Найти в Дзене

Как наряжали новогоднюю красавицу на Кубани в прошлом

В конце XIX – начале XX века тенденции на те или иные елочные игрушки в нашей стране заводил царский двор. Идеи подхватывала знать Санкт-Петербурга и Москвы. Затем они расходились по регионам. Но на местах существовали и свои культурные традиции наряжать елку. Какими они были на Кубани, рассказала историк Дарья Томилина. Дарья отметила, что казаки испокон веков исповедовали православие, а значит, вторым по важности праздником для них после Пасхи было Рождество. Этот зимний праздник стал важнейшим в цикле Святочного периода. – Ставить в доме елку на Рождество – новая традиция в России. Ввела ее супруга Николая I Александра Федоровна. Именно она организовала первую елку во дворце в 1828 году, пригласив на праздник к своим детям дочерей и сыновей придворных. За императрицей моду на елки подхватила столичная знать, и уже в конце XIX века они стали доброй традицией для всех граждан, в том числе казаков, – рассказала историк. – После того как елка вошла в казачью традицию, празднование Рожде
Оглавление

В конце XIX – начале XX века тенденции на те или иные елочные игрушки в нашей стране заводил царский двор. Идеи подхватывала знать Санкт-Петербурга и Москвы. Затем они расходились по регионам. Но на местах существовали и свои культурные традиции наряжать елку. Какими они были на Кубани, рассказала историк Дарья Томилина.

Казачьи традиции

Дарья отметила, что казаки испокон веков исповедовали православие, а значит, вторым по важности праздником для них после Пасхи было Рождество. Этот зимний праздник стал важнейшим в цикле Святочного периода.

– Ставить в доме елку на Рождество – новая традиция в России. Ввела ее супруга Николая I Александра Федоровна. Именно она организовала первую елку во дворце в 1828 году, пригласив на праздник к своим детям дочерей и сыновей придворных. За императрицей моду на елки подхватила столичная знать, и уже в конце XIX века они стали доброй традицией для всех граждан, в том числе казаков, – рассказала историк. – После того как елка вошла в казачью традицию, празднование Рождества стало складываться по типу всероссийской моды – украшения Вифлеемской звездой (исключительно у зажиточных казаков), стеклянной редкой игрушкой из столицы, а также из ваты (привезенными издалека или сделанными местными умелицами) и доступными сладостями.

Но было кое-что, что отличало казачью елку от других по стране. Дарья Томилина поделилась, что в свое время ей удалось поговорить с большим количеством потомков казаков, а также со своими бабушками (отцы которых были расказачены и раскулачены), и сделать вывод, что на Кубани новогоднюю красавицу украшали самодельными игрушками из соломы и лоскутов. Кто был зажиточнее, ватой и атласными лентами, иногда казачки вешали на веточки свои коралловые бусы. Были популярными украшения из яблок, груш, грецких орехов, а также фигурки из теста и пряники. Но пряники, как отметила историк, обязательно должны были быть покупными – потому что они красивее.

– Казачьи семьи, которые жили беднее, ограничивались пышками, орешками из крученого теста, присыпанными сахарной пудрой, – добавила Дарья. – Ну и, конечно, самая особенная игрушка, которая была на казачьей елке – фигурка лошади. Конь для казака – признак его силы и благосостояния. Он верный боевой друг и надежное подспорье в хозяйстве, поэтому и на елке занимал особое место. Фигурку лошади либо лепили из хлебного мякиша, либо соленого теста. Расписывали красками, но могли оставить и некрашеными. Реже встречаются упоминания, что на новогоднюю красавицу вешали еще и подкову (иногда клали рядом), как символ удачи.

Особое украшение

Историк упомянула еще одно украшение – не такое значимое, как конь, но все-таки заслуживающее внимания. Это был дидух – сноп из колосьев пшеницы, ржи или другой зерновой культуры. Его делали из последнего снопа при сборе урожая, он оставался в качестве оберега от неурожая на весь год.

– Название произошло от слова «дiд», другими словами, предок. Несмотря на то, что на Руси приняли христианство, языческие традиции глубоко укоренились в менталитете и обычаях – как казачества, так и всего русского народа. Так вошел в традиции славянский языческий родовизм, – отметила Дарья.

Дидух, как рассказала историк, вносили в хату в Сочельник со словами: «Добрый вечер.ю святiй вечер, дiду до двору», ставили его на стол или в красный угол. Женщины украшали лентами, засушенными цветами или травами, чесноком. Стоял дидух до Крещения, после чего сжигался в печи или на костре, а оставшейся золой посыпали пашню. Это был акт возвращения силы земле для будущего урожая. Поэтому дидух – особое новогоднее украшение казаков, имеющее сакральное значение.

– В культуре память о дидухе почти исчезла, а его корни уходят далеко – еще в дохристианскую Русь, – отметила Дарья Томилина. – Заметила, что в последние два-три года традиция дидуха начала возвращаться. Ставят его даже в некоторых ресторанах Краснодара. Когда увидела это, на душе стало тепло, потому что дидух – это напоминание о корнях и уважении к традициям.

]]>>