Матери Николая II - императрице Марии Федоровне, как известно, удалось спастись во время революции. В 1917 году, узнав об отречении сына, она кинулась в Ставку, чтобы поддержать и успокоить бывшего императора. При ней Николая отправили обратно в Петербург к семье под арест.
Плачущая вдовствующая императрица долго смотрела вслед поезду, навсегда увозящему о нее ее старшего сына. После этого Мария Федоровна вернулась в Киев, где она тогда занималась госпиталями для раненых военных.
Бегство
В Киеве однако быстро стало неспокойно. Узнав об отречении императора, горожане утратили всяческое уважение к Марии Федоровне. Императрицу даже не пустили в тот госпиталь, в который она вложила огромное количество денег и сил.
Зять Марии Федоровны, муж ее старшей дочери Ксении, великий князь Александр Михайлович, уговорил ее уехать из Киева в более безопасный Крым. Вместе с Марией Федоровной и Александром Михайловичем в Крым поехала и младшая дочь вдовствующей императрицы - Ольга.
Ольга в последующем рассказывала, что отречение Николая ввергло Марию Федоровну буквально в истерику. Императрица расхаживала по покоям, плакала и никак не могла взять в толк, как такое вообще могло произойти.
На вокзал во время отъезда из Киева, по словам Ольги Александровны, Александр Михайлович отнес Марию Федоровну едва ли не на руках. Императрица настолько плохо себя чувствовала, что практически не могла идти.
В Крыму однако Мария Федоровна взяла себя в руки. Ведь ей нужно было защищать родственников и русских аристократов, которые, как и она, уехали в тихий на тот момент Крым. В отсутствии императора и его супруги, уповать изгнанники могли только на Марию Федоровну.
В Крыму в последующем вдовствующей императрице пришлось перенести множество лишений. Мария Федоровна и ее спутники попали под арест. Почти полтора года они подвергались серьезнейшей опасности потерять свои жизни. В имении, где находились Романовы, постоянно устраивались унизительные обыски.
Ситуацию для императрицы усугубляло и отсутствие вестей от Николая и его семьи, а также от младшего сына Марии Федоровны - Михаила Александровича. Мария Федоровна очень переживала и не хотела верить в то, что оба ее сына, невестка и внуки погибли.
Бездушный Георг V
Возможно, Марию Федоровну, ее дочерей, племянницу Ирину Романову с супругом Феликсом Юсуповым и других родственников и не пощадили бы, как несчастного императора и его семью. Но вдовствующую императрицу спасла ее родная сестра - английская королева Александра.
Александра, как и Мария Федоровна, к тому времени уже потеряла мужа и стала вдовствующей королевой. Англией правил ее сын - Георг V. Георг, как известно, оказался спасти Николая II, Александру Федоровну и их детей, не пожелав видеть их у себя в Британии.
Если бы король согласился помочь Николаю, царская семья, скорее всего, спаслась бы в полном составе. Однако этого не произошло. Георг испугался английской прессы, выступавшей против приглашения свергнутого императора России в Англию.
Не хотел Георг ничего предпринимать и для спасения Марии Федоровны. Однако испугавшись за сестру, на сына надавила королева Александра. Отношения у Марии Федоровны и Александры всегда были самыми теплыми и дружескими.
Сестры
Известно, к примеру, что вдовствующая императрица в преддверии революции, чувствуя что-то неладное, каждый день писала Александре тревожные письма. Королева успокаивала ее, как могла и ее ответные послания проливали бальзам на душу несчастной вдовствующей императрицы.
Как бы там ни было, Георг прислал за Марией Федоровной корабль, на котором она и ее родственники и отправились в эмиграцию. Уезжая в Англию, Мария Федоровна надеялась на теплый прием и сочувствие. Однако этого не произошло.
Известно, что в Англии несчастной Марии Федоровне, потерявшей родственников, пришлось перенести немало страданий и унижений. Об этом можно судить, к примеру, по воспоминаниям также спасшейся великой княжны Марии Павловны младшей, кузины Николая II.
Холодный прием
Мария Павловна пишет, что в Англии Марию Федоровну приняли холодно и с подозрением. Дабы не провоцировать прессу, Георг приказал привезти императрицу в Портсмут, куда втайне прибыла и английская королевская семья.
Вдовствующая королева Александра, конечно, встретила сестру с огромным радушием. Однако королевская семья - Георг V и его супруга Мария Текская, стояли в стороне и выглядели растерянными. Они не знали, как вести себя с Марией Федоровной. Императрицу не встречали ни оркестр, ни толпы народа, как это было прежде.
На перроне, по словам Марии Павловны, было тихо и лишь полицейские останавливали редких пассажиров, проверяя у них документы. Как пишет княжна, королевская семья настолько боялась последствий прибытия Марии Федоровны в Англию, что не оказала императрице даже "формального радушия".
Императрица-невидимка
В Лондоне Мария Федоровна поселилась в коттедже королевы Александры Мальборо хаус. Поначалу ей, конечно, понравилось жить у сестры. Ведь королева и императрица не видели друг друга много лет и им было о чем вспомнить и о чем поговорить. К тому же Мария Федоровна впервые за несколько лет чувствовала себя в безопасности.
Однако постепенно ситуация начала меняться. Король Георг и его супруга внешне относились к Марии Федоровне вежливо и с теплотой. Но в каждом их жесте и взгляде читалось желание того, чтобы императрица рухнувшей империи как можно скорее покинула их страну.
В Англии мать Николая II страдала. Ее не приглашали на балы и приемы, куда едва ли не каждую неделю отправлялась ее сестра Александра. В британских королевских резиденциях установилось негласное табу вообще на упоминание о России и российской императорской семье.
Конечно, это очень расстраивало императрицу. Для своих английских родственников она превратилась едва ли не в невидимку. Даже священники в греческих церквях, которые посещала Мария Федоровна в Лондоне, на службах не упоминали российской императорской семьи, как это было раньше.
"России для них больше не существует", - писала в своих письмах родственникам Мария Федоровна. Очень расстраивали вдовствующую императрицу и события, происходящие в Лондоне, в отношении Первой мировой войны.
Когда в столице Англии прошел парад союзных войск, Мария Федоровна, посетившая это мероприятие, плакала. Никто во время парада даже не упомянул Россию. Разумеется, не были представлены на параде и российские войска. Мария Федоровна вспоминала, сколько русских солдат погибло на фронте, и на ее глаза наворачивались слезы.
Перестали понимать друг друга
В довершение всего у вдовствующей императрицы испортились отношения и с ее сестрой - королевой Александрой. Обе сестры тогда уже были пожилыми женщинами. Марии Федоровне исполнилось 73 года, а Александре - 75. В юности сестры были необыкновенно дружны.
Однако с годами все изменилось. Большую часть жизни Мария Федоровна и Александра прожили вдали друг от друга, в странах с совершенно разной культурой. В результате они совершенно перестали понимать друг друга. Мария Федоровна и Александра раздражились, время от времени ссорились, и обе страдали от этого.
Мария Федоровна сердилась на то, что Александра к старости стала туга на ухо. Вдовствующую королеву же раздражало холодное отношение Марии Федоровны к королю Георгу, ее сыну. Вдовствующая императрица никак не могла взять в толк, почему ее племянник не спас ее сына, с которым ранее был так дружен.
Вслух Мария Федоровна этого не говорила. Но это постоянно читалось в ее глазах.
Тяжелые известия
Помимо всего прочего, Марию Федоровну расстраивали известия, периодически приходившие из России. О Николае II, его семье и Михаиле Александровиче императрица сведений не получала. Марии Федоровне оставалось только надеяться на лучшее. Император, его семья и брат к тому времени уже погибли. Но точно об это за границей известно еще не было.
При этом из России постоянно приходили сведения о гибели кого-то из семьи Романовых. К примеру, именно в Лондоне Мария Федоровна получила известие о кончине четырех великих князей, закончивших свои дни в застенках Петропавловской крепости.
Также в Англии императрице пришло письмо, в котором сообщалось о гибели великой княгини Елизаветы Федоровны, родной сестры императрицы Александры Федоровны, супруги Николая II.
Племянник-скряга
В конечном итоге разногласия с сестрой и холодность английского короля вынудили Марию Федоровну уехать из Англии. Вдовствующая императрица отправилась на свою родину - в Данию. В Дании ей также пришлось перенести немало унижений.
Ее племянник - датский король Кристиан X, оказался очень жадным человеком. Кристиан постоянно пенял Марии Федоровне на то, что она "сидит у него на шее". В конечном итоге императрице даже пришлось уехать из дворца Кристиана и поселиться за городом на вилле Видере.
Эту Виллу Мария Федоровна когда-то приобрела на свои деньги вскладчину с Александрой. Сестры останавливались здесь, когда приезжали в гости к родственникам. Александра подарила Марии Федоровне свою часть виллы. Поэтому в Видере Мария Федоровна чувствовала себя полноправной хозяйкой.
Вскоре однако случилось новое несчастье. Датский банк, в котором хранилась большая часть сбережений Марии Федоровны, лопнул. Кристиан не горел желанием содержать тетушку. К тому же Мария Федоровна начала раздражать его и по другой причине.
Пребывание вдовствующей императрицы в Дании не нравилось Советской России. Кристиану же было выгодно наладить с Россией хорошие отношения. В конечном итоге Мария Федоровна решила уехать из Дании обратно в Англию.
Королева Александра, конечно, приняла ее. К тому времени сестры уже притерлись друг к другу, смирились с тем, что у них обеих изменились характеры, и жили спокойно, по прежнему поддерживая друг друга.
Однако во время пребывания в Англии, Марию Федоровну постоянно расстраивало другое - известия, приходившие из Дании. Пока ее не было, датские родственники уволили практически всю ее прислугу в Видере. Люди, проработавшие на Марию Федоровну и Александру много лет, нещадно изгонялись с Виллы без материальной поддержки.
Король Кристиан просто не захотел платить слугам тетушки зарплату. Королева Александра даже послала племяннику денег на зарплату обслуживающему персоналу в Видере. Но Кристиан все равно уволил всех, не заплатив никому ни копейки. Это конечно, очень возмутило и расстроило и Марию Федоровну, и Александру.
Любовь простых датчан
Возможно, Мария Федоровна так и осталась бы доживать свой век в Англии. Но в отличие от короля Кристиана, простые датчане очень любили и уважали ее. Одно из датских обществ, которому императрица помогала, когда еще была на пике власти в России, организовало для нее сбор средств, а затем пригласило обратно в Данию.
Мария Федоровна снова уехала на родину и поселилась в Видере. Здесь она и прожила остаток жизни. Когда Мария Федоровна скончалась, ее племянники - Кристиан и Георг, повели себя и вовсе очень некрасиво.
Заветный ларец
Дело в том, что Мария Федоровна, несмотря на крымские обыски, смогла вывезти из России целых ларец с дорогими царскими украшениями. И на этот ларец после кончины императрицы положили глаз оба ее племянника. Логика их была проста. Ведь они оба помогали Марии Федоровне после бегства из России.
Английский король Георг в конечном итоге оказался расторопнее своего датского кузена Кристиана. Его доверенные лица уговорили старшую дочь Марии Федоровны - Ксению, быстро переправить ларец в Англию после кончины императрицы.
Не найдя ларца в Видере, король Кристиан, по воспоминаниям очевидцев, буквально рвал и метал. Но поделать уже было ничего нельзя. Сокровища уплыли в Англию. В последующем многие из них по бросовой цене приобрели у Ксении Георг и его жена Мария Текская, а также некоторые английские аристократы и банкиры.
За такую щедрость Георг разрешил Ксении жить в Англии. Великой княжне был предоставлен коттедж Фрагмор-хаус, где она и прожила до самой своей кончины.
Кстати, именно в этом коттедже, находящимся неподалеку от Виндзорского замка, в 2018 году прошел свадебный банкет опальных ныне принца Гарри и Меган Маркл.