Найти в Дзене

Почему Белая Колдунья отменяет Рождество?

Когда Питер, Сьюзен, Эдмунд и Люси попадают в Нарнию, там царит зима — «всегда зима и никакого Рождества», целое столетие. Страну покорила Белая Колдунья — ведьма, которая не позволяет наступить весне или Рождеству. Рождество очень пугает Колдунью. Когда она встречает компанию волшебных существ, которые празднуют Рождество, сам вид пирующих приводит ведьму в ярость. А уж услышав, что все лакомства им подарил Рождественский Дед (в переводе «Дед Мороз», но все же по-английски его зовут Father Christmas), она и вовсе в страхе превращает празднующих в камень. Что тут непонятного? «Хроники Нарнии» — сочинение христианского писателя К. С. Льюиса. Белая Колдунья, конечно, сродни нечистой силе. Разумеется, ее пугает Рождество! Так — да не так. Что вообще могут жители Нарнии праздновать в Рождество? Ведь в их мире не рождался Христос! Есть Великий Лев Аслан, который был для Льюиса попыткой ответить на вопрос, «каким был бы Христос для иного мира, населенного волшебными созданиями». Но говорящие

Когда Питер, Сьюзен, Эдмунд и Люси попадают в Нарнию, там царит зима — «всегда зима и никакого Рождества», целое столетие. Страну покорила Белая Колдунья — ведьма, которая не позволяет наступить весне или Рождеству.

Рождество очень пугает Колдунью. Когда она встречает компанию волшебных существ, которые празднуют Рождество, сам вид пирующих приводит ведьму в ярость. А уж услышав, что все лакомства им подарил Рождественский Дед (в переводе «Дед Мороз», но все же по-английски его зовут Father Christmas), она и вовсе в страхе превращает празднующих в камень.

Что тут непонятного? «Хроники Нарнии» — сочинение христианского писателя К. С. Льюиса. Белая Колдунья, конечно, сродни нечистой силе. Разумеется, ее пугает Рождество!

Так — да не так. Что вообще могут жители Нарнии праздновать в Рождество? Ведь в их мире не рождался Христос! Есть Великий Лев Аслан, который был для Льюиса попыткой ответить на вопрос, «каким был бы Христос для иного мира, населенного волшебными созданиями». Но говорящие звери на лесной опушке празднуют не рождение Аслана, а все-таки именно Christmas, Рождество из нашего мира.

Рождество в Нарнии вообще не выглядит как христианский праздник: там нет ни церквей, ни молитв. Зато есть подарки, пудинг, семьи и друзья, которые собираются вместе, и Рождественский дед на санях, запряженных оленями. Перед нами не Рождество, каким его видит Церковь, а Рождество, каким его может увидеть ребенок, — радостный и добрый праздник с огоньками и украшенной елкой среди холодной зимы.

Почему же и такое Рождество пугает Колдунью? Для Льюиса важно, что нечистая сила ненавидит не только Бога, но и вообще все естественное и нормальное (больше об этом можно прочесть в его богословских работах). Ведьма не хочет, чтобы люди или звери были счастливы и довольны, потому что ей самой, восставшей против естественного порядка вещей, недоступна никакая радость.

Кроме того, наступление Рождества означает, что вековая зима, наведенная ведьмой на Нарнию, подходит к концу. Возвращается не только «простая и хорошая» детская радость праздника, но и простое и хорошее течение времени: если есть Рождество, то будет и весна.

Иными словами, Белая Колдунья боится даже не Рождества из Евангелия, а Рождества как праздника вообще. Другое дело, что отстоять возможность это простой и естественной радости в Нарнии удалось только благодаря великой жертве… но это уже другая история.

Больше интересных деталей в подкасте «Хроники Нарнии» — инфантильная книга?

Смотрите также:

«Хроники Нарнии»: разбор скрытых отсылок к Библии

--

Автор: Петр Пашков — кандидат теологии, доцент ПСТГУ