По дороге к тоннелю, освещённой фонарями, стремительно пронёсся чёрный автомобиль. Машина тут же скрылась за стенами, но спустя мгновение раздался страшный скрежет металла.
Спустя несколько минут спасатели и медики уже мчались к месту аварии, которая станет одной из самых таинственных автокатастроф в истории. Особенное внимание к трагедии было привлечено и потому, что в ней погибла женщина, лицо которой появлялось на обложках газет и журналов куда чаще портретов лидеров стран.
Жертвой той аварии в ночь на 31 августа 1997 года стала знаменитая принцесса Диана.
Смерть Дианы Спенсер, более известной как принцесса Диана или Леди Ди, и сегодня окутана множеством предположений и домыслов. В ту роковую ночь в автомобиле рядом с ней находились её возлюбленный Доли Аль-Файед, охранник и водитель, предоставленный отелем «Риц».
Выжил только охранник, но он так и не смог сказать ничего вразумительного о произошедшем. Кроме того, британская королевская семья, к которой прежде принадлежала Диана, достаточно сдержанно отреагировала на эту трагедию, и это тоже породило массу предположений.
Итак, что же произошло в ту ночь в тоннеле? Почему Диана и Доди сменили машину и водителя? Что могло бы спасти «народную принцессу»? И действительно ли аварию могли устроить британские спецслужбы?
Короткое счастье
В 1981 году весь мир наблюдал за торжественной церемонией обручения Дианы Фрэнсис Спенсер и принца Чарльза. Свадьба прошла с поистине королевским размахом, вот только счастья молодым этот брак не подарил.
У пары родилось двое сыновей, но отношения супругов оставляли желать лучшего. Чарльз не собирался разрывать связь со своей давней подругой Камиллой Паркер-Боулз, Диана страдала от депрессий и явно чувствовала себя чужой в монаршем семействе.
С 1992 года супруги стали жить раздельно, а спустя ещё четыре года развелись.
Несмотря на статус бывшей жены принца, Диана сохранила свой титул, а пресса с ещё большим интересом следила за личной жизнью принцессы. В 1997 году женщина начала встречаться с продюсером Доди Аль-Файедом. Именно с ним Диана прибыла в Париж 30 августа. Тогда ещё никто не мог предположить, что этот день станет последним в жизни влюблённых.
Её последний день
Как вы понимаете, за Дианой и Доди всюду следовали папарацци. В Париже фотографы-фрилансеры и представители разных изданий буквально осаждали пару, карауля их у отеля «Риц», где те остановились, и занимая посты у дорог, по которым могла проезжать принцесса.
Именно поэтому для отвлечения внимания папарацци был подготовлен автомобиль-«приманка», в котором не было пассажиров. На нём с территории отеля выехал Филипп Дурно, водитель, который обычно возил Аль-Файеда.
Но заменой водителя дело не обошлось. Известно, что накануне аварии автомобиль, на котором Доди и Диана совершили поездку, сменили на другой «Мерседес-Бенц» по причине неполадки.
Выйдя с заднего входа, принцесса, Аль-Файед, его телохранитель Рис-Джонс заняли пассажирские места в машине. Замначальника службы безопасности отеля Анри Поль сел за руль, и «Мерседес» выехал на одну из парижских улиц.
Несмотря на все ухищрения и «приманки», папарацци всё же вычислили, в каком автомобиле находятся Диана и её возлюбленный. Тут же за «Мерседесом» последовало несколько машин фотографов. Водителю пришлось прибавить скорость. чтобы оторваться от преследователей. Миновав набережную, авто направлялось к тоннелю Альма.
Гибель «народной принцессы»
Известно, что в 00:23 31 августа Анри Поль потерял управление автомобилем, который на большой скорости врезался в 13-ю опорную колону внутри тоннеля. Подоспевшие фоторепортёры принялись помогать пострадавшим и при этом делать снимки. Картина была страшной.
Водитель и Аль-Файед погибли на месте. Рис-Джонс получил серьёзные ранения и, как вспоминали фельдшеры, на первый взгляд, казалось, что он травмирован сильнее, чем Диана. Принцесса, находившаяся на заднем пассажирском сиденье, тоже была в крови, но выглядела куда лучше остальных. Именно поэтому первым из машины стали извлекать Рис-Джонса.
Диану смогли вытащить из машины лишь к часу ночи. Врачи констатировали остановку сердца, но после проведения реанимации снова смогли запустить его. Только в 2:06 Диана была доставлена в больницу, где выяснилось, что её сердце сместилось в правую сторону, разорваны лёгочная вена и перикард.
Даже опытные врачи признают, что обнаружить такие повреждения сразу почти невозможно, поскольку кровотечение из вены куда менее заметно, чем разрыв артерии.
Увы, несмотря на все усилия хирургов, спасти Диану уже было невозможно. Драгоценное время было упущено. да и полученные женщиной травмы оказались несовместимы с жизнью. В четыре часа утра принцесса умерла в парижской больнице.
Странности с кровью
Разумеется, смерть «королевы сердец», всенародной любимицы Британии вызвала огромный резонанс. Не только на родине принцессы, но и в других странах мира люди были шокированы произошедшим.
Уже тогда, ещё в ходе следствия, авария стала обрастать слухами и предположениями. Официальное расследование выявило немало нарушений правил безопасности, которые были названы причиной катастрофы. Впрочем, многие обстоятельства и заключения кажутся очень странными.
Французские и британские следователи выяснили, что водитель Анри Поль, находясь за рулём, был в состоянии алкогольного опьянения. Ещё накануне поездки он после завершения рабочего дня выпил два аперитива, что подтвердили свидетели.
Известно, что в тот момент Поль не знал, что ему придётся садиться за руль, а выступить в качестве водителя Дианы и Доди его заставило руководство отеля.
Уже после аварии проведенная экспертиза показала, что в крови Анри Поля содержалась немалая доза алкоголя, что едва ли могло соответствовать двум аперитивам. Однако персонал отеля, видевший и общавшийся с ним накануне выезда, отмечал, что Поль выглядел адекватным и вполне трезвым.
Кроме того, в образце крови водителя были обнаружены следы препарата, используемого для лечения глистов. Это же вещество нередко использовали для разбавления запрещенных веществ, но Анри Поль ничего не употреблял (по крайней мере, в день трагедии и накануне).
А ещё в его крови был достаточно высокий, хотя и не смертельный уровень угарного газа. Как же такое возможно? Только в одном случае – если образец крови был подменён. Но причиной тому была халатность или чей-то замысел?
А исправен ли автомобиль?
Не меньше вопросов вызывал и сам автомобиль. Машина была заменена в последний момент по причине технических неисправностей. Но с тем «Мерседесом», на котором из отеля выехали Диана и Доди, тоже было не всё гладко.
В 2017 году были обнародованы данные об этой машине. Стало известно, что куплена она была в 1994 году, причём спустя три месяца попала в аварию и разбилась, несколько раз перевернувшись.
После аварии «Мерседес» восстановили и продали отелю «Риц», при этом предупредив, что на скорости более 60 км/ч автомобиль плохо управляется. По некоторым данным, ремни безопасности на задних сидениях в машине не работали, отчего в момент аварии Доди и Диана не были пристёгнуты.
Как показала экспертиза, в ту роковую ночь «Мерседес» влетел в тоннель на скорости 110 км/ч. Если водитель действительно был нетрезв (пусть даже после всего двух аперитивов), а сама машина неисправна, то неудивительно, что эта поездка завершилась трагически.
Вторая машина
В 1999 году французское следствие пришло к неожиданному выводу. Было заявлено, что в тоннеле «Мерседес» столкнулся с другим автомобилем – белым «Фиатом Уно». Тот якобы выехал наперерез, заставив водителя «Мерседеса» совершить манёвр на большой скорости, отчего тот потерял управление.
Разумеется, тут же начались поиски таинственного «Фиата». Интересно, что такое авто имелось у фотографа Джеймса Андансона. Вот только детальное изучение его машины не выявило никаких следов повреждений, а сам Андансон имел, что называется, «железное» алиби.
Правда, вскоре фотограф продал свой автомобиль, а спустя год после допроса его нашли мёртвым. По официальной версии, он совершил самоубийство.
Суть аварии нам бы помогли понять записи камер видеонаблюдения, которые находились в отеле. Но (внимание!) - ни одна из них не работала в тот момент. Совпадение?
Теория заговора
Египетский предприниматель, миллионер Мохаммед Аль-Файед (он же – отец погибшего Доди) был уверен, что автокатастрофа была не просто трагическим стечением обстоятельств. Он заявил, что это было убийство.
Поразительно, что с ним солидарен и дворецкий Дианы, который опубликовал письмо принцессы. В нём она говорила, что заметила, будто с машинами, на которых она ездит, часто случаются какие-то неприятности. Диана считала, что за происходящим стоит принц Чарльз, её бывший супруг, хотя доказательств его вины не было.
Мохаммед Аль-Файед считал, что катастрофа была заговором королевской семьи против Дианы. И сегодня есть немало сторонников версии, что авария была не чем иным, как заказным убийством, выполненным спецслужбами Британии.
Согласитесь, в этом деле очень много странностей и нестыковок, что уже само по себе рождает подозрения. Но доказать причастность МИ-6 или кого-либо из монаршего семейства к гибели Дианы пока никому не удалось. Косвенным доказательством могут служить заявления французских официальных лиц, которые открыто говорили о «давлении» Лондона:
«Мы могли бы действовать гораздо эффективнее, если бы у нас не были связаны руки».
Впрочем, это могло быть связано просто со значимостью фигуры Дианы и её роли в истории Британии, а вовсе не с теорией заговора. Как бы то ни было, но официальное расследование даже не рассматривало варианты, при которых тень пала бы на монаршую семью.
Реакция королевы
К слову, поведение самой королевы Елизаветы II после случившегося вызвало негодование британцев. В конце августа 1997 года та вместе с внуками находилась в Шотландии.
Когда же королеве сообщили о гибели Дианы, она не поспешила вернуться в Англию, что многими британцами было расценено как равнодушие. Правда, вскоре Елизавета выступила с обращением к народу, в котором сказала, что скорбит и как королева, и как бабушка.
Лишь спустя 15 лет после трагедии кузина королевы Маргарет Роудс сказала, что в тот непростой момент Елизавета понимала: скорое возвращение и пристальное внимание прессы может навредить её внукам Уильяму и Гарри, которые и без того были потрясены страшным известием о гибели матери. Роудс заявила:
«Её (королеву) жёстко критиковали за то, что осталась в Балморале с мальчиками... Но она повела себя как настоящая бабушка…».
Известный судмедэксперт Ричард Шеперд в своей книге «Неестественные причины. Записки судмедэксперта» отмечает, что гибель принцессы Дианы – тот случай, когда медики невольно думают: «А ведь если бы…».
Если бы скорость автомобиля была хотя бы немного меньше, если бы женщина была пристёгнута ремнём безопасности, если бы водитель успел среагировать, отвернув от колонны, всё могло бы завершиться совсем иначе.
Не исключено, что Диана уже спустя пару дней появилась бы на публике с парой царапин и гематомой на лице – и не более того. Но, увы, история не знает того самого сослагательного наклонения, а гибель знаменитой и любимыми многими Леди Ди ещё долгое время будет будоражить умы людей.
А что вы думаете? Халатность, стечение обстоятельств или заговор?