Новогодний «огонёк» на Первом канале обернулся громким скандалом. Вот уже третьи сутки зрители в полном недоумении обсуждают странное «соревнование» между звёздами, которых давно уже нет в живых, и ныне здравствующими мэтрами отечественной эстрады. Многие просто не поверили своим глазам, когда на экранах появились уже ушедшие Жанна Фриске, Юрий Шатунов, Иосиф Кобзон и другие легенды прошлого.
«Вместо уехавших и запрещенных позвали на новогоднее шоу умерших… кто-нибудь объяснит мне логику? Это что — Новый год в стиле Дня мёртвых?» — язвительно замечает кинокритик и актриса Лена Слатина.
Так, например, зрителей поздравлял покойный Александр Градский, затем эстафету подхватывал Юрий Шатунов, а после на экране по очереди возникали Жанна Фриске, Иосиф Кобзон и Людмила Гурченко.
Их «соседи» по элитным столичным погостам — Михаил Пуговкин и Юрий Яковлев — тоже «присутствовали», радостно аплодировали и пели, наслаждаясь своим виртуальным возвращением в эфир.
А между музыкальными вставками в программе появлялись «оцифрованные» искусственным интеллектом Владимир Этуш, Юрий Никулин и Вячеслав Тихонов — они тоже будто бы старались внести свою долю веселья в новогоднюю ночь 2026 года.
За всем этим парадом «возвращений» следом выходили уже живые исполнители: Юрий Антонов, Лев Лещенко, Валерий Леонтьев, юная и лёгкая Анжелика Варум, подтянутый и бодрый Филипп Киркоров. Елену Ваенгу показали дважды, а Ирина Аллегрова попала в эфир четыре раза, включая номер, где она исполняла песню Лепса.
Сам Григорий появился в шоу тоже несколько раз — в одном из номеров он выступал вместе с Николаем Расторгуевым и Шаманом. Последний, кстати, предстал и в образе с дредами, и уже без них.
Не обошлось и без «оскандалившейся — а затем прощённой» Лолиты, которая появилась на экране с Александром Цекало. Хотя артисты давно развелись, в кадре они резвились вместе.
«Похоже, изображали недругов России, которые задумали неладное», — саркастически комментирует Слатина.
Владимир Пресняков исполнил легендарную песню 1992 года «Стюардесса по имени Жанна». А Олег Газманов в разных «огоньках» появлялся неизменно в той же рубашке с лошадью на груди: где-то седым с бородой, а кое-где — снова молодым брюнетом.
Праздничную атмосферу постоянно прерывала реклама, где классика отечественной поэзии была странным образом перемешана и переделана. Стихи Пушкина, Лермонтова, Блока сливались в одно, словно кто-то решил следовать принципу Гоголя про «губы Никанора Ивановича и нос Ивана Кузьмича». Всё это накладывалось на виды Москва-Сити и образы давно умерших поэтов.
И тут закономерно возникает вопрос — а для чего всё это нужно было зрителю?
Главный музыкальный продюсер канала Юрий Аксюта объяснил всё этим «особенным поводом» — юбилеем, тридцатилетием Первого канала, пообещав путешествие по хитам прошлых лет и лучшим песням уходящего года. Но простите, господин Аксюта, ведь год назад программа точно так же называлась «Первый канал: 30 лет вместе», а в 2022-м — «Новогодняя ночь на Первом: 30 лет спустя». Так мы что, уже несколько лет топчемся на месте?
Для тех, кто так и не решился «оценить» это произведение смешения эпох и людей в один большой концерт, расскажем ещё немного о том, что показывали на новогоднем экране Первого.
Помимо «воссоединённых» Лолиты и Цекало, актёр Сергей Безруков целовал свою бывшую супругу Ирину, хотя развелись они десять лет назад.
Беременная Елена Захарова приветствовала зрителей — при том, что её дочери давно уже восемь лет.
Вы, возможно, спросите — нельзя было просто переключить канал? Можно. Но легче не становилось. На других каналах — всё те же лица. Пресняков снова пел «Стюардессу по имени Жанна». Газманов вновь выходил с конём на груди. Антонов, Лещенко, Расторгуев — присутствовали везде. Как и Шаман с Лепсом.
Не обошлось без искусственного интеллекта — он «перезаписал» озвучку в культовых фильмах: «Чародеи», «Иван Васильевич меняет профессию», «Джентльмены удачи», «Бриллиантовая рука», «Особенности национальной охоты», «Приключения Электроника» и сериал «Семнадцать мгновений весны».
Под утро зрителям показали Ларису Долину с песней «До дому, до хаты!».
«Долину утолстили и омолодили, и даже в некоторой степени обезобразили, чтоб не все сразу поняли - она это или кто ещё. А еще всех певиц, кому 40-50, тоже омолодили, а еще зачем-то сделали худыми. Причем всех подряд одного изящного размера» - удивляется Слатина.
Телезрители тоже не сдерживали эмоций:
«За деньги налогоплательщиков нам показывают полнейший балаган. Наверное, это кому-то нравится. А потом удивляются, что люди в интернете сидят, а у нас выбора нет, многие включают ТВ просто фоном, другая половина и этот фон не включает»;
«25-летний Киркоров, давно умершая Фриске, Мишулин, Пуговкин… ожившие Штирлиц и Мюллер… Старые песни о главном… Я сама пенсионер, но зачем такая бессмысленная мешанина?»
«Извините, но этот БАЛАГАН даже смотреть не стали! Переключилась на Голубой огонек", а там за весь вечер - НИ ОДНОЙ НОВОЙ ИНТЕРЕСНОЙ ПЕСНИ! Грустно! Заезженная пластинка! Вот, где нужно подключиться Счетной палате и посчитать , во сколько обошлось народу России это такое натянутое "веселье" на каналах ТВ!»;
Некоторые вообще не сразу поняли, что это свежий выпуск:
«Мы думали , что это была нарезка из огоньков 2002- 2005' годов, там они там все молодые, как лет 20 тому назад. А тут вообще ИИ, зачем тогда нужны эти типа "звёзды", им можно вообще деньги не платить, раз всё бесплатно и легко заменяется»;
«Там где мертвые и молодые- это на резка из новогодних огоньков "Старые песни о главном". Вот лучше бы их и показали полностью»;
«Да уж, винегрет тот еще получился. Мне показалось, что на первом иссякли креативные идеи и мозги, не придумали ничего лучше как подать нарезку из прошлых огоньков. Это деградация ТВ»;
Но были и те, кто остался доволен новогодним шоу. Некоторые зрители искренне обрадовались встрече с любимыми артистами:
«Показали и ушедших — Шатунова, Фриске, Гурченко… Хорошие получились номера».
«Особенно порадовали Антонов и Николаев».
«Градского нет — и стало грустно. Аллегрова — прям девочка».
«Песни в основном хорошие и знакомые. Как фон для праздника — сойдёт».
Но в целом по комментариям видно — люди устали. Им хочется свежих лиц, настоящих чувств, живого исполнения. А им снова подсовывают блестящую, тщательно отполированную, но мёртвую оболочку вместо праздника. Хотя настоящий праздник — он в другом. В детском смехе, в сияющих глазах родителей, в тихом «с Новым годом» старому другу. А не в картонных декорациях и замороженных взглядах.
И что в итоге? Новый год, как ни странно, всё-таки наступил. Телевизор выключили. А внутри осталось странное послевкусие — не радость, а лёгкое отвращение, будто посмотрел на чужую фальшивую радость, замаскированную под настоящую. И приходит понимание: настоящий огонёк — не на экране, а в живых глазах рядом. И, к счастью, его не продают по тарифам телеканалов.
А вы что чувствовали, глядя на это новогоднее действие? Промелькнула ли хоть одна искорка в душе — или осталась только холодная пустота?