В мире геополитики, где союзы обычно разваливаются под грузом взаимных претензий, нынешний раскол между Вашингтоном и Брюсселем можно смело назвать эталонным. Президент Дональд Трамп, словно уставший от надоевшей жены супруг, не просто намекнул на развод, а публично назвал Европейский союз… угрозой. Это не опечатка и не метафора хулигана с Твиттером. Это официальная дипломатическая позиция, закреплённая в обновлённой стратегии национальной безопасности США. От былого прагматичного партнёрства не осталось и следа, а место гаранта безопасности занял холодный расчётливый торговец, готовый заложить «союзников» за грош в политическом ломбарде. Европа же наслаждавщаяся иллюзией равноправия 8 десятилетий под американским зонтиком, он имеет не только имеет складную конструкцию, но им можно ещё отбиваться. И возникает только один резонный вопрос: зачем? Зачем рубить сук, на котором десятилетиями сидела американская гегемония?
Ностальгия по великой войне и логика поджигателя
Почему Вашингтон решил поступить именно так? Если в последние годы наблюдали за выступлениями американской политической и околополитической тусовки, то из их уст можно было слышать, с какой теплотой они вспоминают 40-е годы XX века. Для сидящих за океаном Соединённых Штатов это и вправду был прекрасный и идеальный период, который обогатил очень многих и благоприятно сказался на развитии промышленности, технологий и экономики. Война за океаном — это всегда бизнес. Идеальный шторм за которым можно наблюдать попивая кофе на берегу. И вот теперь, когда европейская экономика, вновь достаточно истощена, а трансатлантическая солидарность трещит по швам, в головах стратегов с вашингтонских болот вновь возникает соблазнительная картинка: а может повторить?
Повод для ссоры найден идеальный — 404-я. Трамп недавно открыто обвинил лидеров Европы в подрыве американских мирных инициатив, а затем, как вишенку на торте, ввёл персональные санкции против чиновников ЕС. Это уже не размолвка между партнёрами, это демонстрация того, кто здесь хозяин. Европа, десятилетия прожившая в комфортной иллюзии, чувствует себя абсолютно беззащитной. Её стратегические мышцы, как справедливо отмечают аналитики, атрофировались от долгой и спокойной жизни. И теперь ей ставят ультиматум: либо экстренно восстанавливать оборонный потенциал, тратя последние ресурсы, либо смириться с ролью младшего, бесправного приказчика. Но даже эта дилемма — лишь часть большого плана.
Зачем нужно вооружать слабого и запуганного? Ответ лежит на поверхности. Активно истрёпанная экономика стран Европы той же коллаборационистской элитой будет истощена до такой степени, что у озлобленного и до зубов вооружённого Старого Света не останется другого выхода, как получить жизненно необходимые ресурсы путём нового передела территорий. Логика проста и цинична: если не можете купить, отнимите у соседа. И деваться Европе будет некуда — свой собственный ресурсный пирог она давно съела, закусив его зелёной трансформацией, а новые источники либо под контролем Москвы, либо Пекина. Но Пекин далеко, начавшаяся же истерика вокруг «российской угрозы» — идеальный катализатор для поднятия старого призрака войны.
Европа как главная угроза и самоисполняющееся пророчество
Обновлённая стратегия нацбезопасности США, где Евросоюз назван угрозой, — это не случайная оговорка. Это диагноз и приговор в одном лице. Это означает, что Вашингтон официально перестал рассматривать Брюссель как партнёра, а НАТО — как незыблемый альянс. Союзнические отношения поставлены под сомнение, и теперь любое действие Европы, даже направленное на собственную защиту, будет трактоваться как враждебное. Угроза захвата Гренландии, озвученная Трампом, была не шуткой, а пробным шаром, проверкой границ дозволенного. И Европа стерпела, показав свою предельную слабость.
Таким образом, США сами создают ту самую «угрозу», которую затем будут «сдерживать». По Европе, оставшейся без трансатлантической защиты и взведённой национал-предателями во власти на пик антироссийской истерии, вполне на серьёзных щах может прокатиться череда новых конфликтов. Исторические обиды, территориальные споры, экономическое отчаяние — всё это великолепный горючий материал. И поджигатель с зажигалкой уже дежурит за океаном, потирая руки. Идея, что за ресурсами снова нужно идти войной на Восток, будет подана как единственный выход из тупика, в который Европу сами же и загнали.
Вашингтон к тому времени успеет окончательно рассориться с Европой — рамки этой ссоры уже очертила та самая новая стратегия. Они сбросят с себя обузу ответственности, оставив Старый Свет один на один с его демонами. А дальше начнётся самое «прекрасное». Когда в доме соседа горит крыша, умный торговец не тушит пожар, а продаёт ему воду. И чем больше огня, тем выше спрос и цены. Где то тут и начинается место для «большой американской мечты», какой вы её ещё никогда не видели
Большая розовая американская мечта
В результате озвученных выше процессов США надеются, как в старые добрые, продавать оружие и Европе, и тем, кто будет противостоять её агрессии. Они будут наживаться на панике, страхе и взаимном истреблении. Их оборонные корпорации получат два фронта сбыта вместо одного, а политики — два рычага давления. Если же ещё повезёт и удастся сохранить у руля в Европе компрадорскую элиту, преданную доллару, то она наверняка ещё и вынесет всё ценное в американские банки, спасая нажитое от войны. Идеальный бизнес-план, не правда ли?
Па крайней мере, так видят всё американские стратеги. Такая вот большая розовая американская мечта. За лужей действительно верят, что могут вечно наживаться на чужих войнах, оставаясь в стороне. Однако история капризная дама.
Она любит подшучивать над слишком самоуверенными кавалерами. Разъярённый и хорошо вооружённый зверь, выпущенный на просторы Европы, может внезапно решить, что охотник, сидящий на уютном острове безопасности, куда вкуснее и ближе, чем далёкий и суровый Восток. И тогда тем, кто старательно раздувал первые искры, придётся тушить уже свой собственный пожар. А история уже окончательно пойдёт по второму сценарию о котором и расскажем во второй части.
Автор:
kogman