Во время обхода этого квартала и написания первой статьи про него меня не покидала мысль, насколько упростился облик даже тех домов, которые дошли до наших дней в относительно неплохом состоянии. Причём они лишались своих "архитектурных излишеств" не только в советское время, но и совсем недавно. И если раньше под это могли подвести какую-то идеологическую базу вроде борьбы с буржуазными пережитками, то сейчас вроде бы наоборот из каждого утюга вещают о важности сохранения исторического наследия, а на деле под видом ремонта или даже реставрации уничтожают его остатки...
Квартал №79 расположен между улицами Льва Толстого, Ленинской, Красноармейской и Братьев Коростелёвых:
Угол улиц Льва Толстого и Ленинской занимает трёхэтажное кирпичное здание, где сегодня размещается медицинский комплекс Matrёshka Plaza:
Это здание - первый печальный пример того самого упрощения архитектуры старой Самары. В начале ХХ века здесь стоял двухэтажный кирпичный дом с рустованными стенами, ажурными балконами и шатровой крышей над входом, похожей на крышу Торгово-промышленного банка на углу нынешних Пионерской и Куйбышева. К сожалению, крупных фотографий этого дома я не нашёл, но он виден на нескольких общих снимках улицы Москательной и Пушкинского народного дома:
В 1900 году, согласно справочнику "Вся Самара", угловое дворовое место принадлежало Андрею Михайловичу Егорову и Алексею и Константину Ивановым:
Ранее я встречал информацию, что на углу Москательной и Сокольничьей (нынешние Льва Толстого и Ленинская) располагалась гостиница "Ташкент", принадлежавшая Алексею Ильичу Егорову. Правда, в какие годы это было, я не нашёл.
К Революции (точные даты, увы, не нашёл) здание было надстроено до трёх этажей, и здесь находилась уже другая гостиница - "Пушкинский меблированный дом":
В советское время гостиница сначала продолжила действовать под номером 4, но затем уступила место Родильному дому №1, который долгое время был крупнейшим в нашем городе (кстати, именно здесь 18 ноября 1927 года появился на свет будущий знаменитый режиссёр Эльдар Рязанов). При этом украшения крыши и угловые балконы сохранялись как минимум до начала 1950-х годов:
На спутниковом снимке 1979 года крыша здания вроде бы сохраняет сложную форму, но детализация недостаточна, чтобы утверждать это наверняка. А вот в 1983 году внешний облик роддома сильно упрощается:
С 2007-2008 годов здание перестаёт эксплуатироваться и на длительный период оказывается заброшенным:
И только в 2020 году, после масштабных ремонтных работ по восстановлению, в здание снова заезжают медики. Конечно, утраченные элементы декора ему не вернули, но дом хотя бы перестал пугать прохожих своим внешним видом.
Следующему зданию повезло ещё меньше:
Это бывший доходный дом купца Сергея Ефремовича Пермякова, построенный в промежуток с 1902 по 1918 год. Подробнее про архитектурные особенности здания и личность его владельца, который был заведующим Александровского Публичного музея, гласным городской думы и даже городским головой с 1914 по 1916 годы, вы можете прочитать здесь:
А так дом выглядел в 1970-х годах:
Увы, снова налицо значительное упрощение... Самое обидное, что угловые шатры были утрачены совсем недавно, к 2015 году.
Левее бывшего дома Пермякова, судя по спутниковым снимкам, ещё в 1979 году стояло довольно крупное здание, но сейчас на его месте забор, из-за которого виднеется деревянная двухэтажка в глубине участка:
Следующие три дома тоже не сохранились, на их месте - здание компании "Транснефть-Дружба":
Интересно, что на снимках с онлайн-карт с 2009 по 2014 годы здесь виден недостроенный 6-этажный жилой дом, в августе 2015 года - пустая площадка, а уже в 2017 году появляется сегодняшнее офисное здание.
По всей видимости, ради строительства этого дома был снесён ОКН федерального (!) значения - бывший жилой Дом Сычуровой, "где в квартире В. П. Шейдаковой в декабре 1891 года Владимир Ильич Ленин выступил против реформизма либерала-народника В. В. Водовозова", имевший адрес Ленинская, 87.
Об этом доме я узнал от Нины Дюковой, в её статье можно прочитать подробности и посмотреть, как в 2015 году выглядела эта часть 79 квартала:
Сегодня же справа за зданием "Транснефти", в глубине квартала, виднеется двухэтажный кирпичный дом с номером 85а:
Он похож на новострой, не слишком умело подражающий дореволюционной архитектуре, но ближе к нему я подойти не смог, так что наверняка сказать не могу.
Следующий дом по Ленинской имеет уже номер 93, правда, к какой именно постройке он относится, не очень понятно:
Ленинская, 95 - нежилой двухэтажный дом, который в 2024 году попал в программу "Арт-консервации" от "Том Сойер Феста", в результате чего его окна были закрыты щитами с изображением краснокнижных животных Самарской области, которых нарисовали волонтёры:
Дальнейшая судьба дома пока не ясна. Предполагалось, что после "Арт-консервации" он сможет привлечь внимание какого-нибудь инвестора, и тот вдохнёт в здание новую жизнь, вот только пока желающих не находится: минимальная стоимость ремонта помещений оценивается почти в 8 млн рублей, а вместе со стоимостью участка затраты могут превысить и 30 миллионов (источник)...
Слева от дома №95 за забором видна крыша ещё одного жилого дома:
Ленинская, 99 - двухэтажный кирпичный дом:
Ленинская, 101 - заброшенный деревянный дом в глубине участка:
На картах Яндекса он отмечен как дом мещанки Прохоровой - эта фамилия есть в справочнике "Вся Самара" за 1900 год, но стоимость построек в 300 рублей не соответствует тому дому, который сейчас стоит на участке.
Ленинская, 103 - в реестре ОКН это здание значится как дом Забродиных конца XIX - начала ХХ века постройки:
Действительно, в справочнике "Вся Самара" за 1900 год на этом отрезке улицы Сокольничьей есть домовладение Игнатия Васильевича и Веры Михайловны Забродиных, но тогда там находился другой дом - об этом говорит и низкая стоимость участка, всего 800 рублей, что соответствует максимум двухэтажной деревянной постройке, и стиль уличного фасада дома с элементами северного модерна, который в Самаре появился лишь в 1910-е годы.
Несмотря на уникальный для Самары облик, этот дом, вероятнее всего, доживает последние годы: боковые стены покрыты большими трещинами, а на втором этаже зияют пустые окна. Одно из них, кстати, ещё недавно было замощено "кирпичами фальконье":
За "домом Забродиных" стоит заброшенный деревянный дом:
Ленинская, 105 - на всех картах дом отмечен как нежилой, но в действительности на первой этаже ещё живут:
Посмотрите, к двери слева протоптана тропинка:
А над дверью зияет огромная дыра:
За этим домом в глубине двора стояло ещё несколько построек, но их снесли в 2025 году. Парочку я успел сфотографировать на телефон прошлой зимой:
А вот дом №107 я заснял лишь в момент сноса:
Вот как он выглядел "при жизни":
Теперь на его месте пустырь, обнесённый забором:
Ленинская, 109 - утеплённый и оштукатуренный одноэтажный домик:
В глубине квартала за этим домом есть ещё жилые постройки:
Ленинская, 111 - полукаменный дом с достаточно простой, зато объёмной резьбой:
Ленинская, 113а - двухэтажный кирпичный дом 1890 года постройки (согласно 2Гис), стоящий с отступом от улицы:
Ленинская, 113 - дом горел в 2025 году, но в правой части со двора, похоже, всё ещё живут люди:
Дворовое место на углу улиц Сокольничьей и Алексеевской, согласно справочнику "Вся Самара", в 1900 году принадлежало Ивану Петровичу Ерофееву, и на этот раз стоимость в 2000 рублей вполне соответствует стоящему здесь сегодня полукаменному дому:
Сейчас дом заброшен и подлежит сносу.
Следующий участок квартала №89, лежащий вдоль улицы Красноармейской, когда-то был застроен очень плотно - об этом говорит всё тот же справочник 1900 года:
Но сегодня между угловыми участками сохранилось лишь три дома, из которых только один - частично жилой. Покажу их в одной галерее:
Следующий дом хоть и стоит на углу с улицей Братьев Коростелёвых, имеет адрес только по Красноармейской. Однако рассказ о нём я отложу до следующего раза, чтобы немного "уравновесить" две статьи.