Нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся. Но люди, облечëнные властью или хотя бы просто публичные, с большим количеством сторонников или подписчиков, предугадывать обязаны. Да и сам Тютчев, полагаю, слова взвешивал.
Тут некто Рыбальченко (вот, честно, сам факт рождения на западе Украины, не преступление, но повод задуматься) предложил в Общественной палате использовать "положительный опыт" горбачëвского сухого закона. То, что это само по себе оксюморон, опустим. Не было там и не могло быть положительного опыта. Но, прежде всего, начну с более ранних попыток, столь же бесполезных и губительных.
Обычно, приводят, как первую попытку, сухой закон царя Николая, правителя бездарного, хотя и признанного святым. Его сухой закон отличался от последующих одним. Там реально, с началом войны, потребление алкоголя зашкалило, что несло разложение в общество. Нелепая, но всё же попытка остановить, не оправдывает, но хотя бы объясняет этот указ. Что тогда началось, любой хоть немного изучавший историю тех лет, знает прекрасно. Пьянство, скорее возросло. В разы упало качество пития. Пьяная толпа громила погреба. Там, где пытались уничтожить спиртное, пролетарии и маргиналы отбивали его. Пьяные бунты, со смертями и озлоблением. Но, повторюсь, это эксцесс исполнителя, в данном случае - царя-батюшки. Впрочем, не уверен, что он вообще это заметил. А пьянство надо было уменьшить. Опять же, в ближайшие годы это стало совсем не актуально. Началась новая, кровавая эпоха, отголоски которой до сих пор убивают население бывшей Империи. И конечно, сухой закон стал лишь маленькой шестерëнкой в мельнице, перемоловшей Россию. Но стал ведь и это нельзя забывать.
Опущу советские попытки борьбы с алкоголизмом. Они были разной степени полезности и оправдонности, что-то помогло, что-то навредило, что-то оказалось пустышкой. Опыт нужен, здесь всё нормально.
А вот с приходом ставленника Андропова, уровня бригадира комбайнëров, заработал закон, ставший одним из основных тараноа для разрушения страны. Мы вообще мало что знаем про Андропова. И совсем ничего про его учителя, Куусинена. Порыться бы в их биографиях и взглядах повнимательнее. Оба ведь у кремлëвской стены упокоены. А вот достойны или нет, господа историки - разберитесь.
Мне сегодня, в комментариях в Дзене, один товарищ справедливо заметил, что не Горбачёв был автором закона от 1985-го, а Лигачëв. Бесспорно. Но не будь наверху пирамиды власти полное ничтожество, закон мог и истлеть в ящике стола.
Коротко. Вся статистика того времени, хоть как-то коснувшаяся антиалкогольной кампании полностью фальсифицирована. По официальной версии стала тишь да гладь, да Божья благодать, на самом деле только часть данных соответствуют. Остальное или скрыли или попытались объяснить другими причинами.
Самое главное - резкое сокращение покупок спиртного, с лихвой перекрыли суррогат, контрабанда, самогон. Но самое страшное - на нашу землю, в полный рост зашли наркотики. Нет, они были всегда. Но масштаб вырос в десятки раз. А уж токсикомания это просто изобретение горбачовских времëн. Надеюсь, не надо объяснять, что показатели статистики по здоровью населения и особенно по смертности можно смело нести на помойку? А ведь именно на них сегодня опираются эти горлопаны, проталкивающие новый сухой закон. На гнилом фунаменте строить - так себе. Мне могут возразить, мол они могут в это верить искренне, не имея злого умысла. Как будто это снимает хоть часть вины. Вон, соседи тоже стопроцентно верят в свою исключительность и в нашу ущербность, смертельно опасную для них. Поэтому, единственный для них выход - убивать нас массово и жестоко. Я сейчас нисколько не преувеличил. Это в головах части населения соседей, достаточной для того, чтобы всё продолжалось ещё долго. Кстати, у нас самих много людей из этой секты, хорошо, что здесь их мизер, по сравнению с критической массой.
А вот по тому вопросу, который поднял, можно набрать необходимое число, чтобы подтолкнуть. Если не на бунт, то на бузу точно. Во время, когда все силы надо бросать на Победу.
Критикуешь - предлагай.
Всё уже существует, более того, оно работает. Несколько последних лет я почти не выхожу на улицу. Но до сих пор в теме. В последний раз на всероссийском слëте наркологов и общественных организаций в этой сфере, был года три назад. На всех графиках данных по больницам и наркологиям, по всем соцопросам, несколько лет был сильный тренд на уменьшение потребления спиртного и прочих излишеств всяких. Причём, это данные из разных источников. Лично заметил, что переходить из статуса пьющих в общества трезвых стали совсем молодюсенькие парни и девчонки. Это мы упирались до пятидесяти, чтобы понять беду. Какая, извиняюсь, в jopu новая антиалкогольная кампания, когда начало выздоровления общества налажено? Да, колебания могут быть, тем более в условиях боевых действий. Мою очень хорошую знакомую зарезал, по совместной пьяни демобилизованный. Но вопрос реабилитации не связан с закрытием магазинов. Неизвестно ещё, как будет выкарабкиваться Вологодская область из ямы, в которую еë затолкал губернатор-коммунист. По моему опыту, последствия неизбежны. Откат сильнее, чем от последствий боевых действий.
Что делать?
Есть четыре этапа. Профилактика. Вывод из состояния запоя, детокс. Реабилитация, тех, кто сам не справится исключительно грамотная. Пожизненная работа с теми, кто выбрал трезвость, в одиночку вытянуть почти невозможно.
Профилактика, это те, чем никто не хочет заниматься. Ресурсозатратно, нет чëткого понимания, как это делать, большую часть должно тянуть государство. Тем не менее, кое-что, кое-где делается, надо опыт обобщать и развивать по всей стране. Например, мой приятель, Царствие небесное, объезжал, со своим Реабилитационным центром школы и техникумы одного из районов нашей области с лекциями, в которых участвовали ставшие на трезвый путь алкоголики и наркоманы. Бывших не бывает, бывают живущие остаток жизни трезво и счастливо, помогая другим. Эти же люди легко могут помогать в любых движениях подобного рода, абсолютно бесплатно. Мои знакомые сотрудничают с опекой, реабилитационными центрами, исправительными учреждениями, участковыми, домами для бездомных. Не надо спасать всех, помоги определиться тому, кто сам решил поменять жизнь. И уж точно, не указывай ему менторским тоном, что ему делать. Не будь, как Рыбальченко, глядишь, кого-то отпрофилактировал от начала употребления, или даже от активного. Ну а дальше, спорт, увлечения всякие. Вот где на Союз равняться надо.
Лечебная и реабилитационная работа у нас на должном уровне, поверьте. Как со стороны минздрава, так и в частном секторе. Там одна беда - большие деньги. Отсюда и иногда хромающее качество и скандалы. Что с этим делать, не знаю. Может, Рыбальченко знает?
Ну и, наконец, пожизненная поддержка. Огромная ошибка перекладывать еë на семью. Практически неразрешимая задача. Семья сама уже пострадала от этой болезни алкоголика. Она уже деструкивна и не способна помочь, там всем надо излечиться.
Для этого существуют множество сообществ. Кого-то пугает термин Анонимные Алкоголики, не беда. Сейчас много обществ трезвости, может человеку подойдут. Тем более, что сегодня все традиционные конфессии помогают трезвым алкоголикам и наркоманам. Очень успешно. Главное, чтобы люди знали о существовании таких сообществ по общему несчастью. Вот работа для Общественной палаты.
И будет всем щастя!
P. S. Чуть не забыл. Не исключаю, что господин Рыбальченко - замечательный человек и хороший чиновник. Да и дело вообще не в нëм. См.первый абзац.