Найти в Дзене

Ламповый Михаил Катков

На арене современные "историки" литературы. В январе, когда исполняется 200 лет со дня рождения Салтыкова-Щедрина, эти господа выпускают материал о Михаиле Каткове, реакционном издателе 2-ой половине 19 века.
В целом, из рассказа "историков", Катков выглядит весьма положительно. Ну подумаешь, он консерватор, зато он печатал Достоевского и Толстого в своём журнале. Служил царю (в ролике это

На арене современные "историки" литературы. В январе, когда исполняется 200 лет со дня рождения Салтыкова-Щедрина, эти господа выпускают материал о Михаиле Каткове, реакционном издателе 2-ой половине 19 века.

В целом, из рассказа "историков", Катков выглядит весьма положительно. Ну подумаешь, он консерватор, зато он печатал Достоевского и Толстого в своём журнале. Служил царю (в ролике это выглядит скорее со знаком плюс).

Я приведу отрывок из "Истории русской критики" 2-ой том (1958), из которого можно узнать о Каткове то, что никогда нельзя узнать из просмотра роликов Егора Яковлева — я имею ввиду классовый подход.

"Центром антидемократической литературы и критики второй половины XIX века явился журнал"Русский вестник", издававшийся с 1856 по 1887 год в Москве крупнейшим реакционным публицистом М. Н. Катковым.

Журнал Каткова вел систематическую борьбу с материализмом, с заветами Белинского и традициями гоголевского направления, против Некрасова, Герцена, Чернышевского и Салтыкова-Щедрина, против "Современника", "Русского слова" и "Отечественных записок". Реализм и нигилизм в статьях публицистов "Русского вестника", как и у Страхова, сливаются в одно целое, враждебное искусству.

Натуральную школу и всю демократическую беллетристику "Русский вестник" объявил продуктом "толпы", "серых людей", разрушителей изящного. Журнал Каткова ополчился на сатирическую сущность творчества Гоголя, обвиняя его в мрачной односторонности. Гоголь породил безнравственную демократическую литературу. Некрасов, в глазах Каткова, лишён таланта и является олицетворением несостоятельности демократической литературы и журналистики; он "подделывался под народ", был "актёром", но "не выдержал своей роли".

"Русский вестник" постоянно обрушивался на творчество шестидесятников, продолжателей гоголевского направления. На его страницах давались резко отрицательные отзывы о Решетникове, Н. Успенском, и Гл. Успенском, о беллетристах-народниках. Катковский журнал подхватил идеи эстетической критики 50-х годов, он ратовал за "чистое" искусство, за искусство "вдохновения". В таком духе Катков ещё в 1856 году трактовал творчество Пушкина. С этим связана и ориентация "Русского вестника" на Фета. Катков поручает ему и В. Боткину написать статью, направленную против "Эстетических отношений" и романа Чернышевского "Что делать?". Фет пытался опровергнуть основной тезис диссертации Чернышевского о связи искусства с действительностью. Такая связь, говорит поэт, к сожалению, существует. Но она — свидетельство не силы, а слабости искусства, которое всегда стремится освободиться от сковывающих и отрезвляющих кандалов действительности, уйти "за черту реальности".

Нигилизм отождествлялся "Русским вестником" не только с реализмом, но и с социализмом, с революцией. В борьбе с демократией, с национально-освободительным движением "Русский вестник" прибегал к провокациям, натравливал жандармерию на передовую журналистику и литературу. Недопустимо грубой, провокационной была борьба "Русского вестника" с Герценым и Огаревым. Катков обвинял лондонских эмигрантов в подстрекательстве русской молодежи к революции, в которую, однако, они сами не верили. Всё это делалось для доказательства излюбленной мысли реакционных публицистов и критиков, авторов антинигилистических романов, в России нет реальных оснований для революции, революция в России — искусственное насаждение заграничных (в том числе и польских) "авантюристов". Катков утверждал (в статье "К какой мы принадлежим партии?"), что в России нет причин для появления партий и их борьбы. В России, по мнению Каткова, есть одна партия — "русская партия". К ней принадлежал Пушкин, к ней принадлежит и он, Катков, со своими единомышленниками.

Журнал Каткова вел злобную агитацию против I Интернационала и Маркса, называл "политическим развратом" народовольческое движение.

"Русский вестник" пользовался большой популярностью среди реакционных групп дворянства, чиновничества и буржуазии. Журнал являлся из боевым органом. Царское правительство также внимательно следило за журналом и прислушивалось к его голосу. Этим следует объяснить значительное количество подписчиков (оно доходило до 5 тысяч)."

Ссылка на ролик:

https://m.youtube.com/watch?v=OXKYzX6EI0w&t=2939s