Найти в Дзене
Jurikan и его истории

Юрий КОМЯГИН: Перевал Дятлова - снова про паспорта

Несколько раз я касался этой темы и думал, что уже поставил здесь большую точку. Но нет, появился повод еще раз вернуться к паспортам. Я считаю, что паспорта должны были быть у всех дятловцах без исключения. Это - основной документ, удостоверявший личность советского гражданина. Заселяешься в гостиницу - предъяви паспорт, покупаешь что-то в рассрочку - покажи паспорт, устраиваешься на работу - достань из кармана паспорт. Да, в СССР можно было купить железнодорожный билет без документов. Та же самое ситуация (до определенного момента) существовала на авиалиниях. Зато при множестве других обстоятельств требовался паспорт. Вот задержали на жд вокзале в Серове Юрия Кривонищенко, первое, что требует сержант: покажи паспорт. Ах, нет, пожалуйте в отделение, будем звонить, выяснять. В группе туристов паспорта имелись у Игоря Дятлова и Рустем Слободина. То есть, они почему-то взяли с собой этот документ, а другие участники похода - почему-то нет. Возьмем Семена Золотарева. При себе - никаких "

Несколько раз я касался этой темы и думал, что уже поставил здесь большую точку. Но нет, появился повод еще раз вернуться к паспортам. Я считаю, что паспорта должны были быть у всех дятловцах без исключения. Это - основной документ, удостоверявший личность советского гражданина. Заселяешься в гостиницу - предъяви паспорт, покупаешь что-то в рассрочку - покажи паспорт, устраиваешься на работу - достань из кармана паспорт.

О чем-то задумался Семен Золотарев. Фото из открытых источников, обработка автора.
О чем-то задумался Семен Золотарев. Фото из открытых источников, обработка автора.

Да, в СССР можно было купить железнодорожный билет без документов. Та же самое ситуация (до определенного момента) существовала на авиалиниях. Зато при множестве других обстоятельств требовался паспорт. Вот задержали на жд вокзале в Серове Юрия Кривонищенко, первое, что требует сержант: покажи паспорт. Ах, нет, пожалуйте в отделение, будем звонить, выяснять.

В группе туристов паспорта имелись у Игоря Дятлова и Рустем Слободина. То есть, они почему-то взяли с собой этот документ, а другие участники похода - почему-то нет. Возьмем Семена Золотарева. При себе - никаких "корочек". А в Свердловске остались две трудовые книжки и диплом Белорусского государственного института физкультуры. Больше - ничего.

Давайте теперь посмотрим на трудовые книжки. Почему их две? Могу только предположить, что откуда-то Семена уволили по статье за какие-то нарушения. В таких случаях становилось проблематично устроиться на другое рабочее место, например, инструктором по туризму. Но существовал нехитрый обход этого дела. Говоришь, что трудовая утеряна, и тебе выписывают новую. Даже штрафа никакого не платишь.

Старый документ тоже сохраняется, чтобы потом при назначении пенсии не терялся трудовой стаж. Удивительно, что у Золотарева в его личных вещах лежали две книжки. Ведь при устройстве на работу трудовую требовалось сдавать в отдел кадров. Но, может быть, финт с "утерей" Семен практиковал дважды.

Итак, диплом и трудовые есть, а остальные документы где? Где военный билет? Где партийный билет? Где, наконец, паспорт? Без паспорта Золотарев не мог отправиться в такое дальнее путешествие, с Кавказа на Урал, не мог устроиться на турбазу. Ну, просто не мог - и все. Полагаю, что изначально документ у него имелся, а потом пропал. Как и у других.

Еще такой момент. У Зины Колмогоровой в кармане штормовки обнаружили пропуск в общежитие. Бумажка пустячная, но с фото владелицы. Возможно, по инерции девушка положила этот документ в карман. Кстати, посторонний человек мог попасть в вузовское общежитие, не просто предъявив паспорт на вахте, а оставив его там. Дежуривший там человек записывал на отдельном листочке номер комнаты, куда направлялся гость, и помещал эту бумажку в паспорт. В СССР с этим все было строго.

Добавлю, что Урал был плотно насыщен лагерями и военными объектами, Ты идешь по безлюдной местности и натыкаешься на группу представителей МВД или КГБ. Кто такой? Может, беглый узник. Или вражеский агент. Не думаю, что при таких обстоятельствах хватило бы для разбирательства одного паспорта Игоря Дятлова. Тягомотины было бы выше крыши.

В общем, могу повториться и в пятый, и в десятый, и в сотый раз, что участникам похода в дороге паспорт был категорически НЕОБХОДИМ. Я писал об этом в предыдущих публикациях. Однако перейдем к главному. Только сейчас мне пришла в голову вот какая мысль. Если я дошел до подобной аксиомы, то тем более это сразу же поняли сотрудники прокуратуры, занимавшиеся расследованием причин катастрофы на перевале Дятлова. Не могли не обратить на это внимания.

Куда подевались паспорта остальных участников похода? Вот паспорт самого Дятлова лежит в палатке. Ну, логично, там и другие вещи руководителя похода остались. Вот паспорт Слободина находят в кармане ковбойки. Тоже вполне объяснимо. Поближе к телу, так сказать. Чтобы уменьшить шансы потерять, а то намучаешься потом делать новый.

О паспортах нет ни единого упоминания в УД. Казалось бы: да почему? Почему следователи не сделали никакого запроса в паспортный стол? Почему не насторожились при обнаружении подобного факта? Ладно бы, паспорт отсутствовал у кого-то одного, но у семерых... Да потому, что в этом случае рушились все версии типа лавины или снежной доски, сбившейся с курса ракеты и чего-то подобного. И это стало понятно уже в 1959 году. Разве не так? А дальше началась ситуация, которую я условно назову "матрешкой". Достаешь одну фигурку, а там - другая, достаешь другую, а там...