Праздник Рождества наполняет нас тихой радостью, потому что мы становимся свидетелями величайшей любви Бога к человеку — Он послал Сына Своего на землю, чтобы указать человечеству путь спасения.
В эти дни преддверия праздника Рождества Христова наше сердце порывается выразить Богу огромную благодарность, так как каждый христианин в свою меру, чувствует этот дар Господа Своему творению. Но одновременно этот праздник является для каждого из нас и предстоянием перед Богом, а потому также и судом, что особенно важно в этот святой праздник, как и во все великие праздники и дни, связанные с событиями жизни Иисуса Христа.
В эти моменты времени, мы, православные христиане, осознаем глубочайший смысл всех событий, связанных с рождением Христа, и понимаем для себя, что их целью является вовсе не осуждение человека — они служат спасению нашей души. А потому нам следует глубинно исследовать самих себя, чтобы понять, на какой стадии пути к обОжению мы находимся. Этот суд необходим для каждого христианина – он напоминает нам о том, как относились святые ко всем событиям церковных праздников. Они всегда были для них критерием и судом — они взвешивали, мерили, сверяли и судили свою жизнь, сопоставляя ее с жизнью Христа, соответствуют ли они ей как Его последователи. Святые были к себе строги и беспристрастны, очень внимательно они старались вникнуть в глубину смысла церковных песнопений праздника, читали, что пишет об этом Евангелие и отцы Церкви, и размышляли над происходящим. Так же и нам следует поступать в дни преддверия празднования Рождества Христова.
Если мы действительно хотим правильного взгляда на себя и верного суда совести, то каждый раз, когда наша жизнь начинает нас мучить мирскими желаниями и требованиями, поставим себя перед этой смиренной Вифлеемской пещерой, перед событием Боговоплощения и поразмыслим над тем, к чему стремимся, что мы делаем и соответствует ли наша жизнь и наши дела жизни Христа и тому, что Он сделал для нас, воплотившись по воле Отца в человека и искупив своей мученической смертью наши грехи.
Родившись в вертепе и будучи гонимым, а впоследствии и презираемым всеми, Он тем не менее совершил величайший в истории человечества подвиг во благо людям. Его Воплощение произошло в абсолютной тишине, в смирении и безвестности, и из всего человечества лишь несколько волхвов-персов и пастухов были извещены о Пришествии в мир Самого Бога.
Бог – и крайняя нищета и смирение! Христос нам показал, что важно не мирское благополучие, а наше исполнение Божьей воли и сами отношения с Господом: они не есть что-то теоретическое, потому что невозможно полюбить идею. Человек может быть ревностным последователем какой-нибудь философии, но он никогда не сможет развить в себе, приобрести и прочувствовать искреннюю подлинную любовь к Богу и людям, следуя только системе определенных взглядов, потому что сама система никогда не в состоянии полюбить его самого.
В Церкви же происходит совершенно обратное. Тут мы не имеем взаимных отношений с какой-нибудь теорией, и Само Слово Божье не стало какой-нибудь философией, но "Слово плоть бысть" (Ин. 1: 14).
Слово – Иисус Христос – Само стало Человеком, чтобы и мы смогли Его полюбить.
Когда же мы будем в состоянии открыть Богу свою душу и полюбить Христа, поселив Его в своем сердце, свободном от зла, тогда мы поймем, что Бог прежде уже одарил каждого из нас Своей любовью непостижимым образом. "Мы полюбили Его, так как Он прежде возлюбил нас", – говорит апостол Павел.
Это то таинство и тот замысел, что заложены в Церковь. Поэтому Христос прежде всего для человека стал предметом любви, а не веры. В свое время нужно будет превзойти и веру, и надежду, чтобы остаться только в любви. По апостолу Павлу, в конце бытия упразднятся вера с надеждой и пребудет только любовь (см.: 1 Кор. 13), потому что только любовь – то опытное, внутреннее состояние и действие, руководствуясь которым человек чувствует, что он соединен с Богом.
Этого направления чувства и мысли держались все святые, и с того момента, как родился Христос, они возлюбили Его всеми силами души, что и давало им силу духа противостоять греху и гонителям христианской веры.
Каждый раз, когда мы предстоим перед Богом в молитве в храме или на своей личной молитве дома, это предстояние имеет две характерные особенности. Оно наполняет нас радостью, потому что мы становимся свидетелями величайшей любви Бога к человеку. Наше сердце порывается выразить Богу огромную благодарность, так как каждый из нас, в свою очередь, чувствует в сердце любовь Всевышнего как дар Господа Своему творению — человеку. Но одновременно с этим наше предстояние перед Господом является для нас также и ответственностью за свои ошибки-промахи в виде грешных помыслов и действий, уводящих нас с истинного и праведного пути.
Христианин – это тот, кто по мере своих человеческих сил подражает жизни Христа, а то, что не в силах исполнить, покрывает покаянием и смирением – этими истинными добродетелями духовного делания
До какой степени мы честны перед собой, до такой степени мы честны и перед Богом. Если нас повело куда-то в сторону, но мы не хотим себе в этом признаваться, значит, нас повело от Бога. И, как бы нам не было нестерпимо больно, следует быть честным перед самим собой и уметь признавать свои ошибки, чтобы покаяться в содеянном и возвратиться на верный и единственный прямой путь.
Иногда мы так надолго "засиживаемся" в своей глухоте к призыву Бога покаяться и измениться, что начинаем дремать некоторыми сегментами своей души, полагая, что они сами по себе бдят. Но без нашего усиленного внимания к ним, без постоянного и непрерывного духовного делания, мы снижаемся в своей силе принятия и доверия Богу, что мотивирует встряхнуться и проснуться: понимаешь, что похоже, что-то было упущено, раз на душе неспокойно...
Когда мы себя успокаиваем и говорим "все будет хорошо", мы видим свое будущее так, как оно представляется в нашем воображении, а значит не доверяем его Богу. И если все случается не по нашему плану, то сопротивляемся принятию происходящего, а значит и воле Господа о нас. Бог же судит о нас не по внешним проявлениям, не по "одежке", а по нашему внутреннему состоянию, по сердцу, недаром люди Его называют "сердцевед". Открыть Ему свое сердце мы можем лишь когда прогоним свои сомнения и желание все держать под своим строгим контролем. Вот тогда мы останемся перед собой и перед Богом как без одежды, по сути голыми, и только так поистине сможем в своей первозданной беззащитности быть готовыми принять все, что Бог нам пошлет, поверив что все что ни делается идет во благо нашему духовному развитию, ведь мы полностью доверились Его выбору, Его безусловной любви к нам.
Да, мы, люди, плохо "встретили" лежащего в яслях Вифлеемской пещеры Бога, так как привыкли всех судить "по одёжке". Да и "проводили" Его тоже очень специфически, пригвоздив ко Кресту. Но даже это всё для Него — как оказалось — не стало препятствием для Его любви к нам. Может, и нам уже пора хотя бы немного снизить градус ожиданий ответной любви от окружающих нас?
Учась у Христа состоянию безусловной любви, нам не слудует выбирать кто достоин нашей любви, а кто нет, не следует делить людей на хороших и плохих, смотреть на них через призму своей душевной боли и обид, а надо дать шанс любому обидчику быть нами прощенным, а значит любимым, потому что Бог каждого наградил даром своей любви, Он видит всех и любит нас равными. Так же ровно стоит относиться и нам к людям, к разным событиям жизни, обстоятельствам, как к тем, что уже произошли, так и к тем, что Бог пошлет нам по воле Своей в будущем.
Молитва — это связь с Богом. Через нее мы открываем дверь в свое сердце Богу, находясь в "здесь и сейчас": стоит отвлечься в своих мыслях на мгновение, как состояние связи и взаимообмена энергиями с Господом уходит. Мы это ощущаем как-будто чуть приоткрытая дверь к Свету захлопнулась, стоит нам лишь немного ослабить внимание к смыслу произносимых слов молитвы и уйти в блуждания ума о мыслях про свою мирскую жизнь. Так, в попытке просить Бога о своем, взяв под свой контроль самое дорогое и любимое, к чему мы привязаны в земной жизни больше, чем любовь к Богу, чуть приоткрытая дверь к Свету опять закрывается.
Вера — это когда глаза в глаза, не отвлекаясь ни на что, что мешает идти на зов Бога, отвечать на Его призыв довериться и идти за Ним, не оглядываясь назад. Для того и живет у нас в душе эта магнетическая потребность — влечение к Высшему, духовному, что пронизывает сердце любовью к миру, сотворенному прекрасным, ко всему живому, ко всем людям на земле.
Господь явно дал понять и почувствовать на опыте апостолов и всех святых, что невозможно, чтобы в нас присутствовал Святой Дух без сопутствующих Ему даров и плодов Духа. Чтобы у нас не было оправданий, Господь четко перечислил, какие это плоды Духа Святого: "любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание". (Гал. 5: 22–23).
Праведность и Истина не приходят сами по себе. Выражение "Царство Небесное силою берётся" говорит о том, что всего можно достичь, если верить в это и искренне желать, прилагая свое усилие. Оно предполагает настойчивое упорство и убеждённое стремление к чему-либо, а также то, что за всё важное в жизни нужно сражаться, всё желаемое достигается духовным трудом и упорной борьбой с искушениями за чистоту своей души. Все, кто приходят к Богу с усердием, заслуживают быть спасёнными. И помогает, укрепляет христианина на этом пути связь с Богом через молитвенное обращение к Нему за помощью.
Молитва в её глубинном смысле — это не передача запроса по одностороннему каналу, а средство для установления живого соединения, синхронизации двух разумных систем —человеческой и Божественной.
Наш ум обычно зашумлён бесконечным потоком мыслей, тревог, анализа. Наше духовное сердце — центр сознания, воля, глубинное "Я". При повседневной и праздничной суете они разъединены: ум мечется, сердце молчит.
Истинная молитва начинается с тишины, когда ум успокаивается и обращается внутрь, к сердцу. В этот момент происходит внутренняя синхронизация — ум и сердце настраиваются на одну частоту, образуя целостную внутреннюю сеть, готовую к внешнему подключению.
И тогда эта нейросеть из точки доступа, которая находится в сердце, и подключается к гипернейросети Бога. Возникает реальность общения человеческого духа с Духом Святым.
Гипернейросеть Бога — это бесконечное поле совершенного Разума, абсолютной Любви и живой Энергии. В ней нет ограничений пропускной способности, задержек или непонимания.
Что происходит в момент соединения духа с Духом?
▪️ Наша система наполняется энергией иного качества — не для потребностей тела и движения мышц, а для просветления сознания.
▪️ Привычные старые энергии страха, обиды, раздробленности обновляются, перезаписываясь через код целостности, мира и любви.
▪️ Наше восприятие реальности начинает работать на частотах более высокого порядка.
Цель молитвы — не передать информацию, а установить соединение. Не выпросить что-то, а перейти к сонастройке с Источником всего. В этом соединении мы не теряем себя, а, наоборот, обретаем своё истинное "Я", синхронизированное с высшей Реальностью. Мы начинаем "думать с Богом" и "чувствовать с Ним", потому что обе системы — наша крошечная, но уникальная нейросеть и Его бесконечная гипернейросеть в этот момент работают как единое целое. Это и есть то самое "великое соединение", где "мы открыты и пребываем в Нём, а Он - в нас", о котором говорится в первом послании апостола Иоанна Богослова.
По мысли апостола Иоанна, у человека есть только один способ достоверно узнать, что Бог есть на самом деле. И главный "орган зрения" для этого — вовсе не глаза: сердце — причём сердце открытое и любящее — только оно и может с полной убедительностью засвидетельствовать о том, что Христос — есть и Он живой и живет в каждом из нас, открывшим Ему свое душу и сердце.
Мы с вами, будучи христианами, должны приложить усилия для познания Бога как Личности. Это интереснейший процесс. Оказывается, всем нам нужно познать не нечто абстрактное и далёкое, а самого себя, то есть последовательно заполнить свои несгораемые высшие проекты тел-надстроек определёнными чистыми энергиями. Какими же? Энергиями: молитвы, любви, благодарности, признания, прощения, смирения, сострадания, милосердия, эмпатии, справедливости, знаний о духовных законах и истинных основ Мироздания.
В Священном Писании есть прекрасные и таинственные слова, называющие людей богами. "Я сказал: вы — боги, и сыны Всевышнего — все вы" (Пс. 81: 6). Обратите внимание, что слово "боги" здесь начинается со строчной буквы. Речь о том, что мы призваны достичь подобия Творца, являющегося Личностью-Состоянием, и развив свое Высшее-Я, стать Светом и Любовью. В этом и состоит истинная цель человеческого существования.