Третий год Лошади в ХХ веке оказался нелегким и буйным. 1930-й принес «доламывание» фундамента прежней жизни, тревогу, много нового и непривычного. «АиФ-Крым» продолжают рассказывать о том, какими были годы Лошади, что они «привозили» крымчанам.
Все в колхозы!
Начался 1930 год обязательством крымских комсомольцев организовать за два месяца восемнадцать новых коммун.
- Жители деревни Ускут (ныне Приветное, Большая Алушта) открыто выразили недовольство грядущей организацией колхоза во время визита в село членов правительственной комиссии в декабре минувшего года. А в ночь с 26 на 27 января ОГПУ начинает аресты активистов несостоявшегося антиколхозного восстания — как в Ускуте, так и в соседних деревнях. В течение трех суток арестованы около ста человек.
- В Крыму вовсю идет коллективизация. Ради того, чтобы продемонстрировать высокие темпы, создается множество мелких маломощных хозяйств, которые просто не имеют шансов выжить. Впереди всех — Ялтинский район, где в коллективные хозяйства влились 84% дворов. В аутсайдерах Джанкойский район (33%), Бахчисарайский (29%), Керченский (22%). Но средняя цифра по Крыму в марте уже выглядит внушительно: почти две трети хозяйств являются коллективными. В каждом районе власти изыскивают свои методы давления на единоличников: от отказа в продаже им товаров, семян, сельхозорудий — до организации судов и лишения избирательных прав.
- Одновременно с созданием колхозов идет процесс раскулачивания: согласно постановлению ЦК ВКП(б) от 5 января. В Крыму относительно невысок процент действительно состоятельных крестьян, а помещичьи хозяйства уже давно национализированы. Поэтому «под раздачу» попадают середняки, не успевшие вступить в колхозы. К 1 марта раскулачено более 2,8 тысяч хозяйств, выселено из Крыма более 30 тысяч человек: «кулаков», «бывших эксплуататоров», служителей культа.
Историк Александр Зарубин в одной из своих статей приводил примеры из сводок по раскулачиванию: «Евпаторийский район. «Конфискуют имущество все подчистую: календарь, ложки, окорока, последнюю буханку хлеба, сдают все это в колхоз, и когда делят эти мелочи, то получаются скандалы. Кулаки уезжают, детей бросают, которые ходят под окнами и просят их покормить». Судакский район. «... Отбирали все до последней буханки, деньги, золото, подушки, самовары».
- В июне по всей стране введено обязательное начальное образование. В Крыму проводится перепись детей школьного возраста: их почти 81 тысяча человек. На полуострове сразу же сталкиваются с жесточайшим дефицитом кадров: профильное образование имеет хорошо если четверть учителей. Во многих деревнях детей учат «педагоги», которые сами еле-еле читают и пишут.
Дорогая франзоль
- Дефицит продовольствия в Севастополе. В начале июля заместитель секретаря Севастопольского райкома ВКП(б) в сводке указывает: «Политическое состояние по городу продолжает оставаться, в связи с продуктовыми затруднениями, напряженным».
Военврач ЧФ Афанасий Власов в июле делает такую запись в своем дневнике: «Хлеб продается только по карточкам, молоко можно купить только для детей не старше пятилетнего возраста, мяса давно нет в продаже — рабочие получают 400 граммов мяса на девять дней. Франзоль (100-граммовая булочка белого хлеба) стоит 33 копейки, 400 гр. масла — 1 р. 30 коп.».
Севастопольский район никогда не производил столько продовольствия, чтобы прокормиться самостоятельно, поставки сюда проводятся недостаточные. В городе начинается создание сети закрытых распределителей для рабочих.
- В августе в Крыму открывается первая высоковольтная линия электропередач. Она тянется из Симферополя в Севастополь, и подает электричество также в Ялту, Саки, Евпаторию, Бахчисарай.
- 30 октября вышло постановление ВЦИК РСФСР о реорганизации районов Крыма. Здесь формируются национальные районы: Фрайдорфский (еврейский) и Биюк-Онларский (немецкий). В декабре президиум КрымЦК признал национальными татарскими районами Балаклавский, Ялтинский и Алуштинский.
- Озвучены планы руководства Крыму на следующий год: увеличить количество коек в санаториях на треть, пропустить через здравницы 47 тысяч пациентов.
- Крымчане дружно и добровольно-принудительно делают взносы на постройку дирижабля «Клим Ворошилов». Газета «Красный Крым» в ноябре пишет: «октябрята Симферополя вносят 4 рубля и вызывают пионеротряды г. Симферополя».
- Ситуация с продовольствием, несмотря на сбор урожая осенью, остается напряженной. Многие промышленные товары, вплоть до носок и ниток, исчезли из свободной торговли. «Население разделено на шесть категорий, и поскольку высшая категория (промышленные рабочие и военнослужащие) снабжаются сравнительно удовлетворительно (800 гр хлеба), постольку низшие снабжаются плохо (300 гр хлеба). Промтоварами снабжаются почти исключительно члены ЦРК (Центральный рабочий кооператив). Иждивенцы, не состоящие членами ЦРК промтоварами не снабжаются. Членский взнос в ЦРК довольно высок. Со ставки 140 руб. я плачу 57 руб. в год», — писал в ноябре военврач ЧФ Афанасий Власов.
Проглотил часы
- На рыбных промыслах в Камыш-Буруне (Керчь) выявлены «крупные хищения рыбы». Во время вытягивания сетей к ним бросаются «стрелки» — мальчишки с ведрами, набирающие некрупную рыбу. Так они помогают выжить семьям. Потери от «стрелков» оцениваются в 2 тонны в день.
- Объявлено о начале изысканий по проекту Совнаркома Крыма — постройки железной дороги по Южному берегу. Проект, к слову, остался «мертворожденным».
- В керченских каменоломнях обнаружены документы революционного штаба: партизаны действовали здесь в 1919 году.
- В Севастополе профессором Гриневичем начата подготовка к исследованию руин Херсонеса, затопленных морем.
- 14 декабря над Черным и Азовским морями пронесся ураган, силу которого оценили в 11 баллов. На берег выброшен пароход «Игнатий Сергеев», несколько судов потерпели аварии.
- Репрессии захватывают не только «кулаков». Сотрудники НКВД выявляют «иностранных шпионов» и «контрреволюционные организации». Севастопольцы обсуждают трагедию пожилого дантиста Видуцкого. Еще до установления Советской власти он оказал услугу женщине, ставшей затем женой наркома. Очевидно, над высокопоставленным чиновником сгустились тучи — и он «потянул» за собой случайных людей. Старика арестовали, в заключении он проглотил свои часы. В лазарете изолятора сделали операцию, извлекли часы, но пациент, дождавшись, пока надзиратель отлучится, выбросился из окна второго этажа. Операционные швы разошлись, и «в больших мучениях» дантист скончался.
- По всему Крыму идет активная антирождественская кампания. Один из лозунгов: «Ни одного прогула в рождественские дни!»