Найти в Дзене

Опровержение ошибочной этимологии теонима «Анцәа» (Анчва) в абхазской традиционной религии

В статье «Абхазский традиционный пантеон», опубликованной в Википедии, утверждается, что теоним «Анцәа́» (Анчва) получен от слов «ан» (мать) и «цва» (много), что якобы означает «много матерей». Подобная трактовка, возникшая ещё в советское время, является глубоким заблуждением. Главное доказательство несостоятельности этой теории кроется в живой речи и законах абхазского языка. Существует принципиальная разница в произношении и морфологии: Анцәа́ (Анчва) ‒ имя Бога в абхазском и абазинском языках. Ударение падает на последний слог, что в корне меняет семантику слова. А́нацәа (А́начва) ‒ множественное число от слова «мать» (ан). Для обозначения матерей используется иная форма с дополнительным гласным «а», что делает теорию о «многих матерях» лингвистически ошибочной. В своё время доктор исторических наук и кандидат философских наук Григорий Вахайдович Смыр предложил научно обоснованный разбор теонима Анцәа (Анчва), который распадается на три части: А ‒ определённый артикль. Н ‒ корень о

В статье «Абхазский традиционный пантеон», опубликованной в Википедии, утверждается, что теоним «Анцәа́» (Анчва) получен от слов «ан» (мать) и «цва» (много), что якобы означает «много матерей». Подобная трактовка, возникшая ещё в советское время, является глубоким заблуждением. Главное доказательство несостоятельности этой теории кроется в живой речи и законах абхазского языка. Существует принципиальная разница в произношении и морфологии:

Анцәа́ (Анчва) ‒ имя Бога в абхазском и абазинском языках. Ударение падает на последний слог, что в корне меняет семантику слова. А́нацәа (А́начва) ‒ множественное число от слова «мать» (ан). Для обозначения матерей используется иная форма с дополнительным гласным «а», что делает теорию о «многих матерях» лингвистически ошибочной.

В своё время доктор исторических наук и кандидат философских наук Григорий Вахайдович Смыр предложил научно обоснованный разбор теонима Анцәа (Анчва), который распадается на три части: А ‒ определённый артикль. Н ‒ корень от слова «анҵара́» (анцIара), означающего «положить начало, завести, создать». ЦӘА (чва) ‒ кожа, кожура, скорлупа, кора. Таким образом, Анцәа (Анчва) ‒ это не «А́нацәа» (Аначва) а «Ацәа́ аны́зҵаз» (Ачва анызцIаз), то есть Творец, который «положил начало коже, создал её и облачил ею весь мир». Тем самым он положил начало самой жизни. Бог Анчва ‒ универсальная сила, облёкшая жизнь в плоть и сформировавшая физический мир.

-2

Аргументация о «смене пола богов» противоречит исконному мировоззрению абхазов. Древние абхазы воспринимали мир как единое божественное творение. Верховное начало не могло возникнуть путём «сложения» женских божеств в мужское, так как оно изначально было фундаментальной энергией. Абхазы всегда обращались к Богу в единственном числе, используя мужскую форму обращения «Уара́» (Ты). Слово «Ацәа́» (кожа, кора, скорлупа) в этом контексте ‒ символ границы между небытием и формой. Создание «кожи» есть завершающий акт творения. Анчва ‒ это персонифицированная единая воля, заведшая механизм жизни, а не биологическое понятие, связанное с материнством.

-3

О том, что абхазы исповедовали не язычество, а реликтовый монотеизм, свидетельствует термин «анцәахәы́» (анчвахъвы), которым именовались все остальные персонажи традиционного религиозного пантеона. Такие фигуры, как Анапа-Нага, Джаджа, Айтар, Ажвейпшаа, Шашвы и другие, часто ошибочно называемые «богами», на самом деле являются лишь повелителями природных стихий. Формант «хәы» (хъвы) в слове «анцәахәы́» прямо означает «долю, часть» единого Бога Анцва. Все они ‒ лишь части целого, подчиняющиеся единому Творцу.

-4
-5