Его фильмы — «Неподдающиеся» и легендарные «Девчата» — стали символом целой эпохи, собрав миллионы зрителей и подарив стране народных любимцев.
Но жизнь самого режиссера Юрия Чулюкина была далека от идеалов. Тайна рождения, тюремный срок, страстный брак со звездой и загадочная смерть в далеком Мозамбике — его личная история больше напоминает остросюжетный драматический фильм.
С первой минуты своей жизни в 1929 году Юрий Чулюкин был окружен тайной. Официальным отцом значился Степан Чулюкин, но в театральной среде упорно шептались о другом: настоящим отцом будущего режиссера называли звезду МХАТа Михаила Астангова.
Сходство было поразительным. Уже взрослым, случайно встретив Астангова в гастрономе, Чулюкин будто остолбенел, не в силах оторвать взгляд от человека, в котором видел своего кровного родителя.
Невысказанная семейная тайна стала для подростка тяжким грузом и вылилась в жестокий бунт. Связавшись с опасной компанией, юный Чулюкин оказался замешан в преступлении, закончившемся убийством, и попал за решетку.
По одной версии, его оправдали, по другой — он отбыл срок. Необратимым последствием стал подорванное в камере здоровье: отбитые почки будут мучить его всю жизнь.
Пережитое заставило Чулюкина дать себе слово «Никогда больше!».
Спасение он нашел в искусстве, начав с должности ученика художника в театре и руководителя самодеятельности на Московском заводе киноаппаратуры. Энтузиазм рабочих, для которых он ставил спектакли, подтолкнул его к режиссуре.
Успех пришел мгновенно. Его дебютная картина «Жизнь начинается» на закрытом показе вызвала оглушительный хохот.
Так серьезная драма превратилась в народную комедию «Неподдающиеся», триумфально прошедшую по экранам страны и получившую первую премию на фестивале в Минске.
На волне успеха 30-летний режиссер совершил стремительный романтический прорыв.
Он без лишних слов сделал предложение 18-летней красавице Наталье Кустинской, чей образ «русской Мэрилин Монро» сводил с ума мужскую половину СССР.
«Завтра в ЗАГС!» — заявил он. И она согласилась.
Их восьмилетний брак стал смесью страсти и постоянных конфликтов. Чулюкин, боявшийся остаться в тени славы жены, отказывался снимать ее в своих фильмах.
Кустинская же жаждала больших ролей. Ревность режиссера принимала пугающие формы: он мог прийти в ярость из-за откровенного купальника на съемках. Однажды ночью Наталья проснулась от леденящего душу ощущения: пьяный муж стоял над ней с ножом в руке, проводя лезвием по ее спине.
Последней каплей стала измена. Кустинской донесли, где проводит время ее супруг. Она застала его с другой женщиной. Та даже не стала отпираться. Собрав вещи, Наталья ушла, оставив прощальную записку.
С уходом жены ушла и режиссерская удача. Чулюкин нашел покой во втором браке с актрисой Людмилой Смирновой, но прежних высот уже не достиг.
Он нашел себя в патриотическом и молодежном кино, став уважаемым преподавателем ВГИКа, но народной любви уровня «Девчат» больше не было.
В марте 1987 года 57-летний Чулюкин отправился в Мозамбик на Неделю советского кино. Утром 7 марта его тело нашли в шахте лифта гостиницы «Раума». Официальная версия — самоубийство — выглядела абсурдно. Зачем лететь на другой континент представлять успешный фильм, чтобы так странно оборвать жизнь?
Правда начала просачиваться позже. Накануне режиссер заступился за коллегу Ирину Шевчук, которую приставали местные мужчины.
Он защитил актрису и проводил до номера. По одной из версий, именно эта благородная попытка стоила ему жизни: обиженные хулиганы могли выследить его и расправиться, инсценировав самоубийство. Советская делегация, не желая скандала с «союзниками», предпочла замять инцидент. В СССР о гибели режиссера не появилось ни строчки.
Наталья Кустинская до конца была уверена в ином: «Без меня Чулюкин как-то зачах... Это самоубийство».
Его похоронили на Кунцевском кладбище. Но главные вопросы — о его рождении, страстях и смерти — так и остались без окончательного ответа.
Основано на биографических материалах.
ВСЕ ФОТО — из Яндекс.Картинки
Подпишитесь на канал и поставьте палец вверх - в вашей ленте будет больше интересного :)