Автор: В.Г. КАРЕЛЬСКИЙ, независимый исследователь
Змеи служат аллегорическим символом, сохранившимся с древнейших времён. В древней Шумере и в Египте змеи почитались как священные животные. Египетские фараоны украшали царскую шапку фигуркой кобры – тотемным символом царского могущества. В Индии змей охраняют и почитают до сих пор. Каббала была изначально связана с алхимией, основанной на тех же традициях. Один из главных символов алхимии – кадуцей, волшебный жезл, обвиваемый змеями. Этот символ берёт начало с мифов о пророке Моисее (легенда о «медном Змее») и Боге-врачевателе Асклепии (Эскулапе). Его можно встретить в самых разных местах: на надгробье М.В. Ломоносова, на посохе патриарха, на упаковке фармацевтической продукции… Другой алхимический символ, Уроборос – образ змеи или дракона, заглатывающих сами себя. В континуальном Мировоззрении Уроборос олицетворяет циклическую трансформацию мировой Среды, которая приводит к образованию элементарных частиц и эволюции Вселенной.
Алхимия во все времена служила «научной основой» иудаизма. Без мифического Змея не обходится ни одно важное событие в Ветхом Завете. Культ Змея-Дракона отражён не только в алхимии. В древнем Египте змеи участвовали в ритуале жертвоприношения фараона, который служил последним средством спасения страны в критической ситуации. В этом ритуале жрецы видели реинкарнацию богов – покровителей Египта и божественное воплощение Правителя. Последний представитель династии Птолемеев, царица Клеопатра, покончила с собой тем же ритуальным способом, использовав личный тотем – ядовитых змей. Также не случайно великий русский поэт изобразил в образе ядовитой змеи родовое проклятие и тайного врага русских князей:
«…Из мертвой главы гробовая змея
Шипя, между тем выползала.
Как черная лента, вкруг ног обвилась.
И вскрикнул внезапно ужаленный князь.»[1]
В иудаизме и буддизме змееподобные демоны (Наги) противостоят Богам. В христианстве, в отличие от языческих культов, образ Змея символизирует лживого обольстителя и самого Диавола – врага Божественного Творения, который был низвергнут после восстания Люцифера. Красочная аллегория этого мятежа представлена на гравюрах Доре. По библейской легенде Бог лишил Змея рук и ног, поэтому «обречён он ходить на чреве своём…». После фиаско «Князя Тьмы» вечная вражда воцарилась между Змеем и человеком.
Более противоречивый символ трудно себе представить! В образе Змея сочетается мудрость и лукавство, жестокость и осторожность, опасность и беззащитность. Любой человек может расправиться с ядовитым гадом одним ударом палкой или камнем. Отметим нетривиальный факт. В природе наблюдается огромное разнообразие змей, отличающихся размерами, расцветкой, формулой яда и другими признаками. Всех их объединяет одно: владение самыми совершенными способами умерщвления жертвы. Все они идеально приспособлены для скрытой жизни в траве и иной растительности. Миллионы лет эволюции не привели к появлению травоядных змей, ибо все они по природе своей – беспощадные убийцы. Только религия, основанная на мистическом дурмане и языческих жертвоприношениях, могла выбрать для себя такой специфический тотемный символ. И вид, и взгляд этого существа внушают суеверный страх и порождает множество мифов, в том числе, о гипнотической способности змей парализовать жертву. В мифологии присутствуют такие демонические образы, как Горгона-Медуза, Тифон и Змей Горыныч.
Из преданий сионских народов следует, что в древних верованиях активно насаждался «культ Змея». Образу Змея отводится важнейшая роль в «Ветхом Завете» и, особенно, в Каббале, где «путь Змея» олицетворяет космическую эволюцию от неосязаемого мира «Нефеш» к высшим мирам, называемым «Кетер». Каждый изгиб Змея – это «зигзаг Творения», который в континуальном Мировоззрении интерпретируется как скачкообразная трансформация Среды. Впрочем, адепты иудаизма были слишком далеки от сокровенного Знания, поэтому иудейское божество при каждом удобном случае использовало «гада лукавого». В Торе Змей представлен в разных ипостасях: то коварный искуситель, то «мальчик для битья», то средство наказания и доказательство «воли божьей». В «Исходе» миссионерство Моисея подтверждалось при помощи посоха, который волшебным образом превращался в змею – символ хитрого и лукавого Диавола. Как говорится в русской пословице, с кем поведёшься…
Наверное, трудно найти человека, который ни разу в жизни не сталкивался со змеями. Эти существа скрыто живут рядом с нами. При всей их осторожности они обладают своеобразной грацией, в которой ощущается смертельная угроза. Автор этих строк в детстве проводил много времени в лесу и наблюдал самых разных обитателей дикой природы. Встреча с гадюкой неизменно вызывала противоречивые чувства и заканчивалась плачевно для безвинной рептилии. С возрастом это кощунство сменилось пониманием и восхищением природной гармонией. Безусловно, ядовитые змеи представляют опасность. Но, я много раз наблюдал как гадюки расползались и прятались при одном приближении человека. Однажды, во время путешествия по Волге наша семья нашла стоянку на острове Омутня, но мы вскоре поняли, что попали в настоящее «змеиное царство». Гадюки ползали возле палатки и прямо под ногами. В лесу стояли знаки «По траве не ходить! Ядовитые змеи». Впоследствии стало понятно, что нас спасли… дети. Они носились вокруг стоянки как угорелые, затевали игры и шумели до позднего вечера. Змеям в этой обстановке ничего не оставалось, как попрятаться от греха подальше.
Ещё одно «змеиное царство» встретилось в Грозном, где я проходил практику на химкомбинате. От города до промзоны надо было идти вдоль заросшего каменистого склона. По дороге то и дело попадались растоптанные змеиные останки. Однажды мы с приятелем шли на практику, когда прямо перед нами на дорожку выползла гадюка необычайно большого размера. Мы переглянулись и решили: пусть себе ползёт! Змеюка отползла в траву и провожала нас до самой проходной. Мы видели только её голову над травой, когда она ползла рядом параллельным курсом. Что удивительно, буквально через день, проходя по территории комбината, я чуток задержался возле бочажка, из которого вытекал ручей. На моих глазах большущий ужака грациозно охотился в кристально чистой воде – великолепное зрелище! Наверное, это была мне награда за мой гуманизм.
В сети есть множество историй со змеями. Должен обратить внимание на главное. Во-первых, всегда и, особенно, вблизи заболоченной местности, надо проявлять разумную осторожность. Никогда не провоцируйте рептилий, которые оказались рядом. Те же гадюки на острове Омутня относятся к виду Никольского и имеют чёрный окрас без узора, поэтому их легко спутать с обычным ужом. К любой незнакомой змее следует относиться как к опасной. Во-вторых, не все ядовитые змеи одинаково миролюбивые и застенчивые. На территории Дагестана, Калмыкии и предгорий Кавказа можно встретить гюрзу и песчаную эфу – настоящих «неадекватов» змеиного мира. Эти змеи для защиты выбрали не бегство, а нападение. Они обладают сильнейшим ядом и входят в топ самых ядовитых гадов планеты. По сравнению с ними кобра выглядит безобидной зверушкой. В Индии даже дети играют с кобрами, как с домашними питомцами. С гюрзой такой номер не пройдёт!
Гюрза – крупная и очень сильная змея, которая часто забирается на деревья. Она разоряет птичьи гнёзда и сверху высматривает добычу. Заметить её в зарослях довольно сложно, поэтому нападение может стать полной неожиданностью. Иногда жертвами гюрзы становились даже опытные змееловы. Эти змеи могут жить колониями. Пока змеелов занят одной, сзади на него могут напасть две или три особи. В этом случае шансы на спасение нулевые, даже при наличии антидота. Гюрза способна укусить человека через одежду, и даже сапоги не спасут. Эфа намного меньше гюрзы, но более злобная и ядовитая. Эта змея не только нападает первой, но и может преследовать человека, намеченного в жертву. Обычно эфа зарывается в песок и атакует из засады, поэтому встреча с ней не сулит ничего хорошего. На нашу территорию эта гадючка заползает из Закавказья и Средней Азии, поскольку она – не автохтонный вид. Самые опасные змеи предпочитают засушливую полупустыню и каменистые предгорья с расщелинами и густыми зарослями. Такие места привлекают туристов не очень и не имеют хозяйственного значения. Тем не менее, гюрза остаётся объектом промысла, как источник ценнейшего яда для фармацевтики. Как говорится, нет худа без добра!
К чему я рассказываю эти «ужастики»? Окружающий мир невообразимо многообразен. В нём есть место всем тварям, здесь всё взаимосвязано и переплетается самым причудливым образом. Змеи, всегда были и будут нашими соседями, хотим мы этого или не хотим. Это часть экосистемы, которую нам следует беречь. Реальные змеи – это не символ веры иль вражды, а живая тварь, регулятор численности вредителей. Заползла на огород гадюка – это ещё не повод хвататься за дубину. Можно тихо-мирно соседствовать – пусть мышей ловит. Если что, обычную гадюку нетрудно отловить, посадить в коробку, отнести подальше в лес и там выпустить. С более опасными гадюковичами могут работать только профессионалы. Главное для дилетантов и огородников, не забывать об элементарной осторожности. Зачем, спрашивается, убивать? Только конченные нелюди убивают кого ни попадя, следуя звериным инстинктам, а человек должен жить разумом!
P.S. Ну вот, закончился 2025 год – второй год моего канала. Результаты – не в респект Дзэну и вконец обленившейся (в массе) публике. Мои статьи по-прежнему маринуют в «отстойнике», а злопыхатели сочиняют обо мне всякие гнусности. Мне на них плевать! Своим неравнодушным и просвещённым читателям я всей душой желаю в новом 2026-м новых знаний, любви, добра и благополучия. Оставайтесь на канале, у меня в загашнике бездна неопубликованного и интересного.
[1] «Песнь о Вещем Олеге» А.С. Пушкина.