13 января мы чтим память архимандрита Павла Груздева, самого известного последнего старца из Мологи. Отец Павел оставил после себя множество тетрадей с записями, которыми мы неоднократно делились. Сегодня же мы хотим акцентировать ваше внимание на его духовном завещании.
Отец Павел жил просто и призывал к этому других. По ночам он вел дневники, запечатлевая на их страницах жизнь обычных людей, мудрость святых отцов и свои воспоминания. Читая эти записи, проникаешься осознанием безграничной любви, что наполняла его сердце. Пройдя через ужасы лагерей, он не сломился, не ожесточился и не роптал на выпавшие ему испытания.
Нас рать!
Когда к нему приходили женщины в слезах, жалуясь на свою горькую долю, он отвечал с обезоруживающей прямотой:
«Нинка, не ной! Нас рать! Все устроится! Иди молись Богу!»
Это броское «Нас рать!», звучавшее как одно слово, поначалу смущало и даже вызывало смех, ведь слышалось в нем сквернословие. Но старец вкладывал в него глубочайший смысл: за нас молится целая рать святых, мы сами — рать верующих, поддерживающих друг друга молитвой. И с непоколебимой уверенностью он добавлял:
«Нинка, мы выстоим! И не такое переживали! Ступай же, молись скорее!»
Одна была проповедь
Лейтмотивом всей его жизни стала проповедь-притча о селении, ожидавшем визита Христа. Каждый житель готовился к этой встрече как к величайшему событию. Однако в течение дня в их двери стучались лишь нуждающиеся: бедняки, погорельцы, больные. Занятые своими приготовлениями, селяне захлопывали двери перед каждым, ведь они ждали Самого Христа. К вечеру их охватило недоумение и печаль: почему Господь так и не пришел к ним? Они не осознали, что Он уже был здесь — в облике каждого отвергнутого ими нищего, страждущего, ребенка.
Завершая этот рассказ, старец, не скрывая слез, приводил пронзительные слова из Евангелия:
«Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.» (Мф. 25:35-40).
Завещание
Своим прихожанам он завещал личный пример смирения:
«Мне скоро девятый десяток, и тридцать один год я служу в этом храме. Все это время я никогда не выискивал плохое в селе — я искал его исключительно в себе».
Отец Павел неустанно убеждал, что жизнь — это бесценный дар Божий, за который следует благодарить, невзирая на тяжесть испытаний. Он предостерегал от иллюзии, будто счастье находится где-то в другом месте. Старец видел, как те, кто поддавался этому искушению и менял деревню на большой город, впоследствии горько сожалели об утраченной подлинной жизни, испытывая глубокую духовную тоску.
В последние годы своей жизни, словно предчувствуя грядущие мировые события, отец Павел неустанно повторял в каждой проповеди одни и те же слова. Он громогласно взывал:
«Храните веру православную! Мне уже девятый десяток, я многое повидал, но главное, что хочу вам передать – Бог был, есть и будет! Посмотрите, сколько развелось сект и верований... им нет числа! А вы, други мои, твердо держитесь православной веры! Только в ней наша опора!»
После кончины отца Павла в его поминальном синодике обнаружили запись:
«Нам венцы готовятся»,
за которой следовали имена всех исповедников и мучеников до наших дней. Он непрестанно молился о них.
Примечательно, что все имена из его синодика сегодня принадлежат прославленным в лике святых мученикам.
Батюшка также предостерегал:
«Страшная участь ждет за гробом тех, кто в последние времена не сохранит веру. Поэтому я снова и снова повторяю вам: нам жизненно важно сберечь наше православие. Умоляю вас!»
Старцам, достигшим бесстрастия, Дух Святой в последние дни их земного пути открывал, что после смерти они станут еще более живыми, чем при жизни. Именно поэтому отец Павел говорил:
«Я умру, но от вас никуда не уйду».
Он уже знал, что уготовано ему Господом, и не мог возгордиться, ибо полностью исполнил свое земное предназначение, находясь под покровом Всевышнего. И готовился.
Духовные чада старцев часто скорбят об их уходе и теряют жизненные ориентиры, будучи чрезмерно привязанными к своим наставникам. Отец Павел подчеркивал, что прежде всего необходимо познать Бога, ибо Он – вечен. Человек с истинной верой в Бога, даже находясь за тысячи километров от своего духовника, обретет спасение. Основа всего – Бог, вера в Него и искреннее покаяние. Тот же, кто лишь цепляется за рясу духовника, как говорил преподобный Севастиан Карагандинский, но не имеет страха Божия, спасения не достигнет.
Святые отцы подтверждают эту истину: большинство из тех, кто знал праведников при жизни, после их смерти перестают следовать их советам, ставят их под сомнение и ценят меньше, чем те, кто не был знаком с ними лично. Причина кроется в земной, а не в духовной привязанности. Как говорил преподобный Амвросий Оптинский:
«Близко да склизко, высоко да глубоко».
Этот феномен действительно существует, и святые отцы, основываясь на своем жизненном опыте, отмечают его не случайно. Крайне важно помнить, что главной целью человеческой жизни должно стать спасение души, которое достигается через очищение от всякой скверны. Тогда и наша жизнь начнет меняться к лучшему. И мы сможем передать православную веру нашим потомкам, чтобы и они осознали: только в Боге наша сила и наше спасение. Без Бога мы не способны сотворить в этой жизни ничего доброго.
Да дарует Господь всем нам духовных и телесных сил в это непростое время. Да поможет Он нам сохранить православную веру, как завещал отец Павел. Будем же внимать словам любимых старцев и святых отцов не поверхностно, а принимая и исполняя их советы.
Царство Небесное и вечный покой архимандриту Павлу!
Слава Богу за всё!