- Мам, я в универ!
Хлопнула дверь, и всё стихло.
Агата, вздохнув, закрыла книгу. Сегодня пятница, а у нее выдался выходной: начальник улетел за границу и, пребывая в хорошем настроении, велел заместительнице провести день в свое удовольствие. Агата сделала карьеру в крупной консалтинговой фирме, где её любили, ценили и нагружали сверх всякой меры. Выходные и отпуска выдавались редко. Впрочем, до недавнего времени Агату всё устраивало.
Четыре месяца назад ей исполнилось сорок семь, и на следующий день после своего дня рождения она встретила мужчину. Доброго, умного, умеющего быть жестким - иначе в должности директора банка не удержишься. При всем при том, Николай был в каких-то вещах удивительно простым человеком. Любил рыбалку на озере рано утром, когда над водой стелется туман, а в камышах кряхтят просыпающиеся утки; гонял на велосипеде, когда позволяла погода, и рассказывал истории о том, как в детстве падал с подаренного “Орлёнка”.
Николай ухаживал медленно и красиво - этой романтики Агате отчаянно не хватало в жизни. В восемнадцать лет она выскочила замуж за одноклассника, в девятнадцать родила сына; ютились тогда в крохотной комнате у родителей возлюбленного. Семейная лодка выдержала недолго, и пришлось развестись. Агата работала как проклятая, сына Антона почти не видела. Зато сумела выучиться, найти хорошую работу. Антон жил то у нее, то у своего отца, но подростком окончательно переехал к матери - она тогда уже зарабатывала сильно больше, чем бывший муж. С последним отношения оставались ровными: понимали, что ранние браки редко сохраняются, а за сына ответственны оба. Хотя Антон уже давно совершеннолетний…
Именно из-за него Агата так обрадовалась внезапному выходному. Нужно было кое-что сделать.
Антон до сих пор жил с ней. До встречи с Николаем Агата почему-то не задумывалась над вопросом, пора ли ему съезжать и начинать самостоятельную жизнь. Дело в том, что, несмотря на то что Антону было уже двадцать восемь, он всё еще учился.
- Так вышло, - объясняла Агата Николаю, когда рассказывала о своей семье. - Антон не сразу поступил, в университете оказался, когда ему был двадцать один год. Зато на бюджете!
Агата очень гордилась сыном, а еще немного винила себя в невнимании к нему. Считала, будто его “упустила”, пока зарабатывала им обоим на жизнь. Нет, Антон не подался в криминал и не вырос совсем уж беспомощным, только к жизни относился как-то расслабленно.
- Так он же должен был закончить уже, - нахмурился Николай.
- Да, но… Что-то у него там не получилось, он брал академический отпуск. Университет у него хороший, деканат идет навстречу, если у студентов какие-то сложности. В этом году должен закончить.
- Ты за его учебой не следишь? - аккуратно поинтересовался Николай. У него было две дочери, с матерью которых он также остался в хороших отношениях. Обе уже взрослые, обе работают.
- Когда мои девчонки учились, я держал руку на пульсе. Старшая очень ответственная, а вот младшая любила “хвостов” наделать.
- Знаешь, я всегда считала, что воспитание ребенка не то, чтобы заканчивается, когда ему исполнится восемнадцать, но… Как он станет самостоятельным, если ему не дать такой возможности? Поэтому да, за его учебой я не слежу. И дала ему возможность найти себя, поступить туда, куда хотел, - на коммуникации и медиа. Он общительный, ему это подходит.
- Хорошо, - кивнул Николай.
Агате очень нравилось его умение чувствовать границы и не лезть туда, куда не просят. Задал вопрос, получил ответ - и проехали.
- Извини, если мой интерес неуместен. Просто мне показалось это немного странным.
Разговор тогда закончился, но почему-то не выходил у Агаты из головы. Она пару раз осторожно спросила у Антона, как его дела в университете, и получила стандартное “нормально”. На учебу сын ходил исправно, в своей комнате постоянно работал за компьютером, просил деньги на покупку пособий, учебников - все они стояли у него на полке, валялись на диване, и Агата видела, что сын учится. Вот и сегодня пошел в университет. Агата тоже туда собиралась.
“Это просто для успокоения совести, - говорила она себе, одеваясь и кладя в сумку свой паспорт, копию паспорта Антона и его свидетельства о рождении. - Я схожу, узнаю и забуду об этом. Приду только на вручение дипломов!”
По телефону какие-либо сведения Агате давать отказались: закон о защите персональных данных не позволял. Узнать о том, учится ли конкретный человек в конкретном университете, ты можешь, если предъявишь в деканате документы, подтверждающие родство. Агата про себя усмехнулась.
- Я ведь и правда - просто спросить…
До университета она добралась быстро, припарковалась и отправилась искать нужный корпус, где поднялась на третий этаж. Больше всего она боялась столкнуться с Антоном: вот стыдно будет, мать пришла проверять великовозрастного сына!
Декан принял ее в назначенное время.
- Доброе утро, госпожа Стрелецкая.
- Доброе утро. - Агата села в кресло и протянула документы. - Вот… Я хотела бы узнать, мой сын у вас учится?
- Данные об успеваемости? - уточнил декан - пожилой, явно следящий за собой мужчина.
- Нет, сам факт: учится он у вас или нет. Этого мне будет достаточно. Он был в списках поступивших семь лет назад, но списки выпускников вы не вывешиваете, а он на последнем курсе…
- Сейчас посмотрим.
Декан некоторое время смотрел в монитор и щелкал “мышкой”, листая списки. Потом нахмурился, взглянул еще раз в документы.
- Антон Стрелецкий к нам поступал, все верно. Потом брал академический отпуск, из которого не вернулся. - Взгляд мужчины сделался сочувствующим. - Он давно уже забрал документы, у нас его нет. Возможно, учится где-либо еще?
- Возможно, - эхом откликнулась Агата. - Спасибо…
Из университета она выходила ошарашенная. Как же так?! А все эти учебники?! Где Антон пропадает целыми днями, если не в университете? Почему всё выглядит так… достоверно? Агате бы и в голову не пришло что-то проверять, если бы не вопросы Николая.
Домой она приехала в смятении. Николай собирался освободиться пораньше и заехать, чтобы провести вечер вместе - может, в гостиной перед телевизором, а может, и поехать куда-нибудь, в ресторан или в кино. Агата ждала его с нетерпением: ей необходимо было посоветоваться. Звонить насчет Антона его отцу бесполезно, ничего конкретного тот не подскажет.
Николай приехал к двум, как и обещал. Поцеловал Агату, отстранившись, нахмурился:
- Что-то случилось? Ты сама не своя.
- Давай пойдем на кухню, я кофе сварю и расскажу.
Агата говорила, Николай хмурился всё больше и больше. Когда же она рассказала о том, что выяснила в деканате, и вовсе стал мрачнее тучи. Агата подумала, что Николай станет осуждать ее, только вот он и не думал этого делать. Рубанул:
- Твоего сына, прости уж, надо гнать в самостоятельную жизнь. Я не хотел тебе говорить, но мне показалось, будто он дурака валяет. Слишком уж он расслабленный для человека, который заканчивает пятый курс по сложной специальности! У него ведь сейчас как раз должна идти зимняя сессия. Мои девчонки носились так, что пар из ушей шел. И… раз уж речь об этом зашла, я хотел тебе предложить съехаться. В ресторане сегодня хотел предложить. И мы туда обязательно сходим, - Николай взял расстроенную Агату за руки. - Переезжай ко мне! Твою квартиру можно сдать.
- А… Антон?
- А Антон съедет, - жестко произнес Николай. - Найдет работу и квартиру и будет жить сам. Только если у него нет подходящего объяснения. Давай его дождемся и спросим. Вдруг он боялся тебе сказать, что учится где-то еще. Такое тоже бывает.
- Вряд ли, я бы одобрила любое образование…
Антон явился через пару часов - веселый, бодрый. Агата как раз заканчивала макияж: собиралась в ресторан, - а Николай просматривал почту на ноутбуке.
- Привет, мам! Здравствуйте, Николай Васильевич!
- Привет, Антон. - Мужчина посмотрел на него, прищурившись. - Как день прошел?
Агата, вышедшая из спальни, встала в дверях гостиной.
- Нормально, - откликнулся парень. - Четыре пары было, и еще консультация.
- А где у тебя было четыре пары, если в том университете, где ты, по твоим словам, учишься, тебя уже давно забыли? - спросила Агата, не повышая голоса.
Антон побледнел.
- Мам, ты что… Да как ты могла подумать…
- Я ходила в деканат, - оборвала его Агата. По реакции сына она уже все поняла, но спросить следовало. - Скажи, ты учишься где-то еще?
Антон промолчал, опустил голову, и у Агаты словно какая-то шторка упала внутри. Все это время Антону она доверяла. Даже в школе не нависала над ним коршуном - сделал уроки, ЕГЭ сдал, вот и молодец! Дала ему “поискать себя”, обеспечивала всем - кормила, давала деньги на одежду и развлечения с друзьями, ведь Антон учился на дневном и говорил, что очень устает.
- Понятно, - протянула Агата. - Тогда к чему все это представление? Учебники, твои слова о том, что ты ходишь в университет? Ты ведь даже мне о каких-то проектах рассказывал, о сокурсниках. Уезжал на практику… Антон, где ты был все это время?!
- Я… Мне не очень нравится вся эта учеба, - пробормотал парень, не глядя ни на мать, ни на ее кавалера. - Высшее образование сейчас не настолько котируется, как раньше.
- У вас неверные сведения, молодой человек, - спокойно произнес Николай. - Диплом о высшем образовании - сигнал работодателю, что стоящий перед ним кандидат, как минимум, обладает навыками обучаться и мыслить. Вы не ответили Агате. Вы устроили впечатляющий спектакль. Зачем?
- Я увлекся киберспортом! - Антон, наконец, вскинул голову. - И понимал, что ты это не одобришь, мам! Мне нужно было прокачаться так, чтобы потом стримить и конкурировать с другими! Сейчас стримеров много, поэтому выделиться не так просто. Но я уже несколько лет играю, и…
- То есть вместо того, чтобы учиться, вы сидели за компьютером и играли в игры, я правильно понял?
- Это киберспорт. Там есть соревнования, и можно заработать деньги…
- Вы заработали? - убийственно вежливо поинтересовался Николай.
- Пока нет, но…
В итоге они вытянули из Антона всю историю. Он еще в школе увлекся компьютерными играми, а по мере совершенствования технологий и качества этих самых игр увязал в них всё больше и больше. Вроде как искал себя, а на деле рубился в онлайн-боях с друзьями. Антон считал, что Агата практически заставила его поступить в университет, и вроде бы осознавал необходимость учиться, но… Ходить на лекции и запоминать большие объемы информации было совсем не так круто, как модели компьютерных танков и вес снарядов. Антон взял академ, потом и вовсе забрал документы. Сознаться Агате так и не решился. Имитировал бурную деятельность, вместо университета просиживая у друзей либо в клубах, и наращивал уровень в игре. К стримингу пока так и не приступил.
- Ты мне врал, - сказала Агата ровно. Внутри у нее было пусто и холодно. - Врал много лет.
- Мам, прости…
- Ты мой сын и когда-нибудь, несомненно, я тебя прощу, - вздохнула Агата. - Ты меня знаешь. И мог бы догадаться, что правду я восприняла бы гораздо проще, чем ложь. Да, не одобрила бы. А сейчас… Я тебя полностью обеспечивала. Теперь всё изменится. Даю неделю, чтобы собрать свои вещи и съехать. Эту квартиру я намерена сдавать, так как с Колей мы теперь будем жить вместе.
- Мам, ну куда же я поеду? - растерялся Антон. Похоже, он не ожидал такого решения. - Тут мои комната, мои вещи…
- Ты прописан у отца, можешь к нему, - Агата пожала плечами. - Или к своим друзьям. Честно говоря, Антон, ты так меня расстроил, что в данный момент мне всё равно. Через неделю тебя тут не должно быть.
- Променяла меня на него, да? - Антон кинул взгляд на Николая. Тот начал подниматься.
- Так, это уже переходит всякие границы…
- Ну и пошли вы! - Антон сорвался с места и бросился в свою комнату. Грохнула дверь.
- Не воспитала, - вздохнула Агата.
- Некоторых не воспитаешь. Ты дала ему все, что могла. Давай-ка поедем в ресторан, тебе нужно исправить настроение. - Николай обнял ее. - Всё будет хорошо, Агатушка. Всё образуется.
- А если нет?
- Это его жизнь, и ему нужно научиться исправлять ошибки.
…Несколько дней спустя Антон уехал к отцу. Тот, выслушав всю историю, в восторг тоже не пришел и согласился приютить сына максимум на месяц. За этот месяц Антон пообещал найти работу, квартиру и съехать. Насколько реалистичны такие обещания, оставалось лишь гадать.
Агата же чувствовала себя странно. С одной стороны, свобода - и наконец-то правда. С другой, было так обидно! Разве она заслужила такой обман?
- Нет, конечно, - сказал Николай, когда Агата поделилась с ним своими мыслями. - Ты сделала для него всё, что могла. Он этого не ценил. Теперь мы с тобой будем строить нашу жизнь, а Антон пусть строит свою.
© Баранова А.А., 2026