Найти в Дзене
Клуб «Валдай»

Символическая солидарность: итоги голосования по резолюциям по России и Ирану в Генеральной Ассамблее ООН в декабре 2025 года

Декабрь традиционно является месяцем, когда в Генеральной Ассамблее ООН в ходе текущей ежегодной сессии принимается основной массив резолюций. Часть из них является повторяющимися, которые принимаются регулярно, из года в год, иногда на протяжении целых десятилетий, часть же представляет собой документы на новые темы. Об итогах голосования по резолюциям по России и Ирану в Генеральной Ассамблее ООН в декабре 2025 года пишет Олег Барабанов, программный директор клуба «Валдай». Понятно, что эти резолюции по международному праву не имеют обязательной силы и остаются лишь рекомендательными. Поэтому зачастую голосование по ним, в отличие от обязательных резолюций Совета Безопасности ООН, носит для многих государств своего рода символический характер. И далеко не всегда то или иное голосование в Генеральной Ассамблее по резолюции, которая направлена против той или иной страны, отражает реальные отношения с этой страной со стороны других государств. Тем не менее символическая солидарность (и

Декабрь традиционно является месяцем, когда в Генеральной Ассамблее ООН в ходе текущей ежегодной сессии принимается основной массив резолюций. Часть из них является повторяющимися, которые принимаются регулярно, из года в год, иногда на протяжении целых десятилетий, часть же представляет собой документы на новые темы. Об итогах голосования по резолюциям по России и Ирану в Генеральной Ассамблее ООН в декабре 2025 года пишет Олег Барабанов, программный директор клуба «Валдай».

Понятно, что эти резолюции по международному праву не имеют обязательной силы и остаются лишь рекомендательными. Поэтому зачастую голосование по ним, в отличие от обязательных резолюций Совета Безопасности ООН, носит для многих государств своего рода символический характер. И далеко не всегда то или иное голосование в Генеральной Ассамблее по резолюции, которая направлена против той или иной страны, отражает реальные отношения с этой страной со стороны других государств. Тем не менее символическая солидарность (или отсутствие таковой) с той или иной позицией в отношении определённого государства в ходе голосования также представляется немаловажной.

Ранее в рамках экспертной работы Международного дискуссионного клуба «Валдай» мы неоднократно обращались к итогам голосований в Генеральной Ассамблее ООН. В частности, были рассмотрены голосования государств – членов и партнёров БРИКС по резолюциям против России и Ирана, голосования в ГА ООН и СБ ООН по украинскому конфликту в феврале 2025 года, голосования государств Африки по антироссийским резолюциям, голосования по Израилю и Палестине, а также в историческом аспекте голосования против СССР по Афганистану в 1980-е годы.

В декабре 2025 года Генеральная Ассамблея ООН приняла три резолюции, в той или иной степени направленные против России, и одну резолюцию против Ирана. На ординарной 80-й сессии ГА ООН были приняты резолюции по Чернобылю 80/111 от 10 декабря 2025 года, по правам человека в Крыму и на новых территориях 80/223 от 18 декабря 2025 года, а также по правам человека в Иране 80/222 от 18 декабря 2025 года. В другом формате, в рамках возобновлённой 11-й специальной чрезвычайной сессии ГА ООН, посвящённой украинскому конфликту, была принята резолюция о возвращении украинских детей ES-11/9 от 3 декабря 2025 года.

Поскольку и Россия, и Иран являются государствами – членами БРИКС, то рассмотрим, до какой степени в голосованиях по ним проявляется солидарность в рамках группы. Отметим, что «солидарность» традиционно фиксируется в ежегодных декларациях саммитов БРИКС как разделяемая ценность стран БРИКС, а начиная с 2022 года ежегодно отмечается в этих декларациях как составная часть духа БРИКС. Рассмотрим также и то, как голосовали по этим резолюциям другие страны. Проследим прежде всего динамику голосования по сравнению с ранее принятыми резолюциями (по России с февраля 2022 года ранее было принято 12 резолюций ГА), отметим, какие государства изменили свою позицию в декабре 2025 года.

© РИА Новости // Валерий Шарифулин
© РИА Новости // Валерий Шарифулин

Резолюция по возвращению украинских детей была принята 91 голосом за, 12 стран проголосовали против неё, 57 воздержались, 33 не голосовали. Отметим, что это наименьшее число голосов за, поданных по резолюциям 11-й специальной чрезвычайной сессии ГА. Ранее за резолюции 11-й сессии подавалось от 93 до 143 голосов.

Из членов БРИКС за резолюцию проголосовала ЮАР (впервые в её практике, ранее ЮАР по антироссийским резолюциям всегда воздерживалась). Воздержались Индия (ранее всегда воздерживалась), Китай (ранее был 6 раз против), Бразилия (ранее 4 раза голосовала за), ОАЭ (ранее 4 раза была за, но ни разу после получения членства в БРИКС), Египет (ранее 5 раз за, в том числе 1 раз уже после вступления в БРИКС), Эфиопия (ранее 3 раза против), Индонезия (ранее 6 раз голосовала за, в том числе дважды в феврале 2025 года, когда уже была членом БРИКС). Против резолюции проголосовали сама РФ (ранее все 12 раз против), а также Иран (ранее 5 раз против).

Из партнёров БРИКС за резолюцию не голосовал никто, воздержались Казахстан (ранее 2 раза против), Узбекистан (ранее 1 раз против), Вьетнам (ранее 1 раз против), Малайзия (ранее 6 раз за, в том числе дважды в феврале 2025 года, когда уже была партнёром БРИКС), Таиланд (ранее 5 раз за, в том числе дважды в 2025 году, когда уже был партнёром БРИКС), Нигерия (ранее 6 раз за, в том числе дважды, уже став партнёром БРИКС), Уганда (ранее всегда воздерживалась). Не голосовала Боливия (ранее 1 раз против). Против голосовали Белоруссия (ранее все 12 раз против) и Куба (ранее 6 раз против).

Из других стран член ШОС Пакистан воздержался (ранее всегда воздерживался). Из членов СНГ (кроме Украины и Молдовы) воздержались Армения (ранее в феврале 2025 года проголосовала за резолюцию США, в остальных случаях воздерживалась или не голосовала), Таджикистан (ранее 1 раз против), не голосовал Азербайджан (ранее всегда не голосовал). Ассоциированный наблюдатель в СНГ Туркмения не голосовала (ранее всегда не голосовала).

Израиль, который в феврале 2025 года голосовал против резолюции, внесённой странами ЕС (ES-11/7), и воздержался по резолюции, внесённой США (ES-11/8), но после поправок европейских стран, изменивших её содержание. Сейчас же Израиль проголосовал за, как было зачастую и ранее (9 раз за). Турция не голосовала, и это показательно, поскольку ранее по всем 12 антироссийским резолюциям Турция голосовала за. Венгрия была за (ранее в феврале 2025 года была против резолюции, внесённой странами ЕС, – первый случай нарушения единства голосования среди членов ЕС по антироссийским резолюциям – и воздержалась по резолюции США с поправками от стран ЕС, остальные 10 раз за). Словакия была за (ранее все 12 раз за). Сербия не голосовала (ранее 7 раз была за резолюции, в остальных случаях воздерживалась). Грузия голосовала за (ранее в феврале 2025 года не голосовала по резолюции ЕС и воздержалась по резолюции США, остальные 10 раз была за). Саудовская Аравия воздержалась (ранее 4 раза за, но ни разу после получения приглашения о вступлении в БРИКС). США проголосовали за (ранее, в феврале 2025 года, были против резолюции ЕС и воздержались по своей собственной резолюции после её изменения странами ЕС, в остальных 10 случаях всегда за). Все члены ЕС проголосовали за. Здесь интересней другое. Ранее, в 11 из 12 предыдущих антироссийских резолюций (кроме трамповской в феврале 2025 года), все члены ЕС, наряду с Украиной, официально с самого начала были в числе тех стран, которые вносят в ГА ООН проект резолюции. Сейчас же среди изначальных коспонсоров драфта резолюции не было трёх членов ЕС – Кипра, Венгрии и Словакии. Кипр присоединился к числу коспонсоров позднее, а Венгрия и Словакия так к ним и не присоединились. Этой первый такой случай в практике ЕС по антироссийским резолюциям с 2022 года (исключая трамповскую).

Теперь резолюция по Чернобылю. ГА ООН периодически, но далеко не каждый год, принимает резолюции по преодолению последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Отметим, что предыдущая резолюция 77/288 от 16 мая 2023 года принималась уже после начала нынешней фазы украинского кризиса и её проект был внесён Украиной, однако текст этой декларации был абсолютно нейтральным, не содержал упоминаний о военных действиях и мало чем отличался о предшествовавших резолюций доконфликтных времён. Та резолюция 2023 года была принята консенсусом, без голосования. Сейчас же на рассмотрение ГА ООН были представлены два разных проекта резолюции. Один был внесён Белоруссией (A/80/L.3) и носил нейтральный характер, как и предыдущие резолюции по Чернобылю. А другой (A/80/L.27) – Украиной и рядом западных стран (Бельгия, Болгария, Канада, Чехия, Дания, Эстония, Финляндия, Исландия, Ирландия, Латвия, Литва, Мальта, Монако, Нидерланды, Норвегия, Польша, Молдавия, Румыния, Испания, Швеция, Великобритания – заметим, что здесь среди коспонсоров драфта ещё меньше членов ЕС). В нём осуждались военные удары по защитной арке, построенной над саркофагом 4-го энергоблока Чернобыльской АЭС. Впрочем, Россия напрямую не упоминалась. Белорусский проект принят не был, а украинский принят (97 голосов за, 8 против, 39 воздержались и 49 не голосовали).

По Чернобылю за проголосовали Армения, Казахстан (впервые по антироссийским резолюциям), Бразилия, Индия (впервые по антироссийским резолюциям), Индонезия, Эфиопия (впервые по антироссийским резолюциям), ОАЭ (впервые после вступления в БРИКС), Малайзия, Уганда (впервые по антироссийским резолюциям), Вьетнам (впервые по антироссийским резолюциям), а также Сербия, Словакия, Грузия, Турция. Воздержались ЮАР, Египет, Иран, Нигерия, Таиланд, Пакистан, Саудовская Аравия, а также Венгрия, Израиль. Против проголосовали РФ, Белоруссия, Китай, Куба, а также США. Не голосовали Азербайджан, Киргизия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, Боливия.

Резолюция по правам человека в Крыму была принята 79 голосами за, 16 против, 73 воздержались, 25 не голосовали. С 2016 года такого рода резолюции принимаются ГА ООН ежегодно, после февраля 2022 года за неё голосовали от 78 до 82 стран.

Воздержались Армения, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Бразилия, Египет, Эфиопия, Индия, Индонезия, ЮАР, ОАЭ, Малайзия, Нигерия, Таиланд, Уганда, Вьетнам, Пакистан, Саудовская Аравия, Сербия. Против голосовали РФ, Белоруссия, Китай, Куба, Иран. Не голосовали Азербайджан, Туркмения, Узбекистан, Боливия. За проголосовали Грузия, Венгрия, Израиль, Словакия, Турция, США.

Резолюция по правам человека в Иране была принята 78 голосами за, 27 против, 64 воздержалось и 24 не голосовали. Такие резолюции принимаются ГА ООН практически ежегодно с середины 1980-х годов. В вышеупомянутом докладе мы отмечали, что солидарность стран – членов и партнёров БРИКС с Ираном ранее была выше, чем с Россией.

По резолюции 2025 года расклад был такой. Против проголосовали РФ, Армения, Белоруссия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, Китай, Индия, Индонезия, Куба, Вьетнам, Пакистан, а также сам Иран. Воздержались Киргизия, Бразилия, ЮАР, Египет, Эфиопия, ОАЭ, Нигерия, Таиланд, Уганда, Саудовская Аравия. Не голосовали Азербайджан, Казахстан, Боливия, а также Грузия, Сербия, Турция. Как и в предыдущие два года, после вступления Ирана в БРИКС, никто из членов и партнёров БРИКС не проголосовал за антииранскую резолюцию. Количество голосующих против неё также, как и в прошлые два года, было выше в сравнении с антироссийскими резолюциями.

Таковы основные итоги голосований в Генассамблее ООН в декабре 2025 года. Отметим среди новых моментов первое голосование ЮАР за антироссийскую резолюцию – по украинским детям. Также, поскольку резолюция по Чернобылю была составлена в более нейтральных тонах по сравнению с прочими и осуждение России в ней только презюмировалось имплицитно, но открыто Россия в тексте не упоминалась, за неё проголосовало достаточно большое количество членов и партнёров БРИКС, в том числе (впервые по антироссийским резолюциям) Казахстан, Индия, Эфиопия, Уганда, Вьетнам и впервые после вступления в БРИКС ОАЭ. С другой стороны, отметим голосование США против резолюции по Чернобылю и отказ от голосования Турции по резолюции об украинских детях.