Батори было несколько приступов, которые, возможно, были вызваны эпилепсией. В то время симптомы, связанные с эпилепсией, диагностировались как падучая болезнь, а лечение включало втирание крови здорового человека в губы эпилептику или введение смеси крови здорового человека и кусочка черепа, когда приступ заканчивался.
В возрасте 13 лет, до своего первого замужества, Батори якобы родила ребёнка. Как говорят, отцом был крестьянский мальчик, и предположительно малютку отдали местной женщине, которой доверяла семья Батори. Женщине заплатили за её действия, а ребёнка увезли в Валахию. Доказательства этой беременности появились спустя долгое время после смерти Елизаветы в виде слухов, распространяемых крестьянами; поэтому достоверность этих слухов часто оспаривается.
Брак и право собственности на землю:
В 1573 году Елизавета была помолвлена с графом Ференцем Надашди, членом семьи Надашди. Это было политическое соглашение в аристократических кругах. Надашди был сыном барона Тамаша Надашди де Надашди и Фогарашфольда (1498–1562) и его жены Оршольи Канижи (1523–1571).
8 мая 1575 года Батори и Надашди поженились во дворце Варанно (ныне Вранов-над-Топлёу, Словакия). В результате брака они стали совладельцами земель как в Трансильвании, так и в Венгерском королевстве.
Свадебным подарком Надашди Батори стал его дом в замке Чейте (Чахтице), расположенном в Малых Карпатах недалеко от Ваг-Уйхели и Тренчена (современные Нове-Место-над-Вагом и Тренчин, Словакия). В то время замок принадлежал королю Максимилиану II Габсбургу, но в 1569 году мать Ференца, Оршоля Каницзай, стала официальной управляющей. В 1601 году Надашди наконец выкупил замок у императора Священной Римской империи Рудольфа II, но во время его постоянных военных кампаний Елизавета управляла замком в его отсутствие, а также загородным домом Чейте и семнадцатью прилегающими деревнями.
После свадьбы супруги жили в замке Надашди в Шарваре:
В 1578 году, через три года после их свадьбы, Надашди стал главнокомандующим венгерскими войсками и повёл их на войну с Османской империей. Во время войны Батори управляла делами и многочисленными поместьями семьи. Эта роль обычно включала в себя ответственность за венгров и словаков, оказание медицинской помощи во время Долгой войны (1593–1606), а Батори была назначена защищать владения своего мужа, которые находились на пути в Вену. Угроза нападения была значительной, поскольку деревня Чейте ранее была разграблена османами, а Шарвар, расположенный недалеко от границы, разделявшей Королевскую Венгрию и оккупированную османами Венгрию, находился в ещё большей опасности.
Дочь Батори, Анна Надашди, родилась в 1585 году и впоследствии стала женой Николы VI Зринского. Среди других известных детей Батори – Орсоля (Орсика) Надашди (1590 - неизвестно), которая позже стала женой Иштвана II Беньо; Каталин (Ката или Катерина) Надашди (1594 -неизвестно); Андраш Надашди (1596-1603); и Пал (Пауль) Надашди (1598-1650), отец Франца III Надашди, который был одним из лидеров заговора магнатов против императора Священной Римской Империи Леопольда I. В некоторых хрониках также указывается, что у пары был еще один сын по имени Миклош Надашди, который женился на Жужанне Зрински. Однако это не может быть подтверждено, и, возможно, он был просто двоюродным братом или умер молодым, поскольку его имя не упоминается в завещании Батори от 1610 года. Дьёрдь Надашди — предположительно, так звали одного из умерших младенцев Надашди, но это не может быть подтверждено. За всеми детьми Елизаветы присматривали гувернантки, как и за самой Батори.
Ференц Надашди умер 4 января 1604 года в возрасте 48 лет. Хотя точная причина его смерти неизвестна, болезнь, по-видимому, началась в 1601 году и поначалу вызывала мучительную боль в ногах. С тех пор он так и не оправился полностью и в 1603 году стал инвалидом. Он был женат на Батори 29 лет. Перед смертью Надашди доверил своих наследников и вдову Дьёрдю Турзо, который в итоге возглавил расследование преступлений Батори.
Обвинения:
В период с 1602 по 1604 год, после того как слухи о зверствах Батори распространились по всему королевству, лютеранский священник Иштван Мадьяри подал на неё жалобу как публично, так и при дворе в Вене. В 1610 году Матьяш II поручил Дьёрдю Турзо, палатину Венгрии, провести расследование. Турзо в марте 1610 года поручил двум нотариусам, Андрашу Керестури и Можешу Чираки, собрать доказательства. К октябрю 1610 года они собрали 52 свидетельских показания; к 1611 году их число превысило 300.
Говорят, что Батори годами пытала или убивала крестьян; их исчезновения вряд ли могли спровоцировать расследование. Жестокое обращение знати с низшими сословиями не одобрялось, но и не запрещалось законом. Однако, в конце концов она начала убивать дочерей мелких дворян, некоторых из которых отправляли жить к ней в надежде, что они чему-то у неё научатся и получат выгоду от связи с высокопоставленной графиней.
Некоторые свидетели назвали имена родственников, которые умерли в *гинекее. Другие сообщили, что видели следы пыток на мёртвых телах, некоторые из которых были похоронены на кладбищах, а другие — в безымянных местах.
*Гинекей — в Древней Греции женские покои в доме, занимавшие его заднюю часть или второй этаж.
Правдивость обвинений:
Начиная с 1980-х годов учёные поставили под сомнение правдивость обвинений в адрес Батори. Некоторые авторы, такие как Ласло Надь и Ирма Шадецки-Кардош, утверждали, что Елизавета Батори стала жертвой заговора. Надь утверждал, что судебное разбирательство против Батори было в значительной степени политически мотивированным, возможно, из-за её огромного богатства и владения обширными земельными участками в Венгрии, которые увеличились после смерти её мужа. В то время Венгрия была втянута в религиозные и политические конфликты, особенно связанные с войнами с Османской империей, распространением протестантизма и усилением власти Габсбургов. Габсбурги были католиками, а Батори — протестанткой. Её племянник, князь Габор Батори, правил в Трансильвании, которая оказывала влияние на движение за независимость Венгрии от Габсбургов, что побудило последних дискредитировать эту семью. Князь Габор также претендовал на венгерский престол, представляя угрозу для короля Матьяша. Обширные земельные владения Елизаветы Батори включали крепости, которые могли бы помочь трансильванской армии, если бы Габор отправил её на помощь Матьяшу. Матиас, который изначально распорядился провести расследование в отношении Батори, был должен ей крупную сумму, которая была списана после её ареста.
Расследование преступлений Батори было начато по жалобе лютеранского священника Иштвана Мадьяри, что не согласуется с версией о заговоре католиков/Габсбургов против протестантки Батори. Однако религиозная напряжённость всё же могла быть источником конфликта, поскольку Елизавета была воспитана в кальвинистской, а не лютеранской вере.
Турзо, расследовавший обвинения, преследовал политические цели, которые могли быть достигнуты за счёт опорочивания Батори. Будучи союзником короля Матьяша, он участвовал в покушении на двоюродного брата «Крававой графини», принца Габора, и стремился к тому, чтобы его сын стал принцем Трансильвании, конкурируя с сыном Елизаветы Батори. Турзо утверждал, что, войдя в замок, он обнаружил множество мёртвых и умирающих девушек, но Садецки-Кардош утверждает, что вещественные доказательства были преувеличены, а Турзо представил мёртвых и раненых пациенток как жертв Батори. Землевладельцы, такие как Батори, отвечали за медицинское обслуживание арендаторов, поэтому больных и раненых подданных привозили в её замки. И вообще женщинам-землевладельцам было поручено заботиться о пациентках.
Арестовать:
13 декабря 1612 года Никола VI Зринский подтвердил соглашение с Турзо о заключении Батори в тюрьму и разделе имущества. В канун Нового 1612 года Турзо отправился в замок Чейте и арестовал Батори вместе с четырьмя её служанками, которых обвинили в том, что они были её сообщницами: Доротеей Семтеш, Илоной Йо, Катариной Беницкой и Яношем Уйвари («Ибисом» или Фико). Согласно письму Турзо своей жене, во время своего внезапного визита он обнаружил в замке одну мёртвую девушку и ещё одну живую «жертву», но нет никаких свидетельств того, что они спрашивали её, что с ней случилось. Она пришла в себя, но не давала показаний на суде. Хотя принято считать, что Батори была застигнута за пытками, на самом деле же она ужинала. Изначально Турзо заявил гостям и жителям деревни Елезаветы, что поймал её с поличным. Однако она была арестована и задержана до обнаружения или представления жертв. Наиболее вероятно, что утверждение о том, что Турзо застал хозяйку замка в крови, было приукрашиванием вымышленных историй.
Турзо обсуждал дальнейшие действия с сыном Батори Павлом и двумя её зятьями, Николой VI Зринским и Дьёрдем Другетом. Её семья, правившая Трансильванией, стремилась избежать потери имущества Батори, которое могло быть конфисковано короной после публичного скандала. Турзо вместе с Павлом и двумя её зятьями изначально планировали отправить женщину в монастырь, но по мере распространения информации о её поступках они решили держать её под строгим домашним арестом.
После ареста Батори было проведено два судебных разбирательства: первое состоялось 2 января 1611 года, а второе — 7 января того же года. На первом судебном разбирательстве дали показания семнадцать свидетелей, в том числе четверо слуг, которые также были подозреваемыми. Этих подозреваемых пытали перед началом разбирательства. Они признались и заявили, что действовали по приказу Елизаветы. После суда их казнили как сообщников. Илоне Жо и Доротте Сентеш нанесли увечья пальцев и казнили на костре. Из-за его молодости и веры в то, что он менее виновен, Яноша Уйвари казнили гораздо менее болезненным способом: обезглавили. После этого его тело сожгли на том же костре, что и тела Жо и Сентеш. Другая служанка, Эржи Майорова, сначала избежала поимки, но была сожжена заживо после задержания. Катарина Беницка была приговорена к пожизненному заключению после того, как выяснилось, что остальные издевались над ней. Вот из-за таких зверств со стороны «правосудия» невиновный становился виновным.
Обвинения в убийстве основывались на слухах. Нет никаких документов, подтверждающих, что кто-либо в этом районе жаловался на графиню. В тот период письма с жалобами писали всякий раз, когда кому-то причиняли вред, даже из-за украденной курицы. Хотя 300 свидетелей дали показания против Батори, ни один из них не был жертвой или очевидцем пыток.
Наибольшее количество жертв, упомянутых во время суда над сообщниками Батори, составило 650 человек, но эта цифра основана на заявлении служанки по имени Сюзанна о том, что Якаб Сильваши, придворный Батори, видел эту цифру в одной из личных книг хозяйки. Книга так и не была найдена, а Сильваши никогда не упоминал о ней в своих показаниях.
Заключение и смерть:
25 января 1611 года Турзо написал королю Матьяшу письмо, в котором сообщил, что они схватили Батори и заключили её в замок. Палатин также согласовывал ход расследования с политической борьбой с князем Трансильвании. Она провела остаток жизни в замке Чейте, где и умерла в возрасте 54 лет. Дьёрдь Турзо писал, что Батори была заперта в комнате с кирпичными стенами, но, согласно документам о визите священников в июле 1614 года, она могла свободно передвигаться по замку, что больше похоже на домашний арест.
В сентябре 1610 года она написала завещание, в котором оставила всё своё нынешнее и будущее наследство своим детям. В последний месяц 1610 года она подписала соглашение, в котором распределила поместья, земли и имущество между своими детьми. Вечером 20 августа 1614 года Батори пожаловалась своему телохранителю, что у неё холодные руки, на что он ответил: «Ничего страшного, госпожа. Просто ложитесь спать». Она легла спать и на следующее утро была найдена мёртвой. Она была похоронена в церкви Чейте 25 ноября 1614 года, но, согласно некоторым источникам, из-за недовольства жителей деревни тем, что графиню похоронили на их кладбище, её тело перевезли в родной город Эчед, где оно было предано земле в семейном склепе Батори. Местонахождение её тела сегодня неизвестно, но считается, что оно погребено глубоко в церковной части замка. В церкви Чейте и в замке Чейте нет никаких указаний на то, где могла находиться её могила.
Однако на честном глазу местные жители показывают надгробие якобы 100% настоящей Елизаветы Батори:
Родословная:
Батори была праправнучкой Барбары Александры и Болеслава IV Варшавского, а также Микалоюса Радивилы Старого; третьей правнучкой Болеслава Янушевича, четвёртой правнучкой Владимира Ольгердовича и пятой правнучкой Альгирдаса.
Фольклор и массовая культура:
Дело Элизабет Батори вдохновило на создание множества историй в XVIII и XIX веках. Самым распространённым мотивом этих произведений было то, что графиня купалась в крови своих девственниц-жертв, чтобы сохранить красоту или молодость. Впервые эта легенда была опубликована в 1729 году в книге иезуита Ласло Туроци «Трагическая история», первом письменном описании дела Батори. Эта история была поставлена под сомнение в 1817 году, когда впервые были опубликованы свидетельства очевидцев (появившиеся в 1765 году). В них не было упоминаний о кровавых ваннах. В своей книге «Венгрия и Трансильвания», опубликованной в 1850 году, Джон Пэджет описывает предполагаемое происхождение кровавых ванн Батори, хотя его рассказ, по-видимому, является вымышленной пересказом устных преданий того времени. Трудно сказать, насколько точен его рассказ о событиях. Садистское удовольствие считается гораздо более правдоподобным мотивом преступлений Батори.
Батори была внесена в Книгу рекордов Гиннесса как самая плодовитая женщина-убийца, хотя количество её жертв оспаривается.