Найти в Дзене
Venefica

Девочка, которая задумалась

Пока самый трепетный и известный отец России (после отца Адама, конечно) судится со школой № 626, чье недеяние лишило его "Родительской славы" и законно-заслуженного полумиллиона, я продолжу свои повести о других детях, может и не столь выдающихся родителей, но весьма и весьма обнадеживающих.. человечество в целом. Этой было всего 12 лет, когда она узнала что-то, что шокировало ее: людям, попавшим в больницы "по скорой", не могли спасти жизнь не потому, что врачи были беспечны, а потому, что медицина не могла оперативно отреагировать на некоторые, никак не проявлявшие себя до этого, особенности их организмов. Ее зовут София Томова, когда она прочла, что врачи часто прописывают лекарства, не зная, как будет реагировать организм пациента, она решила сделать то, что большинство взрослых не решалось - попыталась это исправить. Неожиданные побочных эффекты применения лекарств уносят жизни американцев чаще, чем ДТП и диабет. Это не передозировка и не медицинские ошибки. Это пациенты, кото

Пока самый трепетный и известный отец России (после отца Адама, конечно) судится со школой № 626, чье недеяние лишило его "Родительской славы" и законно-заслуженного полумиллиона, я продолжу свои повести о других детях, может и не столь выдающихся родителей, но весьма и весьма обнадеживающих.. человечество в целом.

Этой было всего 12 лет, когда она узнала что-то, что шокировало ее: людям, попавшим в больницы "по скорой", не могли спасти жизнь не потому, что врачи были беспечны, а потому, что медицина не могла оперативно отреагировать на некоторые, никак не проявлявшие себя до этого, особенности их организмов.

Ее зовут София Томова, когда она прочла, что врачи часто прописывают лекарства, не зная, как будет реагировать организм пациента, она решила сделать то, что большинство взрослых не решалось - попыталась это исправить.

Неожиданные побочных эффекты применения лекарств уносят жизни американцев чаще, чем ДТП и диабет. Это не передозировка и не медицинские ошибки. Это пациенты, которые обратились в больницу за помощью и пострадали из-за того, что лекарство неадекватно провзаимодействовало с их генетикой. Аллергия. Всем подходит протокол - им нет.

Ученые знают корень проблемы годами. Некоторые люди носят в себе генетические мутации, такие как CYP2D6 или CYP2C19, которые меняют то, как их организм метаболизирует. Безопасное для большинства лекарство может быть ловушкой для них. Логическое решение - генетический скрининг перед назначением.

Но есть нюанс.

Геном человека содержит шесть миллиардов пар оснований. Перебор такого количества данных для нескольких опасных мутаций может занять часы или дни даже при суперкомпьютере, а экстренной ситуации - сердечный приступ, приступ удушья, тяжелая травма - у врачей просто нет времени.

Вот где вмешалась маленькая София.

Всего в 12 лет школьница из Ноксвилля, штат Теннесси написала алгоритм, который мог сканировать геном пациента и выявлять опасные мутации реакции на определенные вещества за секунды, а не часы. Вместо того, чтобы поровну проанализировать все шесть миллиардов точек данных, ее программа разумно отфильтровала геном, сосредоточившись только на регионах, которые, как известно, эти мутации и сосредоточены. Он использовал распознавание шаблонов и машинное обучение, чтобы резко ускорить обработку без ущерба для точности.

Она не случайно наткнулась на идею.

Уже в 11 лет София уже подала предварительный патент на устройство, предназначенное для безопасной для окружающей среды утилизации неиспользованных лекарств, чтобы они не заражали грунтовые воды и реки. Пока большинство детей страдают над своими домашними заданиями, она думала о сбережении окружающей среды и общественном здоровье.

Так что, когда она узнала о смертельной реакции на обезболивающие, она не подумала, "Ах, как это горько!".

Она подумала, что это решаемо.

В 2016 году София участвовала в Discovery Education 3M Young Scientist Challenge, один из самых высококонкурентных научных соревнований для школьников. Соревнуясь с тысячами старшеклассников, она вышла в финал с помощью алгоритма геномного анализа - исследования, которые, по признанию профессионалов, может действительно спасти тысячи жизней.

София Томов в свои 12
София Томов в свои 12

Когда ее спрашивали о её достижениях, она их не преуменьшала:

"Я надеюсь, что это предложенный мною способ будет чрезвычайно широко распространен".

Ее идея одновременно смела и практична: геномы пациентам будут секвенировать в рамках обычного ухода - при родах или при регулярном медосмотре. Эти данные будут находиться в их медицинской карте. Каждый раз, когда людям будут назначать лекарства, особенно в экстренных случаях, врачи смогут запустить ее алгоритм и мгновенно узнать, какие лекарства безопасны, а каких лучше не применять.

Никаких догадок.

Просто персонализированная медицина, которая работает в реальном времени.

София ясно сказала, что её алгоритм все еще нуждается в дальнейшем тестировании, доработке и проверке перед реальным развертыванием. Но её прорыв неоспорим: она доказала, что проблема, которую многие ученые считали слишком массивной для решения, может быть решена.

Вот такой ребенок. И, да, гениальной она себя не считала.

Ее долгосрочные цели амбициозны, но достижимы - хотела получить степень доктора компьютерных наук, строить компании, ориентированные на машинное обучение, и продолжать решать проблемы, защищающие человеческую жизнь.

Сейчас Софии исполнилось двадцать два. Она закончила учебу и продолжает работать в области информатики и машинного обучения. Но то, что она сделала в свои 12 лет, все еще имеет огромное, неоценимое значение.

Она показала, что инновации могут быть предложены не только не только взрослыми с учеными степенями. И что иногда люди, которые меняют мир, являются теми, кто еще не знает, что им "не положено" это делать.

В 11 лет она работала над тем, чтобы вода оставалась чистой.

В 12 лет она нашла "слабое место" в геноме, прицельный анализ которого может спасти тысячи жизней.

Она не дожидалась, когда станет старше.

Она не дожидалась особого приглашения.

Иногда будущее начинается с того, кто может поверить в невозможное, стоит только попробовать. И да, даже это уже вписало её имя в историю науки - даже если она не прогремит, как Маск, она, полагаю, многим сможет помочь - и вовсе не потому, что перечитала тысячи учебников непонятно зачем...

НепоДзензурное отныне тут:

Екатерина Фролова - Инженер, пишущий публицистику, стихи и сказки

Сарказм в уксусе, йад с перцем, окололитературные изыскания и прочие деликатесы, взращенные на отечественных реалиях, без кириешек и даже даром - чтобы никто не ушел обиженным.