Пять городов в Европейской части России. Пять точек на карте. Пять достопримечательностей на выбор корреспондента «Новых Известий», знакомиться с которыми стоит непременно в зимние каникулы.
Наталия Казакова
«Здесь русский дух, здесь Русью пахнет». Лавра в Сергиевом Посаде
Сакральное место для каждого православного человека. Здесь Дмитрий Донской принял благословение у Сергия Радонежского перед Куликовской битвой, а Андрей Рублев написал свою «Троицу». Эти стены выдержали шестнадцатимесячную польско-литовскую осаду в Смутное время и послужили убежищем для будущего императора Петра I во время Стрелецкого бунта.
И именно здесь некая безымянная японская кукла получила новую прописку и гражданство, став знаменитой русской матрешкой. Экскурсоводы непременно расскажут, что первую «нашу» матрешку создали токарь Василий Звездочкин и художник Сергей Малютин еще в 1830 году. Идею «куклы в кукле» подсмотрели у японских умельцев.
А лучшие открыточные виды на крупнейший в России монастырь открываются со смотровой площадки на Блинной горе. Ориентир — скульптура «Чудо о птицах», поставленная к 700-летию Сергия Радонежского. Названием место обязано популярному в начале ХХ века ресторану «Блинный двор».
На горке и сейчас много заведений, где можно перекусить и остановиться на ночлег. Цены московские и, прямо скажем, кусаются. Лучшие номера под Рождество бронируют еще летом. Поэтому поездку в Сергиев Посад лучше сделать однодневной. Или остановится в соседнем Дмитрове.
Российское благоустройство глазами нигерийцев. Дмитров
Не менее старинный ратный городок Дмитров основан в 1154 году самим Юрием Долгоруким. Основатель будущей российской столицы любил ставить города-форпосты, и Москва среди них тогда совсем не выделялась. Слава «Третьего Рима» пришла к ней столетие спустя. Пойди история иначе, и нынешний мегаполис мог бы до сих пор выглядеть как Дмитров.
В поездку обязательно захватите ватрушки. Кататься на них не просто с горки, а с валов — особое удовольствие.
Успенский собор, возведенный около 500 лет назад приглашенным итальянским зодчим, называют визитной карточкой городка. В нем угадываются элементы ренессанса, и его нередко сравнивают с Архангельским собором Кремля. Но, честно скажем, мы сходства не уловили, сколько не всматривались.
Зато у памятника Долгорукому встретили компанию нигерийцев: то ли туристов, то ли студентов. Они фотографировались на фоне заснеженных валов и тут же постили карточки в соцсети. Смеясь, рассказывали, как шутили над соотечественниками, приврали про горы снега, вывезенные с улиц столицы в подмосковный Дмитров.
И если Древний Рим в свое время спасли гуси, то Дмитров — обычные лягушки. Городская легенда гласит: когда к городу приближались орды кочевников, лягушки со всех окрестных болот оглушали их своим кваканьем. Стражники выходили на стены, готовились к обороне, а неприятель, испугавшись боя, отступал. Поговаривают, что лягушки спасали Дмитров шесть раз.
Сейчас в городе есть даже специальный музей — Музей лягушки. В него стоит заглянуть.
«Карман России». Стрелка в Нижнем Новгороде
Место слияния Оки и Волги, на наш взгляд, главная достопримечательность Нижнего Новгорода. И предшественник ВДНХ.
Проходившая здесь Всероссийская промышленная выставка — единственная в истории Российской империи за пределами двух столиц, и она же — самая грандиозная. За четыре месяца работы в павильонах, разбросанных на площади более 80 гектаров, совершались сотни многомиллионных сделок. Российские и иностранные купцы и промышленники передвигались на новинке того времени — круговой электрической железной дороге. Губернатор на время работы Выставки переносил свой офис в здание на Стрелке, нарядное, как пряничный домик.
О былом величии сейчас молчит огромный колокол перед собором Александра Невского. Больше нижегородского только Успенский на звоннице Московского кремля и Царь-колокол из Троице-Сергиевой лавры.
Портовую и торговую судьбу Стрелки не изменила даже революция 1917 года, но чуть не похоронили лихие девяностые. Нижегородцы говорят, что Стрелку спас ЧМ по футболу в 2018 году. Если бы не подготовка к нему, стояла бы до сих пор в заброшках и строительном мусоре.
Ажурные металлические пакгаузы обнаружили под кирпичными стенами и шиферными крышами. Они оказались каркасами павильонов центрального здания Выставки 1896 года. Впрочем, сами конструкции создавались в Петербурге для Московской ярмарки. Несколько сезонов их ставили на Ходынском поле. А рачительные нижегородские купцы, решив сэкономить на оформлении, выкупили конструкции. И тем самым сохранили памятник архитектуры.
Это место создано для семейных прогулок и игры в снежки. Единственное здание здесь, сохранившее свою историческую функцию, гостиница «У Никитиных». Ее история удивительно колоритна!
В конце XIX века основатели русского цирка братья Никитины открыли на Стрелке гостевой дом с трактиром, куда на время работы Выставки приглашал особо важных гостей: купцов, промышленников, меценатов с семьями.
Нынешний отель отреставрирован с максимальной точностью. Номерной фонд небольшой, но есть музыкальный салон с роялем, стены которого помнят выступления самого Шаляпина.
Гости из прошлого. Вывески Рыбинска
Редкий турист не знает о главной «фишке» Рыбинска — фасадных вывесках в дореволюционном стиле на магазинах, ресторанах и прочих заведениях в историческом центре города. Вывески Рыбинска — его неподражаемый стиль и изюминка.
Автор инициативы — активист Митя Кузнецов. Это его идею несколько лет назад поддержали власти городка и обязали бизнес обновить вывески с «атями» и «ятями», выделив предпринимателям компенсацию за их изготовление. В архитектурный флешмоб включился не только местный малый бизнес, но и крупные сети: «Магнит», «Вкусвил» и др. Так в городе появились две сотни ретро вывесок.
Но, разумеется, достопримечательности Рыбинска одними вывесками не ограничиваются. Рыбинск славится величественным зданием Новой хлебной биржи, Успенским собором и шестипролетным мостом через Волгу. В этом городке есть своя Красная площадь с редким памятником вождю мирового пролетариата, одетым по-зимнему в пальто и шапку. И единственный дореволюционный католический храм не только в Ярославской области, но и во всем Верхнем Поволжье. Сейчас в костеле расположен концертный зал с органом. И памятник бурлакам. Волжские мужики, увековеченные в бронзе, стоят на набережной с 1977 года.
Сыр и «дремучесть». Пошехонье
Пошехонье — маленький, старый и очень тихий городок между двумя промышленными центрами Рыбинском и Череповцом. Шесть тысяч его жителей заезжих путешественников видят редко, дороги вдоль Рыбинского водохранилища оставляют желать лучшего, потому и объезжают туристы Пошехонье.
Все известное о городке рядовому россиянину, ограничивается романом Салтыкова-Щедрина и «Пошехонским сыром».
Но есть в отечественной литературе еще один бесценный памятник Пошехонью. В 1798 году местный фольклорист Василий Березайский издал книгу «Анекдоты, или Похождения древних пошехонцев», куда включил полтора десятка народных баек. И байки те так понравились петербургскому свету, что название городка стало именем нарицательным.
В начале XIX века Пошехонье звучало примерно так же, как в наше время Урюпинск, Крыжополь или Бобруйск.
Но некогда высмеиваемые столичными франтами патриархальность, сонность и дремучесть городка в наше время стали самым настоящим УТП Пошехонья. Перефразируем маркетинговый термин «уникальное торговое предложение» в уникальное туристическое: сюда следует отправляться москвичам и петербуржцам, чтобы вкусить, проникнуться и надышаться стариной. Но не всем. И не часто. Охотников до комфорта, поклонников четырехзвездочных номеров с джакузи и сервисов с кофе на вынос просим не беспокоиться!
А как же сыр? Его производство в городке наладили только в 1960 году. Технологию разработали в Тимирязевской академии, а утвердили в Угличском ВНИИ сыроделия. По вкусу он и в лучшие времена уступал другим отечественным сырам, не то, что заграничным, но для домашней пиццы на скорую руку годился. Уже в 1992-м Пошехонский сыроваренный завод канул в Лету, но «рецепт» знаменитого сыра успел распространиться по всей России.
---