Первую часть статьи можно прочитать здесь.
В России рождественская открытка прошла долгий и непростой путь. История ее началась почти одновременно с распространением этого явления в Европе, но первоначально предприимчивые купцы просто закупали красивые праздничные картинки без надписей за границей и продавали, предварительно сделав надпись "С Рождеством!".
В 1871 году появились открытки собственного производства, но тогда это были просто карточки с почтовой маркой, без картинок, и назывались они «открытое письмо». Издавать такие карточки могло только государство.
1894 год стал поворотным моментом – в России разрешили выпускать открытые письма частным издательствам. Это привело к бурному развитию отечественной открыточной индустрии.
История русской открытки тесно связана с деятельностью издательства Общины Святой Евгении. И здесь немножко углубимся в историю.
После крымско-турецкой кампании 1877-78 гг. положение многих сестер милосердия, часто не имевших социальных гарантий в старости, оказалось крайне тяжелым. Весной 1880 года была организована благотворительная выставка-продажа картин популярного тогда пейзажиста Гавриила Павловича Кондратенко в пользу Крестовоздвиженской общины сестер милосердия.
Средства были нужны на создание пенсионной кассы для сестер. Организатором и идейным вдохновителем этой выставки был Иван Михайлович Степанов — чиновник и активный благотворитель.
Успех выставки 1880 года показал необходимость постоянного, а не разового механизма помощи.
2 мая (20 апреля по ст. ст.) 1882 года под покровительством великой княгини Александры Петровны (в монашестве — Анастасии) был учрежден «Комитет для сбора пожертвований на упрочение и обеспечение дела общин сестер милосердия». Задачей Комитета было аккумулировать капитал, проценты с которого шли бы на пенсии сестрам милосердия различных общин. И.М. Степанов стал его секретарем и фактическим руководителем.
В 1893 году, после кончины Александры Петровны, покровительство над Комитетом взяла на себя великая княгиня Евгения Максимилиановна Ольденбургская (внучка Николая I).
В ее честь Комитет был переименован в «Комитет попечения о сестрах милосердия Общины святой Евгении».
Именно тогда Степанов вспомнил успех выставки Кондратенко 1880 года и применил эту модель в новом формате. Продажа не оригиналов картин (дорогих и единичных), а их массовых художественных репродукций и открыток к праздникам могла приносить стабильный доход. И.М. Степанов предложил создать при «Обществе попечения» небольшое издательство, которое будет выпускать художественные открытки и репродукции и направлять прибыль на благотворительность. Идея была одобрена покровительницей Общества — великой княгиней Евгенией.
В 1896-1898 годах при Комитете было организовано Художественно-издательское подразделение, которое и стало знаменитым на весь мир издательством открыток «Общины святой Евгении»
Издательство Общины выпускало медицинские справочники, почтовые штемпели и другую полиграфию, но именно открытки принесли ему и известность, и необходимые для больницы и персонала средства.
К Рождеству 1898 года Общиной была подготовлена серия открыток по акварельным рисункам известных художников. Интересно, что на первых рождественских открытках отсутствовала рождественская символика.
В первую серию вошли десять карточек, среди которых: "Сердце сердцу весть подает" Елизаветы Бем, "Запорожец" Ильи Репина, "Голова старушки" Константина Маковского, «Мальчик» Елизаветы Бем, «Церковь» Михаила Виллие, «В саду» Елены Самокиш-Судковской, «Головка» Валерия Овсянникова, «Охотник на коне» Николая Самокиша и «Головка боярышни» Сергея Соломко.
Открытки (тиражом 10 000 экземпляров каждая) были раскуплены мгновенно, издательству пришлось повторить тираж.
Открытки, выпускаемые «Обществом святой Евгении», вообще были особенным явлением. В отличие от массовых коммерческих открыток, «Община» привлекала к работе лучших художников своего времени: И. Репина, В. Васнецова, В. Сурикова, М. Врубеля, К. Сомова, А. Бенуа, Е. Лансере, И. Билибина, Б. Кустодиева и многих других. Они не просто конкурировали с роскошными европейскими аналогами за счет превосходного полиграфического исполнения и тонкого дизайна. Главной их ценностью стала образовательная и культурная роль. Со временем эти открытки превратились в настоящую иллюстрированную летопись своего времени.
Но, возвращаясь к русской рождественской открытке, нужно отметить, что участие в первом тираже фактически определило будущее направление творчества замечательной русской художницы-иллюстратора Елизаветы Бём. Созданные по ее акварелям открытки, отличаются особенной теплотой.
До 1917 года «Община» выпустила около 7000 видов открыток и множество альбомов. Прибыль шла на содержание детских санаториев, приютов, а также на пенсионный фонд для сестер милосердия.
Помимо Общины Святой Евгении в Российской империи, особенно в «золотой век» открытки (конец XIX — начало XX века), существовало несколько крупных издательств, активно выпускавших рождественские и новогодние открытки.
Большинство из них были частными коммерческими предприятиями. Это, например, издательство «Ришар», одно из самых модных и массовых издательств дореволюционного Петербурга. Специализировалось на открытках высокого качества, часто с блестками, тиснением, вырубкой.
Товарищество скоропечатни «А.А. Левенсон» ,одна из лучших типографий Москвы, обслуживавшая высшее общество, выпускала открытки высокого класса, часто эксклюзивные и дорогие, с изящным дизайном.
Контрагентство А.С. Суворина (Санкт-Петербург) занималось распространением прессы и открыток через киоски на вокзалах. Выпускало доступные, часто коммерческие открытки, в том числе и праздничные, ориентированные на массового покупателя.
Отдельным жанром были рождественские фото-открытки. Многие известные фотоателье (например, «К.Е. фон Ган и Ко», «Шерер, Набгольц и Ко» в Москве) выпускали открытки с зимними и праздничными сюжетами, снятыми в павильонах. Часто это были сценки с детьми у елки или жанровые зарисовки. Они прекрасны, правда?
Еще вспомним издательство «Гранберг» (Стокгольм). Хотя это шведское издательство, его продукция массово импортировалась и продавалась в России, поэтому оно было значимым игроком на российском рынке. Оно было широко известно благодаря сотрудничеству с художником Борисом Зворыкиным, создавшим для него знаменитые серии открыток в «русском стиле» — былинные богатыри, бояре, сцены из истории и сказок, русские орнаменты. Эти открытки пользовались невероятной популярностью как рождественские.
Еще интересная деталь. Во всех странах, входивших во Всемирный почтовый союз, размер открытки должен был быть строго 9×14 см. Этих правил не придерживались лишь в России. Чтобы не ограничивать творчество художников и фотографов, открытки можно было делать какого угодно размера.
Вот таким был рынок рождественских открыток в Российской империи, очень насыщенным и конкурентным, где «Община святой Евгении» занимала уникальную нишу благотворительного издателя-просветителя, а коммерческие гиганты обеспечивали огромное разнообразие сюжетов и стилей для всех слоев населения.
После революции 1917 года рождественские открытки как "религиозный пережиток" были запрещены. Однако традиция поздравлять близких сохранилась, трансформировавшись в новогодние открытки.
1920-1930-е годы – период почти полного отсутствия праздничных открыток. Лишь в конце 1930-х начали появляться первые советские новогодние открытки, но массового производства не было.
Перелом наступил в 1942 году, когда были выпущены открытки для поздравления бойцов на фронте. На них изображались советские солдаты, оружие, иногда – Дед Мороз, бьющий фашистов.
После Великой отечественной войны в страну хлынули поздравительные открытки, которые сотнями тысяч отправляли солдаты из освобожденных европейских городов.
Послевоенный расцвет (1950-1960-е) стал золотым веком советской новогодней открытки. В 1953 году была создана специализированная организация "Главное управление по распространению печатной продукции" (Союзпечать), которая наладила массовый выпуск открыток.
1970-1980-е годы открытки стали более разнообразными: появились фотографические открытки, открытки с юмором, репродукциями картин.
Тираж новогодних открыток в СССР достигал сотен миллионов экземпляров. Одним из самых известных художников-классиков советской открытки того времени был Владимир Зарубин.
С распадом СССР открыточная индустрия пережила серьезные изменения.
1990-е годы – время дешевых импортных открыток, часто низкого качества. Появились открытки с западными символами: Санта-Клаусом, оленями, надписями на английском языке. Одновременно стали появляться религиозные рождественские сюжеты.
2000-е годы отметились возрождением интереса к качественным открыткам. Это время дизайнерских открыток ручной работы, эко-открыток из переработанных материалов, ностальгических репродукций дореволюционных и советских открыток.
Вот так получилось в нашей стране, что история обычной новогодней открытки стала правдивым зеркалом ее исторических, социальных и культурных изменений. От религиозных сюжетов до советской пропаганды, от дефицитного товара до объекта дизайнерского искусства – открытка прошла сложный путь, сохранив главное: способность передавать тепло человеческих чувств в самый волшебный праздник года.
Если Вам понравилась статья, пожалуйста поставьте 👍😊, буду рада видеть Вас в числе своих подписчиков. 😍