От нищеты к империи
Если бы в XVI веке японца попросили выбрать тройку самых влиятельных людей в стране они назвали бы: Ода Нобунага, Тоётоми Хидэёси и Токугава Иэясу. Каждый из них взял то, что оставил предыдущий, и двинул Японию на следующий этап. Нобунага разрубил запутанные узлы феодального хаоса. Хидэёси связал разрубленные куски воедино. Иэясу их заморозил на 250 лет.
Но в этой триаде была пропасть между богом войны (Нобунага) и королём единения (Хидэёси). Нобунага начал с крепостей и армий. Хидэёси — с ничего. Нобунага был его учителем, а потом его повелителем. Хидэёси был его слугой, а потом его духовным наследником. История Хидэёси — это история невероятного восхождения. Из крестьянина в полководца. Из полководца в кампаку (фактического правителя Японии). Это история о том, как человек без аристократического рода, без земель, без какого-либо капитала, кроме острого ума и невероятных амбиций, построил империю, которая пережила его смерть на столетия. И всё это началось в тени Оды Нобунаги — человека, который первым понял, что Японию нужно объединять не словами, а мечами.
Эпоха Сэнгоку: Япония в состоянии войны
Для того чтобы понять, почему Хидэёси стал легендой, нужно понять, кем был Ода Нобунага и что такое эпоха сэнгоку.
Сэнгоку (戦国, буквально «страна в войне») — это был период в японской истории со второй половины XV века примерно до 1615 года, когда старая система феодального управления (сёгунат) окончательно развалилась, и Япония превратилась в лоскут враждующих княжеств (даймё), каждое из которых сражалось с соседями за выживание и расширение земель.
Нобунага родился в 1534 году в провинции Овари, в одном из таких враждующих княжеств. Его отец, Ода Нобухидэ, был средненьким локальным феодалом, контролировавшим несколько замков и примерно 50 000 крестьян. Вокруг были куда более могущественные враги: клан Имагава на востоке (контролировавший три провинции), клан Сайто на севере, различные монахи-воины и местные бандиты.
Когда Нобухидэ умер в 1551 году, юному Нобунаге было всего 17 лет. Его отец был мертв, его провинция была в беде, его враги ждали ошибки. Обычно в таких ситуациях молодой наследник либо быстро умирал, либо становился марионеткой своих советников.
Нобунага выбрал другой путь.
Первая битва при Окэхадзаме(1560): от безвестности к легенде
25 мая 1560 года произошла битва, которая вознесла Нобунагу из безвестности в статус грозного противника. Её называют Битвой при Окутэ (Okehazama no Tatakai).
Противник был устрашающим. Имагава Ёсимото — один из самых сильных даймё Восточной Японии, контролировавший три провинции с населением в сотни тысяч — пошел на Нобунагу с армией из 25 000 воинов. У Нобунаги было примерно 3 000 солдат. Соотношение — 8 к 1 в пользу врага. Это была предрешённая победа для клана Имагава. По законам логики, Имагава должен был разбить Нобунагу за час легкого боя и присоединить провинцию Овари к своим землям.
Нобунага поступил по-другому.
Вступив на земли клана Ода, Ёсимото, после захвата приграничного замка Одака, расположил свой штаб на невысоком холме в местности Окэхадзама. На следующий день, очень рано утром глава клана Имагава отправил своих полководцев Мацудайра Мотоясу и Асахина Ясумото на штурм двух замков клана Ода с основной частью войска. Нобунага же, узнав от своих разведчиков о том, что Ёсимото остался в штабе и устроил праздник в честь быстрого и легко взятия крепостей, а основная часть его войска ушла, собрал большую часть своего войска и отправился на штурм, закончившийся внезапным нападения на лагерь, отрубленной головой 9го главы клана рода Имагава, Имагавы Ёстмото и победой в этой войне.
Одна битва переломила ситуацию в Японии. Маленький феодал Овари только что уничтожил одного из самых грозных врагов региона. После этого к Нобунаге начали тянуться самураи, начали приходить предложения союза от соседних дайме, начали покоряться малые княжества. А в 1561г. клан Имагава добило восстание Мацудайро Мотоясу, бывший враг и нынешний союзник Оды Набунаги. Он победил в восстании и взял имя Токугава Иэясу.
Окутэ показала, что молодой господин Ода был не просто везучий отпрыск, а гений войны.
Расширение владений: 1560–1568
После победы при Окутэ Нобунага начал кампанию по объединению соседних земель.
1564: Нобунага победил клан Сайто в серии сражений и присоединил его земли (провинции Мино и части Этидзэна). Его держава выросла в три раза.
1567: Нобунага взял замок Инабаяма (Gifu Castle) — стратегически важное укрепление, которое контролировало переправы через реку. После этого победы приходили одна за другой. Мелкие даймё видели, что Нобунага — это растущая сила, и лучше было присягнуть ему добровольно, чем быть разбитым в бою.
1568: Нобунага вошел в столицу Киото с армией. После убийства мятежниками 13-го сёгуна Асикаги Ёситэру, его младший сын Ёсиаки бежал из храма, в котором обучался, и направился к обладателю провинции Оми, рода Роккаку. Он просил помочь ему стать сёгуном, организовав поход на столицу Киото. Однако Ёсиаки отказали и он отправился к обладателю провинции Этидзэн, рода Асакура. Однако и там его просьбы не были услышаны. Наконец, при посредничестве Акэти Мицухидэ, Ёсиаки обратился к Оде Нобунаге, который пообещал поддержку. Нобунага помог взойти на трон новому сёгуну (Ашикага Йосиаки), который был полностью зависим от него.
После захвата Киото в 1568 году Нобунага начал свое превращение из феодального князя в правителя.
Его методы были жестокими:
Против монастырей: Древние монастыри Киото и Осаки были не только религиозными центрами, но и укреплениями с собственными армиями монахов-воинов. Нобунага видел их как угрозу своей власти. В 1570–1580 годах он провел серию осад против крупных монастырей, разрушая их и перемещая их военную мощь под свой контроль.
Против конкурирующих даймё: Нобунага методично захватывал земли непокорных князей, либо присоединяя их к своему государству, либо назначая своих людей на их место.
Против внутренних врагов: У Нобунаги была система беспощадной жестокости против предателей и мятежников. Если самурай поднимал восстание против его власти, Нобунага не просто казнил его, а проводил резню его семьи, его слуг, его союзников. Этот террор сделал сопротивление невозможным.
К началу 1580-х годов Нобунага контролировал примерно половину японских земель. Вторая половина была распределена между мелкими княжествами, которые были вынуждены признавать его верховенство или ждали своей очереди на завоевание.
Смерть и наследство
Но в 1582 году произошла трагедия, которая изменила всё.
В 1582 году Ода проводил военную компанию против Мори Тэрумото. Войсками на фронте командовал Тоётоми Хидэёси, который запросил у Набунаги поддержку для решающего сражения. Ода велел Мицухидэ отправится на помощь, а сам остался в Киото с сотней воинов. Но Акэти Мицухидэ с армией из 10 000 солдат не отправился на помощь к Тоётоми, а развернул войско, вошел в Киото и осадил храм Хонно-Дзи, где и находился Ода. У Нобунаги не было пути к отступлению. Он был в ловушке. Нобунага понял, что конец близок, и чтобы не попасть в плен к предателю, совершил сэппуку.
Получив аудиенцию у императора, Мицухидэ объявил себя сёгуном. Узнав об этом, Хидэёси и Токугава Иэясу поспешили в Киото, чтобы отомстить за смерть Нобунаги и занять его место. Первым успел Хидэёси, который в битве при Ямадзаки разбил войско Акэти Мицухидэ. Сам Мицухидэ 2 июля погиб в сражении.
Инцидент Хоннодзи был потрясением для всей Японии. Человек, который казался неуязвимым, был мёртв. Его империя была без главы. Его враги начали поднимать голову. Но у Нобунаги было окружение боевых генералов, которые были верны ему или, по крайней мере, верны его идеям. Главным из них был один молодой человек, который начинал как простой слуга.
Его звали Тоётоми Хидэёси.