Алые капли брызнули на подол белоснежного свадебного платья. Эна в ужасе отшатнулась. Только годы дворцовой выучки удержали её от крика.
"Королева не может позволить себе вопить, словно простая горничная", - так учила ее бабушка. А она знала, о чем говорила.
24 октября 1887 года в замке Балморал появилась на свет единственная дочь принца Генриха Баттенберга. Мать, принцесса Беатриса Великобританская - дочь британской королевы Виктории, выбрала девочке двойное имя, чтобы угодить обеим высоким покровительницам.
Виктория - в честь бабушки-королевы. И Евгения - как дань уважения вдовствующей французской императрице Евгении, которая стала малышке крёстной матерью. Однако в кругу близких Викторию Евгению вскоре стали называть Эной.
Маленькая Эна провела детство в Виндзорском замке под бдительным взором бабушки. Беатриса - неотлучная компаньонка и личный секретарь королевы Виктории - уделяла мужу и детям не слишком много времени. Её часы занимало написание писем, рассылавшихся от имени государыни, а также сотни мелких поручений, на которые так щедра была Виктория.
Королева обожала внучку, однако не давала ей поблажек. С пяти лет Эну учили не только читать и писать, но и четко соблюдать королевский протокол. Нарушение правил и предписаний, неизменно влекло наказание. "Королева Виктория была для нас как вторая мать. Она была очень добра, но очень строга, с устаревшими представлениями о том, как следует воспитывать детей", - говорила Эна о бабушке.
В 1901 году, когда королевы Виктории не стало, Эне исполнилось 14 лет. Наступала пора подыскивать ей достойную партию.
Летом, отдыхая в приморской резиденции Осборн-хаус, Эна встретила великого князя Бориса Владимировича, внука императора Александра II. На десять лет старше Эны, он отличался ярким темпераментом и большой любовью к красивым женщинам. Внучка Королевы Виктории - блондинка с ясными голубыми глазами - покорила великого князя. Однако о браке речи не шло: она была ещё слишком юна.
В 1905 году Борис Владимирович встретил Эну в Ницце. За время разлуки его чувства не угасли, и он решился на предложение. Однако Эна попросила время на раздумья.
Путешествие по Франции подарило ей ещё одну интересную встречу. На вечеринке в Биарицце Эна познакомилась с испанским монархом Альфонсо XIII, который подыскивал себе невесту. Король Испании казался более выгодной партией, чем русский великий князь.
Семья Альфонсо XIII не могла одобрить его выбор. Эна была англиканкой, испанский монарх - католиком. Происхождение Эны, чей отец был плодом морганатического брака, казалось слишком сомнительным.
К тому же, немалые подозрения вызывала наследственность Эны: ее брат страдал гемофилией. Следовательно, существовала немалая вероятность, что она является носителем этого страшного заболевания. Однако никакие доводы не могли остановить короля.
Альфонсо XIII сделал Эне предложение, заставив позабыть о великом князе, которому был дан решительный отказ. После долгих переговоров, в ходе которых был согласован переход Эны в католичество и ее отказ от прав на британский престол, все было улажено.
31 мая 1906 года в королевском монастыре Сан-Херонимо в Мадриде состоялась пышная свадебная церемония. Процессия уже возвращалась во дворец, когда вдруг раздался взрыв. Каталонский анархист Матео Морраль, стоявший на балконе, бросил бомбу, спрятанную в букете цветов, которыми традиционно осыпали молодожёнов.
Король и королева остались целы. Однако полсотни человек - охранники, дамы и кавалеры из свиты, просто мирные люди, пришедшие поприветствовать новую государыню, - не пережили этого покушения. Немало было и раненых, нуждавшихся в помощи врачей.
И все же, несмотря на весь ужас случившегося, власти Мадрида решили продолжить торжества. После задержки, вызванной неразберихой, король и королева пересели в другую карету и продолжили свой путь.
Эна, сменив запачканное платье, несколько раз появлялась на балконе об руку с мужем, приветствуя подданных. А затем провела весь вечер, общаясь с гостями, прибывшими на праздничный ужин. Ледяная сдержанность ни разу не изменила ей, обеспечив репутацию холодной и высокомерной особы.
Царствование Эны, начавшееся с мрачных предзнаменований, не принесло ей счастья. Народ не принял и не полюбил новую королеву, которая с первого дня оказалась чрезвычайно непопулярна.
Спустя два года после свадьбы, 10 мая 1907 года Эна подарила мужу сына - принца Альфонсо. Король был счастлив, но к радости примешивалась тревога. И не напрасно: врачи быстро определили, что мальчик болен гемофилией. Сбылись самые страшные опасения!
В отличие от Николая II, которому Александра Фёдоровна, еще одна внучка королевы Виктории, родила сына с той же проблемой, Альфонсо не смог простить жене слабого наследника.
Спустя год на свет появился Хайме, который избежал последствий "дурной наследственности". Однако когда Хайме было 4 года, он тяжело заболел и лишился слуха. Словно злой рок преследовал неудачный брак!
Вслед за Хайме Эна подарила мужу дочерей - Беатрис и Марию-Кристину, а также пережила одни неудачные роды. Лишь шестой по счёту ребёнок - Хуан - оказался крепок и здоров.
И всё же, не надеясь на удачу, Альфонсо XIII настаивал на том, чтобы Эна родила "запасных" наследников. В октябре 1914 года королева дала жизнь Гонсало. Надежды снова не оправдались: мальчик тоже был болен.
Родив за семь лет семерых, трое из которых однозначно были сочтены королём "неудачными", Эна отказалась от дальнейших попыток продолжения рода. Супружеские отношения ухудшились: Эна занималась воспитанием детей и уделяла много внимания развитию медицины - на собственные средства строила больницы и доплачивала врачам за их труд, Альфонсо плел политические интриги и заводил многочисленные внебрачные связи.
В апреле 1931 года, когда в результате выборов к власти пришли республиканцы, и королевская семья должна была отправиться в изгнание, Альфонсо XIII уехал из страны, взяв с собой свою возлюбленную - красотку Ненетту и бросив жену и детей на произвол судьбы.
Путешествие во Францию для Эны и бывших наследников испанского престола оказалось очень непростым: люди их ненавидели, и Эна боялась, что с ними могут поступить так же, как когда-то с Александрой Федоровной и ее детьми.
Расставшись с мужем, которого не смогла простить, Эна жила во Франции, потом в Италии, Англии, Швейцарии. Она ушла 15 апреля 1969 года, намного пережив Альфонсо и Гонсало, дни которых сократила болезнь.