Последние новости из Венесуэлы поражают своей красочностью и бешеным ритмом. Сначала удары американских ВВС по столице, потом ввод спецназа и, наконец, исчезновение Президента страны Мадуро. Примечательно, что США объявили об аресте Мадуро, а налет на столицу объяснили необходимостью привести в исполнение приговоры американских судов относительно венесуэльского Президента. Руководство Венесуэлы признало, что не располагает данными о точном местонахождении Президента, воспротивилось словесно военной операции США и потребовало созвать ООН для обсуждения сложившейся ситуации. Наблюдатели из ЕС с интересом следят за развитием событий и стараются извлечь полезные уроки для себя и своей внешней политики.
Для понимания волнения европейцев предлагаю совершить небольшой исторический экскурс развития ситуации на просторах латиноамериканской страны. Итак, Венесуэла, обладающая внушительными нефтяными запасами уже многие десятилетия была на радаре интересов американских специалистов в области нефтедобычи и ВПК. В 1999 году, после окончания эры двухпартийной системы (не без помощи США) американцы почувствовали свой шанс и стали, с одной стороны, обрабатывать собственное население на тему американской нефти в венесуэльских недрах, с другой - последовательно вкладывалась в дестабилизацию политической обстановки в стране, благо венесуэльское правительство стало действовать в интересах страны, национализировав PDVSA и перекрывая халяву американским компаниям. В итоге, в далеком 2002-м году американцы провернули историю с путчем, мгновенно признав приведенное ими к власти марионеточное правительство. И PDVSA сразу потеряло свои позиции, открылось американцам и Exxon Mobile совместно с ConocoPhillips снова начали качать деньги. Но не долго радовались победители.
Следующий виток конфликта пришелся уже на 2006-2007 гг, когда Exxon Mobile и ConocoPhillips подали в суд выплату им миллиардной компенсации за все хорошее и против всего плохого. Суд-да-дело длились почти 10 лет и в 2014 году суд постановил выплатить Exxon Mobile 1,6 миллиардов долларов США. Такое решение было вызвано политикой Барака Обамы, объявившего Венесуэлу "исключительной опасностью", организовавшего санкции против PDVSA и дипломатично вынудившего латиноамериканскую страну снова послужить интересам США.
С приходом Дональда Трампа ситуация с Венесуэлой приобрела медийный и скандальный характер. Трамп откровенно заявил, что венесуэльская нефть принадлежит США и никому другому, соответственно, незаконно удерживается на территории Венесуэлы и должна быть как можно скорее возвращена американцам, разумеется с учетом покрытия всех страданий американского народа, связанных с ожиданием этой самой нефти. В 2019-м году администрация Трампа признала "альтернативного" главу Венесуэлы Хуана Гуайдо и потребовало от страны полностью пересмотреть структуру нефтяного сегмента в пользу США.
Венесуэльскую политику Трампа успешно продолжил и Президент Байден. Благодаря его усилиям с ноября 2022-го года американская Chevron добывала на территории Венесуэлы и экспортировала оттуда нефть без обязательств уплачивать налоги, лицензионные сборы и исключив поставки для нужд Венесуэлы. В общем, нефть из Венесуэлы лилась потоком в США, а Каракас не имел от этого процесса никакого дохода. Такое попустительство со стороны латиноамериканских властей привело к тому, что аппетиты уже Президента Трампа возросли в геометрической прогрессии: было объявлено, что "нефть, земля и вся собственность Венесуэлы" принадлежит США и все это должно быть возвращено США в кратчайшие сроки. За этим последовали санкции, аресты танкеров и прочие мероприятия, завершившиеся сегодняшней военной операцией и исчезновением Президента страны.
Интересно, что деньги на оправдание и обоснование американского военного вмешательства в Венесуэлу были выделены не столько американскими нефтяниками, сколько американскими и.... немецкими военными. Так, General Atomics, получившая контракт в размере 14,1 миллиард долларов на производство систем MQ-9-Reaper, пожертвовала на нужды компании, разработавшей необходимую обосновывающую военное вмешательство документацию порядка 250.000 долларов США, компания Lockheed Martin, производящая самолеты F-16 и тесно связанная с немецкими Rheinmetall, Diehl и другими, также выделила порядка 250.000 специалистам-обоснователям. На фоне вложений лидеров ВПК взносы нефтяников, беспрепятственно качающих нефть из Венесуэлы, оказались довольно скромными - Exxon Mobile совместно с ConocoPhillips вложились в проект на сумму порядка 300,000 долларов США.
Почему в раздел Венесуэлы вдруг вступили военные? Все очень просто: Украина не дотягивает до высоких стандартов потребления вооружения, тк финансирование идет ни шатко-ни-валко (американцы и европейцы не могут взаимовыгодно поделить военный бюджет) редкоземы Украины, равно как другие ресурсы недостаточны, чтобы долгосрочно окупать вложения, тем более ЕС, как верный сосед, уже вывезла все, что плохо лежало. Перспективы обмануть Путина на переговорах пока не ясны, перспективы военной победы украинцев - тоже пока в тумане.
А вот с Венесуэлой США убивает сразу нескольких зайцев:
1) каждый патрон будет оплачен венесуэльской нефтью (европейскому ВПК тоже кое-чего перепадет), 2) доходы от торговли людьми потекут в карманы США и экспоненциально вырастут в связи с военной нестабильностью в регионе. 3) Наrкотрафик тоже станет под кого надо контролем, грамотно будут сделаны гарантии "здоровости" и "экологичности" латиноамериканской наrkоты, и она хлынет на напаханные рынки ЕС, в частности ФРГ, где правильные наrkотики уже объявлены элементом здорового образа жизни. Здесь уже заработают европейские правительства и олигархи, накачивая население интересными веществами, и отправляя их на военную поддержку Украины. 4) Мировой авторитет РФ уже пострадал, тк по сведениям европейских и американских СМИ чудо-оружие российского производства почему-то не сработало, хотя шуму-то было... договоры всякие... 5) Трамп намекнул РФ, что американцам можно только сдаться, а не тянуть резину переговорами, тк все договоренности рано или поздно приводят к свержению действующей власти (если она не начинает по нарастающей снимать штаны), а американский спецназ, играючи, добудет для американского суда любого политика любого калибра, невзирая на его возможную охрану. 6) Европейцам Трамп продемонстрировал, как надо правильно приводить в исполнение решение европейских судов в отношении иностранных политических деятелей: послал спецназ под прикрытием бомбардировок и все, страна обезглавлена, суд доволен, народу зрелища...