У меня уже накопилось некоторое количество поисковых хораров, как удачных, так и не очень, касающихся вещей и животных. Поэтому настало время как-то систематизировать знания по вопросу поиска, и сделать это чуть не от сотворения мира, а именно от Доротея Сидонского.
Надо сказать, что у Доротея в его 5 книге, касающейся вопросов, нет ничего о поиске животных. Сами принципы поиска рассмотрены в трех главах: главе 18, о женщине, которая ссорится со своим мужем у всех на виду и уходит от него, и муж тогда озабочен вопросом, вернется ли она и при каких условиях, главе 36, о краже или об утерянных вещах, и главе 37, о беглецах.
С Доротеем есть одна сложность: у него можно запутаться с тем, как использовать его методы трактовки карты – как для карты события или как для хорарного вопроса. Зачастую одно смешивается с другим, и вопрос о поиске и возврате утраченного – как раз один из таких, где очень важно разделять само событие и вопрос о нем.
Начнем с принципов определения сигнификаторов Доротеем. Они разных для всех трех тематик, и изучение этого позволяет понять, как вообще античный автор подходил к символизации земных процессов (ну или наоборот).
1. В вопросе О МУЖЕ И ЖЕНЕ рассматриваются взаимоотношения Солнца и Венеры, причем имеет значение фаза Венеры по отношению к Солнцу – прямая она или ретроградная, идет она к Солнцу или уходит от него, и кто из них сильнее и над горизонтом. Доротей говорит, что надо взять для анализа их положения на момент вопроса, но Гефестион предполагает, что брать надо положения на момент самого события, что логично и работает, если женщина приняла решение уйти и ушла прямо во время ссоры. А если нет? Если решение было принято уже после? А сам момент ухода был еще позже? Тогда возвращаемся к Доротею и положению сигнификаторов все-таки на момент вопроса.
Также рассматривается Луна в карте именно события: если это полнолуние, женщина вернется к мужу после всяких бед, если Луна убывает, женщина вернется сама, внезапно и без всяких бед. И рассматриваются поражения или бонификации Лун в гороскопах супругов по отдельности (не синастрия).
Ни I дом, ни VII дом роли не играют, имеют значение только естественные сигнификаторы. Для мужчины это Солнце, для женщины это Венера и Луна и их фазы по отношению к Солнцу.
2. В вопросе о ПОИСКЕ ВЕЩИ, которая была утеряна или украдена, Доротей дает два способа определить сигнификаторы, и это вообще не то, к чему мы привыкли.
Способ 1. Он снова смотрит на Солнце и Луну, есть ли между ними аспект. Скорее всего, даже не обязательно точный, а просто созерцание по знаку, поскольку Доротей ничегошеньки не говорит о том, что должны сходиться какие-то точные аспекты между сигнификаторами. Он смотрит только на взаимное статичное расположение точек карты.
Если Луна это сама вещь, т.е. квезит, то Солнце здесь проливает свет на ее местонахождение. Положение Луны в I доме указывает, что вещь будет возвращена (есть у меня такой пример); положение Солнца в I доме также говорит об этом, но с оговорками – Солнце и Асц не должны быть в знаках триплицитета воздуха, т.к. он противоположен триплицитету Солнца. Никакой хозяин Асц, хозяин II дома тут не фигурируют. Дополнительным сигнификатором служит Жребий Фортуны и аспекты светил к нему.
Но к Доротею лично у меня есть вопросики. Он говорит, что если Луна убывает и находится под лучами Солнца, вещь точно не будет найдена. А у меня есть пример обратный: вот Луна почти в точке новолуния – и предмет был найден. Может быть, играет роль, что светила в одном знаке. Были бы в разных, итог был бы другим.
Способ 2. Доротей ссылается на древних мудрецов, которые (sic!) украденную или потерянную вещь смотрели по Асц, а владельца вещей – по МС. Воры идут по Дсц, местонахождение вещи – по IC. Такое же интересное распределение мы увидим и в главе о беглецах, но там это объяснимо. Здесь же обоснование можно придумать только достаточно натянутое, а у Доротея его вообще не дается. Сахл, который во многом опирается на Доротея, здесь ему не следует, но и у Сахла не то, к чему мы привыкли.
Управители углов здесь вообще не учитываются, только планеты в соответствующих знаках и аспекты в эти знаки. Динамика планет все так же не учитывается. Небо в его представлении как бы замирает и никуда не движется, а выводы делаются по уже сформированным отношениям планет и других факторов, которые определяются положением в знаках.
Отдельно смотрятся взаимные отношения Солнца, Луны, градуса и знака Асц и Жребия Фортуны. Если они друг друга видят хоть в какой-то степени, пропавшее будет найдено. Еще это указывает на то, откуда вор – из ближних или из дальних. Управитель Асц никого не интересует.
Положение Луны в терме и знаке используется для определения качеств и свойств вещи. Не знаю, зачем это нужно, если спрашивающий и так знает, что у него пропало. Вероятно, для проверки карты на пресловутую радикальность.
3. В вопросе о ПОБЕГЕ так же хозяин (который задает вопрос) проходит по МС и планетам на нем, а также Солнцу, а беглец/раб по Асц и планетам на нем, и Луне. Тут логично видеть хозяина как высшую власть, «высоко сижу, далеко гляжу», Солнце тоже выглядит уместно. Луна тоже понятна: беглец перемещается. Но почему Асц, не могу представить. Если только такие сигнификации использовать не для карты вопроса, а сугубо для карты события. Тогда все встает на свои места: беглец инициировал побег, поэтому он обозначен Асц. Хозяин это высшая власть, он находится на МС. Но для хорарной карты это распределение не имеет rationale. И также для поиска вещей такое распределение даже в карте события не имеет оснований: вещь не может инициировать свою пропажу и пройти по Асц. Нам нужны другие сигнификаторы.
В этой же главе о поиске беглеца приводится абзац о необходимости рассматривать присоединения Луны, т.е. все-таки учитывать динамику карты, а не только статичные положения, но нет уверенности у меня, что это не поздняя вставка.
Как видим, у Доротея очень размыта граница между картами события и вопроса, и на самом деле использовать его методы надо так, чтобы сначала тщательно разобраться в обоснованиях тех или иных сигнификаций.
Если подытожить, что мы могли бы использовать в своей актуальной современности из Доротея для поиска хотя бы вещей (раз уж о животных тут речи не идет), то, на мой взгляд, это все то, что связано с положением Солнца, Луны, Фортуны относительно друг друга и Асц, если речь идет именно о хораре, а не карте события.
Гефестион в своих главах о поиске вещей и о беглецах полностью повторяет Доротея.
Машаллах в хорарном руководстве «О рецепции» вопросов поиска не касался. Может быть, касался в других местах, но мне о них не известно.
Поэтому переходим к Сахлу ибн Бишру, его книге «О вопросах».
У Сахла все вопросы поиска относятся к VII дому, будь то сбежавший раб, будь то потерянная вещь (sic!). Сбежавшая от мужа жена рассматривается так же, как у Доротея, где Солнце и Венера являются естественными сигнификаторами. Животными Сахл не интересуется.
«7.9. Вопрос о беглеце, имуществе или иной потерянной вещи: будет ли это найдено.
Если тебя спросили о беглеце или имуществе, или некой потерянной вещи, отдай Асцендент и его хозяина тому, кто хозяин; а VII дом и его управителя, и Луну – рабу и потерянной вещи».
Здесь, повторяя уже сказанное другими до меня и в других местах, мы видим важное изменение, которое было уже у Машаллаха: плотное вхождение в число сигнификаторов хозяина Асцендента хорарной карты. И рассматривается именно хорар, а не карта события. Асцендент принадлежит именно инициатору вопроса (хозяину). То есть налицо уже все основные хорарные правила, которыми мы бездумно пользуемся и поныне.
В другом вопросе мы уже видим чуть иное распределение сигнификаторов.
«7.13. Вопрос об украденном: вернет ли кверент это или нет.
В таком случае отдай Асц, его хозяина и Луну тому, кто спрашивает, т.е. владельцу вещи, а VII дом и его хозяина – вору или грабителю. МС отдай тому, что было украдено, а IC будет местом, где украденное находится».
Но! В этом же пункте он как дополнительный сигнификатор вводит управителя II дома, а вот МС и его хозяина для обозначения того, что было украдено, дальше не использует, хотя сам же его ввел в этой роли, и продолжает рассматривать именно У2. Дело в том, что к МС и его управителю Сахл дальше обращается только как к сигнификаторам короля или иной высшей власти, которая может повлиять на грабителя или его напугать. Вот так происходит мутация от доротеевского подхода к чему-то другому.
«Если У7 присоединяется к У1, или У7 находится в Асц, грабитель вернет хозяину украденное. Если при этом У2 находится под лучами, грабитель будет найден, но украденное найдено не будет. А если У2 вышел из сожжения, будет найдена часть украденного».
«А если У7 присоединяется к хозяину МС, грабитель вернет украденное из страха перед королем. А если У1 присоединяется к хозяину МС, кверент будет угрожать грабителю обращением к королю или кому-то иному, кого грабитель может бояться».
Ну и также Сахл, следуя за Доротеем, использует Солнце, Луну и Жребий Фортуны, и это существует как некий параллельный метод, хотя исторически он гораздо более древний. Можно смотреть по основным сигнификаторам, а можно еще, например, подтвердить выводы светилами. Мы же знаем, что хорошая карта отвечает на вопрос ВСЕМИ возможными способами одновременно. А раз метод светил использовался исторически раньше, то, вероятно, у него даже может быть приоритет. Но могут быть карты, где два этих метода конфликтуют, и тогда суждение выносится с трудом или вообще не выносится.
«7.14. Вопрос об украденном имуществе, которое исчезло, будет или оно найдено или нет.
Смотри на У1 и Луну, присоединяется ли кто-то из них к У2, или переносит ли какая-нибудь планета свет от них к У2, или не собирает ли какая-нибудь планета их свет. Если У2 находится в Асц, имущество будет найдено, пусть даже и через время. То же самое, если хозяин 2 знака от Асц присоединялся бы к планете во 2 знаке от Асц (что также явило бы нам рецепцию). А если хозяин 2 знака от Асц не аспектирует, имущество исчезнет. Так же, если хозяин 8 знака от Асц присоединяется к У7, коий означает грабителя. А если У7 присоединяется к У2, это означает потерю имущества; но если У8, коий есть сигнификатор имущества грабителя, присоединяется к У2, коий есть сигнификатор имущества кверента и тех вещей, которые он утратил, кверент найдет имущество и отберет часть его у грабителя -- и лучше, чем если бы У1 аспектировал их.».
Вот окончательно оформившееся правило для определения, будет найдено имущество или нет. Неважно, было оно утеряно или украдено.
Посмотрим теперь на реальные карты.
Здесь вопрос, было ли имущество украдено или оно было потеряно и будет ли возвращено/найдено. Берем метод светил. Луна на Асц – плюс к тому, что будет возвращено, и даже плюс к тому, что оно и не терялось, а всю дорогу находится у самого кверента, просто он забыл, куда засунул. Солнце и Луна над горизонтом – еще один плюс. Солнце и Луна видят друг друга трином – еще один плюс. Жребий Фортуны не участвует, но сами светила уже дали достаточно указаний.
Способ «древних мудрецов», данный у Доротея, по уже описанным причинам использовать нет оснований: это хорарный вопрос, а не карта события.
Берем метод акцидентальных управителей, но поскольку мы не уверены, что вор вообще был, возьмем пока первый, из п. 7.9. За кверента Юпитер, за вещь Меркурий и Луна. Юпитер не участвует в вопросе, но в I доме стоит Луна, которая делает трин с ретро-Меркурием, выходящим из сожжения, то есть вещь вернется хозяину.
Если же взять метод акцидентальных управителей, где используется У2, то здесь уже динамика сложная. За кверента Юпитер и Луна, за пропавшее Сатурн. Луна отходит от Сатурна, а Юпитер его вообще не цепляет. Но Луна идет к Меркурию, а Меркурий идет обратно к Сатурну. Если речь о возврате потерянного, то ретроградность вполне уместна. Также от Сатурна отходит Венера и идет к Юпитеру. То есть вещь каким-то образом вернется, кверент с ней воссоединится.
Вот в принципе все три метода дали положительный ответ.
Можно посмотреть еще одну карту и прогнать ее по всем трем способам. Здесь кверент тоже думала, что засунула предмет в положенное ему место, а он оттуда пропал.
Метод светил: Луна и Солнце соединяются, находятся над горизонтом оба, в удачливом 11 доме, видят секстилем и Асцендент, и Жребий Фортуны, т.к. это момент новолуния. Доротей хоть и говорит, что новолуние – неэффективный случай, но вот практика показала, что очень даже эффективный.
Метод акцидентальных управителей Сахла. Кверент – Венера, вещь – Марс и Луна. Здесь мимо.
Другой метод акцидентальных управителей Сахла. За кверента Венера и Луна, за вещь – Меркурий, т.к. Сахл специально оговаривает, что надо брать хозяина 2-го знака от Асц, а здесь это Близнецы. Здесь Меркурий делает трин в свой знак к Марсу, и это означает, что имущество будет найдено. В итоге оно действительно было найдено, но не там, где кверент думала его найти.
Посмотрим на еще одну карту. Она недавняя, вещь пока не найдена.
Метод светил: светила в аверсии (при этом отвращение усилено нахождением в знаках падения друг друга, пусть это и не по-доротеевски), находятся под горизонтом. Жребий Фортуны во 2 доме, Солнце его видит по знаку, а Луна не видит. Солнце видит Асц и само им управляет. Луна видит знак Асц, но не видит градус. С натяжкой можно сказать, что шансы найти есть.
Метод АУ Сахла: За кверента Солнце, за вещь Сатурн и Луна. Луна в холостом пробеге, Солнце расходится с Сатурном и никто не собирается восстановить их аспект. Ответ – нет.
Другой метод АУ Сахла: за кверента Солнце, за вещь Меркурий и Луна. Луна в холостом пробеге, а Меркурий возвращается к Солнцу. Ответ – да, вещь вернется.
И еще одна карта. Дома ли потерянный документ или утрачен с концами и надо восстанавливать.
Берем метод светил. Солнце и Луна в оппозиции, Луна в знаке Асц. По Доротею, вещь будет найдена по прошествии времени и с трудом. Оба светила Жребий Фортуны (он в Раке) не видят, т.е. хозяину лучше забыть о вещи, он ее не найдет.
Метод АУ Сахла. За кверента Юпитер, за вещь Меркурий и Луна. Меркурий отделился от Юпитера, Луна в принципе их не видит, нет планет, переносящих или собирающих свет. Ответ – нет, вещь найдена не будет.
Другой метод АУ Сахла. За кверента Юпитер и Луна, за предмет – Сатурн. Вот Сатурн с Юпитером встречается квадратурой, то есть вернуть документ можно, но с трудом.
В принципе, по этим указаниям можно рекомендовать не тратить силы на поиски, а заняться восстановлением.
Следом за Сахлом вопросы поиска потерянного рассматривал Умар ат-Табари. Он также использовал хозяина II дома. Его метод предполагает постановку вопроса так: дома ли потерянная вещь, и хорар нам тогда подтвердит или опровергнет это. Описание довольно мутное и вызывает вопросы, но попробуем разобраться.
Хозяин II дома должен быть либо в угловых знаках карты, либо в знаках осей карты, и тогда это укажет, что потерянное находится в доме кверента. Дальше идет детализация по углам. Если У2 находится в I доме или в знаке хозяина Асц, что может подразумевать как вторую обитель хозяина Асц, так и соприсутствие с ним в одном знаке, то потерянное находится в месте, где сам кверент находится в данный момент или которое он считает в доме своим. Если У2 в VII доме, то предмет на женской половине (ну или в месте, которое принадлежит партнеру или куда приходят другие люди, например, гостиная или прихожая).
Если У2 в Х доме, предмет находится а офисе, кабинете, т.е. в каком-то деловом пространстве.
Если У2 в IV доме, то предмет в комнате родителей, бабушек, дедушек или родственников отца. А если таковых нет, то предмет где-то в середине дома.
Такие же указания будут, если У2 соединяется аспектом с управителем соответствующего угла или третья планета собирает/переносит их свет. Если ничего этого нет, работа будет напрасной, как говорит Умар. Поскольку про другие дома он ничего не говорит, видимо, нахождение У2 в любом из них указывает на окончательную потерю.
Прогоним все четыре карты по этому методу.
Карта 1. Сатурн действительно на IC в Овне, т.е. потерянное в доме кверента, где-то в середине дома. На самом деле кверент засунула его в кармашек сумки и забыла об этом.
Карта 2. Меркурий в 10-м знаке и Х доме и делает трин к хозяину VII дома Марсу, и предмет действительно был найден дома в мужских вещах.
Карта 3. Меркурий в 5-м знаке, но вошел в IV дом и соединяется с хозяином Асц Солнцем. Предмет должен быть все-таки где-то дома.
Карта 4. Сатурн в 5-м знаке, в III доме, но есть квадратура к хозяину Асц Юпитеру. Очень сомнительные указания. Тут все указания говорят, что предмет явно не дома, но его можно восстановить путем личных усилий, то есть он и утрачен, и не утрачен.
Аль-Кинди ставит вопрос иначе. Его метод тоже предполагает, что мы уже заранее предполагаем место или помещение, где вещь находится, а хорар нам должен это опровергнуть или подтвердить, и указать тогда, где именно вещь лежит. Например, вопрос ставится так: «дома ли потерянная вещь», а не как «где потерянная вещь», то есть мы сразу в вопросе локализуем поиск. На то, что вещь находится в предполагаемом месте, указывают «удачливые планеты» в угловых домах/знаках, и особенно на Асц. Если таких планет нет, вещь находится бог знает где еще и дальше хорар читать нет смысла. Мне это кажется инверсией метода Умара. Если У1 или Луна с такой планетой сходятся аспектом, вещь будет найдена. Если не сходятся, искать дальше нет смысла, как считает аль-Кинди. Что такое удачливая планета, тоже надо еще уточнить, потому что в персоарабской астрологии существует разделение: планеты-благодетели по природе (Юпитер и Венера) и просто удачливые планеты, которые как-то удачно стоят и имеют какие-то достоинства чисто ситуационно, поэтому тоже могут давать хорошие результаты и помогать.
В карте 1 очень с натяжкой можно считать счастливой угловой планетой Венеру, которая сходится с хозяином Асц Юпитером. Ок, это пятый плюсик к нахождению вещи.
Но вот карта 2 из выше рассмотренных, в которой нет счастливых планет в угловых домах и знаках, если не считать счастливым сожженный Сатурн в Водолее. Но ни Венера как У1, ни Луна к этому Сатурну не присоединяются, так что мы должны были бы сказать, что предмет не найдется, но он нашелся.
В карте 3 в IV доме есть благодетель Венера, но она ни к кому не присоединяется и к ней тоже. Остальные планеты счастливыми считать нельзя. Но исход дела пока неясен.
В карте 4 Юпитер находится в VII доме, соединяясь с Сатурном, но, следуя другим методам, было уже решено, что предмет искать дома нет смысла.
Поскольку результаты более чем сомнительны, метод аль-Кинди для поиска утерянного я бы не использовала вообще, даже как вспомогательный. В оправдание метода скажу: аль-Кинди использует его в специфических случаях поиска сокровищ или спрятанных кем-то ценностей в конкретном месте. Он не говорит ничего про утерянное или украденное. Поэтому здесь так важно влияние благодетелей в углах – они указывают на удачную охоту.
Продолжение будет.
Использованы следующие работы: Carmen Astrologicum Доротея Сидонского, "Апотелесматика" Гефестиона Фиванского, On Questions Сахла ибн Бишра, The Nine Judges Б. Дайкса.