История оружия полна тупиковых ветвей, смелых экспериментов и нереализованных потенциалов. Одним из самых ярких и технически изящных «что если» в советском оружейном деле стал ручной пулемет «ЛАД». Рожденный в разгар войны, в 1943 году, он был последней и самой мощной попыткой выжать из пистолетного патрона 7.62×25 мм ТТ всё, на что тот теоретически был способен, превратив его из боеприпаса для личного оружия в основу ротного огневого средства.
ПРЕДЫСТОРИЯ: ВЫСОКИЕ ОЖИДАНИЯ ОТ МАЛЕНЬКОГО ПАТРОНА
Идея использовать мощный пистолетный патрон для более серьезного оружия витала в воздухе с самого момента его принятия. Еще в 1930 году, при выборе нового штатного патрона, в «особом мнении» инженера В.П. Середина прозвучал ключевой аргумент: 7.63×25 мм Маузер (и его советский аналог) лучше подходит для перспективного пистолета-пулемета, способного поражать цели на дистанциях до 500 метров. Эта идея, казалось, была забыта с приходом ППД и ППШ, но в 1943-м к ней вернулись с новой силой.
Запрос исходил с самого верха — от председателя Технического совета Наркомата вооружения Э. Сателя. Он поручил Арткомитету ГАУ сформулировать требования к ручному пулемету с ленточным питанием под патрон ТТ. Требования разослали всем ведущим КБ страны, но парадоксальным образом первенство захватили не именитые конструкторы, а испытатели.
РОЖДЕНИЕ СИСТЕМЫ: ИННОВАЦИЯ ОТ ПОЛИГОНЩИКОВ
В инициативном порядке на Научно-исследовательском полигоне стрелкового вооружения (НИПСВО) трое инженеров — капитан Василий Лютый, майор Владимир Дейкин и старший сержант Николай Афанасьев (их фамилии и дали название «ЛДА», позже трансформировавшееся в «ЛАД») создали свой вариант оружия. Уже 8 августа 1943 года опытный образец вышел на испытания.
КОНСТРУКЦИЯ: ГИБРИДНАЯ МОЩЬ ДЛЯ СЛАБОГО ПАТРОНА
Главной инженерной задачей было заставить пистолетный патрон надежно работать в ленточном питании с высоким темпом стрельбы. Конструкторы нашли изящное и нестандартное решение — комбинированную систему автоматики.
- Газоотвод + свободный затвор: Помимо массивного свободного затвора (весом 650 г), часть энергии пороховых газов отводилась в газовую камеру под стволом. Поршень толкал затворную группу, обеспечивая надежное и плавное извлечение гильзы и подачу следующего патрона из ленты. Эта схема была заимствована из пулемета Шпитального и стала «силовым усилителем» системы.
- Элегантная компоновка: Затвор состоял из двух частей, скользил по направляющим внутри штампованной ствольной коробки на крошечных «крылышках», что обеспечивало невероятно легкий ход. Механизм подачи ленты, смонтированный в откидной крышке, приводился в движение оригинальным криволинейным рычагом.
- Ленточное питание: 150-патронная рассыпная лента в прицепной коробке — главное тактическое преимущество «ЛАДа» над магазинными ПП. Это обещало непрерывность огня, недоступную для ППШ даже с барабанным магазином.
В результате получилось сбалансированное, «спокойное» при стрельбе оружие весом 5,56 кг с темпом 530 выстр/мин.
ИСПЫТАНИЯ: БЛЕСТЯЩИЙ УСПЕХ И БЕЗРАДОСТНЫЙ ВЕРДИКТ
На полигоне «ЛАД» показал себя блестяще:
- Кучность на 100 и 300 метров была сравнима с ручным пулеметом ДП.
- Надежность: всего 5 задержек на 1750 выстрелов в условиях сильного запыления и после «купания» в болотной воде.
- Огневая эффективность: В сравнительных стрельбах по мишеням «ЛАД» с четырьмя лентами (600 патронов) поразил цели 26,8% пуль, затратив 2 минуты. ППШ для того же количества патронов (со сменой 4 магазинов) потребовалось более 20 минут, а результативность была ниже — 18,7%.
Даже мэтр советского пулеметостроения Василий Дегтярев, увидев «ЛАД» на полигоне, высоко оценил оригинальность технических решений и лично похвалил авторов.
ЗАКАТ: ПАТРОН, ОПОЗДАВШИЙ К ВОЙНЕ
Однако судьба системы была предрешена не ее недостатками, а прогрессом. К 1943 году вовсю шла работа над новым промежуточным патроном 7.62×39 мм. На его фоне даже самый удачный пулемет под пистолетный патрон выглядел анахронизмом.
В отчете полигона лаконично констатировали: «…из-за малой мощности существующего пистолетного патрона ТТ… разрабатывать подобный вид оружия… нецелесообразно».
20 октября 1943 года пленум Арткомитета ГАУ поставил окончательную точку: «Изготовление серийной партии пистолетов-пулеметов с ленточным питанием, как не удовлетворяющих полностью современным требованиям, считать нецелесообразным».
ЭПИЛОГ: НЕСОСТОЯВШИЙСЯ ПРОРЫВ И ТЕХНИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ
«ЛАД» стал лебединой песней патрона ТТ в роли основного боеприпаса. Он доказал, что техническими ухищрениями можно создать надежное и эффективное оружие даже под маломощный патрон. Но он же и доказал обратное: никакие ухищрения не заменят правильно выбранный патрон.
Однако этот эксперимент не был напрасным. Ориентальные решения, опробованные в «ЛАДе» — компоновка подвижной системы, рычажный механизм подачи ленты в штампованной коробке — не пропали даром. Они внимательно изучались и, по некоторым данным, нашли свое отражение при окончательной доводке ручного пулемета под новый промежуточный патрон — будущего РПД-44.
«ЛАД» остался в истории как памятник инженерной смелости и напоминание о том, что в оружейном деле побеждает не просто хорошая конструкция, а своевременная конструкция, основанная на правильном боеприпасе. Это был последний, мощный всплеск уходящей эпохи, на смену которой уже спешил новый класс оружия.