Найти в Дзене
АиФ – Урал

Там, где много железа. Почему Нижний Тагил стал апогеем империи Демидовых

Второй по величине город Свердловской области и настоящий культурный и промышленный памятник уральскому железу – Нижний Тагил – начинает свою историю задолго до появления здесь крупнейшего в России железоделательного завода. В самом центре города один из нижнетагильских символов – гора Лисья – не просто одна из главных туристических достопримечательностей, а вершина потухшего вулкана возрастом около 400 миллионов лет. На берегах рек Тагил и Выя люди селились ещё в III тысячелетии до нашей эры, они использовали местные природные богатства, добывая камень для изготовления орудий труда и охоты. А историки уверяют, что предшественниками Демидова были оседлые манси – вогулы, которые занимались в этих краях добычей железных и медных руд и плавкой металла в примитивных печах ещё в начале XVII века. Они собирали бурый железняк и изготавливали железо, из которого мастерили орудия труда, ножи, наконечники гарпунов и стрел. Эти мастерские русские переселенцы потом прозвали «вогульскими кузницами»
Оглавление
   Там, где много железа.
Там, где много железа.

Второй по величине город Свердловской области и настоящий культурный и промышленный памятник уральскому железу – Нижний Тагил – начинает свою историю задолго до появления здесь крупнейшего в России железоделательного завода. В самом центре города один из нижнетагильских символов – гора Лисья – не просто одна из главных туристических достопримечательностей, а вершина потухшего вулкана возрастом около 400 миллионов лет.

Шли за рудой

На берегах рек Тагил и Выя люди селились ещё в III тысячелетии до нашей эры, они использовали местные природные богатства, добывая камень для изготовления орудий труда и охоты. А историки уверяют, что предшественниками Демидова были оседлые манси – вогулы, которые занимались в этих краях добычей железных и медных руд и плавкой металла в примитивных печах ещё в начале XVII века. Они собирали бурый железняк и изготавливали железо, из которого мастерили орудия труда, ножи, наконечники гарпунов и стрел. Эти мастерские русские переселенцы потом прозвали «вогульскими кузницами».

   Фото: «АиФ-Урал»
Фото: «АиФ-Урал»

Именно богатые месторождения полезных ископаемых, включая медную руду и железорудные залежи, и привели в эти места в начале XVIII века знаменитого промышленника, чья фамилия стала символом развития русской металлургической отрасли, – Акинфия Никитича Демидова. Основатель династии в 1725 году построил на берегу реки Тагил уже не первый к тому времени завод на Урале, но за очень короткое время сумел превратить его в крупнейший центр металлургического производства в стране.

Чтобы в полной мере ощутить атмосферу Нижнего Тагила, нужно не только пройтись по центру города, где сохранилось множество исторических зданий, а заглянуть сразу на несколько площадок музея-заповедника «Горнозаводской Урал». Всего их 12, но один из самых интересных и доступных для всех – музей заводской техники под открытым небом, расположенный между парком культуры имени Бондина и городским историко-краеведческим музеем. Экспозиция горнозаводского оборудования XVIII-XX веков состоит из ценнейших экспонатов, доставленных со старых уральских заводов. Это и огромная водяная турбина, станок для резки металла, вододействующий молот и гигантская глыба местного железняка.

Вот это мощь!

«Здесь представлены настоящие рабочие инструменты наших металлургов. Оборудование, которое использовали ещё на старых демидовских заводах, не стали уничтожать после закрытия в 20-х годах прошлого века старейшего в городе Выйского медеплавильного завода, построенного в 1722 году. И теперь эти экспонаты неизменно впечатляют туристов: какие же сильные люди со стальными мускулами управляли эти громадинами!» – рассказывает местный гид Марина Плахотнюк.

   Фото: «АиФ-Урал»
Фото: «АиФ-Урал»

Ещё более впечатляющее место, отражающее всю мощь металлургической промышленности региона, – это единственный в своём роде эко-индустриальный технопарк «Старый демидовский завод», занимающий несколько тысяч квадратных метров и расположенный на берегу пруда в самом центре города. На месте старого Нижнетагильского железаделательного завода, являющегося уникальным памятником горнозаводского прошлого, собраны экспонаты, отражающие этапы развития местной индустрии. И здесь чётко понимаешь, почему именно Нижний Тагил и его крупнейший и передовой не только в России, но и в Европе завод называют «сердцем» демидовской империи. Здесь своими глазами можно увидеть сохранившиеся до наших дней доменный цех, знаменитые мартеновские печи, кузнечный, прокатный, литейный цеха, промышленное оборудование XIX-XX веков, а также первую электростанцию в городе, построенную для нужд завода ещё в 1914 году.

   Фото: «АиФ-Урал»
Фото: «АиФ-Урал»

Экскурсия по старому демидовскому заводу – полноценное путешествие не только в индустриальное прошлое, но и знакомство с горнозаводской архитектурой. На территории сохранилось несколько старинных зданий, которые по своему внешнему виду не уступают купеческим особнякам – с арочными окнами, высокими потолками, большими сводчатыми воротами.

   Фото: «АиФ-Урал»
Фото: «АиФ-Урал»

«Демидовские архитекторы очень заботились о производственной эстетике. Несмотря на то, что здания утилитарные, производственные, они красивые», – отмечает научный сотрудник Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал» Сергей Коноплёв. Он подчёркивает, что Никита и Акинфий Демидовы прибыли в Нижний Тагил, будучи уже успешными, ведь к тому моменту они уже восемнадцать лет руководили Невьянским заводом.

   Фото: «АиФ-Урал»
Фото: «АиФ-Урал»

«В 1720 году Демидовы получили от Петра I разрешение строить частно-владельческие, собственные заводы. В этом же году были заложены два завода: Выйский медеплавильный на реке Выя, запущенный в 1722 году – теперь это считается датой основания города, – и Нижнетагильский чугуно-плавильный и железоделательный в нижнем течении реки Тагил, который заработал в конце 1725 года», – рассказывает Сергей, показывая дамбу-плотину, литейный двор, территорию доменного цеха, вплотную примыкавшего к плотине.

   Фото: «АиФ-Урал»
Фото: «АиФ-Урал»

«Эта часть стены – то, что осталось от доменной избы со стенами толщиной полтора метра, которая была построена в 1830-х годах. При том, что это была производственная постройка, к ней тоже приложили руки архитекторы. Сделали не просто «тепловой кожух» для доменной печи, а украсили здание высокими арочными окнами, не только, чтобы было светло, но и эстетично».

   Фото: «АиФ-Урал»
Фото: «АиФ-Урал»

Сергей Коноплёв может часами рассказывать об уникальных экспонатах и знает предназначение каждого агрегата, все тайные тропы, ведущие к многочисленным производственным помещениям. Он уточняет, что именно Нижнетагильский завод – единственный из многих на Урале, но самый прибыльный, – до последнего принадлежал Демидовым, вплоть до коллективизации. Правда, к тому времени, потомки Демидовых жили за границей. Последний владелец завода Елим Павлович Демидов после Октябрьской революции так и не вернулся в Россию, он умер в Афинах в 1943-м году.

А в общей сложности промышленный гигант проработал 262 года, до октября 1987 года. В начале нулевых завод вошёл в состав группы «ЕВРАЗ» – одного из крупнейших в мире предприятий по производству металлопроката, в том числе рельсов, колес и балок. На территории старого демидовского завода несколько лет работал механический цех. Тот факт, что территория находилась под постоянной охраной, не позволил вандалам растащить по кусочкам тонны чугуна и железа, не просто ценный металл, а исторический и культурный памятник.

С горы, да за подносами

Знаковое для тагильчан место – гора Лисья, которую видно из всех окрестных районов города. По одной из версий, она получила своё название из-за того, что рядом в изобилии водились лисы, по другой – её назвали за стелившиеся «лисьи хвосты» от дымов демидовского завода. Есть и ещё одна версия, якобы раньше её называли Лысой, так как на ней не растут деревья...

   Фото: «АиФ-Урал»
Фото: «АиФ-Урал»

Нужно ли говорить, что с горы открывается потрясающая панорама на пруд и весь центр Нижнего Тагила! И, конечно, это место издавна было и остаётся излюбленным местом для гуляний у местных жителей.

   Фото: «АиФ-Урал»
Фото: «АиФ-Урал»

Учёные давно выяснили, что это не просто гора высотой 289 метров над уровнем моря, а вершина потухшего вулкана возрастом около 400 миллионов лет. Она состоит из авгита и диабазо-порфиритов. А совсем рядом – гора Высокая, которую давно почти сравняли с землёй при добыче куда более полезных минералов.

На вершине Лисьей уже более двухсот лет стоит сторожевая башня, об истинном предназначении которой до сих остаётся только догадываться, и которая сейчас имеет статус памятника архитектуры, являясь объектом культурного наследия. Историки говорят, что в XVIII веке на горе по приказу Демидова была установлена деревянная будка, где дежурили дозорные, следившие за пожарами. В XIX веке на её месте возвели каменную башню – на одной из чугунных плит на цоколе есть надпись – 1818 год. На башне были установлены колокол и крючки, на которых подвешивались огромные красные фонари, сообщающие о пожаре в том или ином районе города.

Сейчас внутри башни находится самый маленький музей России, ещё один филиал музейного объединения «Горнозаводской Урал». Его площадь – всего 10 квадратных метров, а в экспозиции – старые фотографии, архивные документы и всё, что известно о строительстве этого уникального сооружения.

Настоящий бренд Нижнего Тагила – это тагильский поднос. В городе вот уже почти 280 лет работает предприятие по производству традиционной для русской культуры кухонной утвари из металла, щедро украшенной яркими красками и орнаментами. Подносный промысел и лаковая роспись по металлу – тоже детище демидовских заводов, чьи мастера искали всё новые и новые формы применения и демонстрации прекрасных качеств тагильского железа.

   Фото: «АиФ-Урал»
Фото: «АиФ-Урал»

И неудивительно, что промысел зародился в среде старообрядцев, среди которых было немало иконописцев. Самые ранние свидетельства о железных подносах относятся к 1746 году. Изначально они использовались исключительно в быту, но вскоре, украшенные росписью и лакированные, тагильские подносы приобрели популярность как декоративные предметы интерьера, став примером «промышленного» искусства.

   Фото: «АиФ-Урал»
Фото: «АиФ-Урал»

«По сути, первые подносы изготавливались из остатков кровельного железа, которое шло на изготовление разной утвари. Она с большим успехом продавалась на рынках и ярмарках. Тем самым, Демидовы помогали промыслу и в то же время рекламировали свой металл – какой он ровный и гладкий», – рассказывает управляющая Музейно-производственного комплекса «Тагильский поднос» Ольга Черненко. – Роспись тагильского подноса – маховая, то есть он расписывается за один присест, без промежуточных просушек, а главная особенность – это двойной мазок. Такой технологии в России больше нет, именно по ней наши подносы узнают во всём мире».

В музее можно увидеть около трехсот подлинных тагильских подносов, изготовленных в разное время именитыми мастерами, и собранных со всех уголков страны. С цветочной, трафаретной, пейзажной и сюжетной росписью, кованые, «подкопчёные», с ручками и без – каких только нет подносов в этой уникальной коллекции.

   Фото: «АиФ-Урал»
Фото: «АиФ-Урал»

Многие старинные подносы родом из Нижнего Тагила – желанные экспонаты для коллекционеров. А современные подносы с уникальными и узнаваемыми узорами может и сейчас приобрести любой желающий. Какой же ещё сувенир может быть более «тагильским»?

Не только танки

Один из самых известных фактов о Нижнем Тагиле – что это родина самого известного танка в мире – Т-34.Первый легендарный танк, сыгравший ключевую роль в победе Советского Союза в Великой Отечественной войне, был собран на Уральском танковом заводе в декабре 1941 года.

   Фото: «АиФ-Урал»
Фото: «АиФ-Урал»

Ещё уральский город – родина первого в России велосипеда, который был изобретён Артамоновым, и первого паровоза. «Чудо техники», давшее мощный толчок развитию промышленного производства, построили отец и сын Ефим и Мирон Черепановы в 1833 году на Выйском заводе. По имеющимся сведениям, умельцы подглядели устройство в Великобритании, это был паровоз Стефенсона «Ракета». В итоге Черепановы создали уникальную машину, а впоследствии – стояли у истоков не только Нижнетагильской железной дороги, сконструировали много металлообрабатывающих станков, но и построили паровую турбину.

   Фото: «АиФ-Урал»
Фото: «АиФ-Урал»

Действующую модель паровоза Черепановых, которая была воссоздана коллективом Нижнетагильского завода имени Куйбышева, можно увидеть у входа в краеведческий музей. Памятник изобретателям и новаторам установлен ещё в середине прошлого века на Театральной площади и является одной из достопримечательностей города и местом встречи местных жителей.

   Фото: «АиФ-Урал»
Фото: «АиФ-Урал»

Богаты окрестности Тагила и природными пейзажами. Река Тагил, озеро Черноисточинское, гора Белая и Весёлые горы, река Чусовая и гора Красный камень издавна вдохновляли художников и писателей, включая Бажова и Мамина-Сибиряка.

   Фото: «АиФ-Урал»
Фото: «АиФ-Урал»

В городе, где много железа, живут добрые и отзывчивые люди, для которых Нижний Тагил – не просто «город музеев», центр Демидовской империи, промышленной культуры и всей «горнозаводской цивилизации», а место рождения людей со стальным характером, золотыми руками и чуткой душой, с суровым уральским нравом и искренней любовью к природным красотам.

Больше подробностей, фото- и видеоматериалов об интересных местах родного края можно узнать на сайте «Железное кольцо Урала».

Проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.