Найти в Дзене
SHOT TV

«Буратино»: деревянная история

1 января на российские экраны вышел «Буратино» — блокбастер Игоря Волошина. По задумке режиссера, не ремейк, но лента, ведущая «аккуратный диалог» с одноименной сказкой А.К. Толстого и советской экранизацией Леонида Нечаева 1975-го. Разбираемся, что из этого получилось. Конечно, попытки «отстроиться от конкурентов» в ленте Волошина очевидны. Поэтому и желание поразить всех яркими костюмами и якобы аутентичными декорациями понятно. В нарисованных полях Тосканы стоит городок, домики которого кучкуются вокруг театра Карабаса (круглое строение, похожее на московскую станцию метро «Электрозаводская»). К слову сказать, 7 000 квадратных метров отстроили с нуля в кинопарке «Москино» специально для съемок. Недалеко от театра живет вдовец и кукольных дел мастер Папа Карло (Александр Яценко). Какие трудности он испытывает, нам особо не рассказывают, но очевидно, что существование он влачит довольно печальное. В итоге даже анимированные тараканы не выдерживают и решают помочь мужчине хоть как-то у
Оглавление

1 января на российские экраны вышел «Буратино» — блокбастер Игоря Волошина. По задумке режиссера, не ремейк, но лента, ведущая «аккуратный диалог» с одноименной сказкой А.К. Толстого и советской экранизацией Леонида Нечаева 1975-го. Разбираемся, что из этого получилось.

Случайный сын из полена

Конечно, попытки «отстроиться от конкурентов» в ленте Волошина очевидны. Поэтому и желание поразить всех яркими костюмами и якобы аутентичными декорациями понятно.

В нарисованных полях Тосканы стоит городок, домики которого кучкуются вокруг театра Карабаса (круглое строение, похожее на московскую станцию метро «Электрозаводская»). К слову сказать, 7 000 квадратных метров отстроили с нуля в кинопарке «Москино» специально для съемок. Недалеко от театра живет вдовец и кукольных дел мастер Папа Карло (Александр Яценко). Какие трудности он испытывает, нам особо не рассказывают, но очевидно, что существование он влачит довольно печальное. В итоге даже анимированные тараканы не выдерживают и решают помочь мужчине хоть как-то улучшить ситуацию.

Кстати, не совсем понятно, чем создателям картины не угодил говорящий сверчок (и в оригинальной истории Карло Коллоди, и в пересказе Толстого именно этот персонаж дает деревянному мальчику правильные советы, по сути, являясь голосом разума). В варианте же Игоря Волошина предпочтение отдается небольшим мультипликационным стендапам с нарисованными насекомыми, одно из которых озвучил Николай Дроздов. Тараканы крадут у мудрой Тортиллы (довольно спорная роль Светланы Немоляевой) золотой ключик и подбрасывают его Папе Карло. А дальше начинаются проблемы и смысловые нестыковки.

Начать хотя бы с того, что никаких желаний у мастера нет. И то, что ему хотелось бы сына, он придумывает, изрядно покопавшись в памяти. Да и магия в итоге работает как-то не так: вместо настоящего мальчика Папе Карло достается полено, из которого он потом и выстругивает Буратино (как позже выяснится, «сына, которого заслужил»). Но и с самодельным ребенком все пойдет негладко. Однако дело не в деревянности (читайте, инаковости), над которой полфильма на все лады иронизируют окружающие: «вкладываешься, вкладываешься в воспитание, а он деревянный» — и о которой сожалеет главный герой, а в постановке основного вопроса. Вернее, в попытке Волошина ответить на него понятными для детей словами.

-2

Любить нельзя помиловать

За что же родители любят детей? Этот, казалось бы, простой вопрос для режиссера в процессе кинообъяснения усложняется на глазах. И оказывается почему-то очень трудно на практике внятно рассказать, что не за сто курток, которые сбежавший и продавший азбуку Буратино мечтает в качестве извинения привезти Папе Карло, и не за классное выступление труппы избитых сироток в театре Карабаса-Барабаса (органичная роль Федора Бондарчука), и не за участие во взрослых задумках. Поэтому неплохая идея — используя старую сказку, поговорить о проблемах современных детей — в процессе съемок превращается во что-то неподъемное. Хотя, казалось бы, параллель театра Карабаса, принесшего всемирную славу Буратино, и детского блогинга лежит на поверхности.

-3

Буратино и искусственный интеллект

Причин неудач несколько.

Во-первых, сам Буратино. Понятно, что мы живем в мире нейросетей, и кому как не кинорежиссерам поражать нас новыми спецэффектами. Однако мальчик из полена, созданный с помощью ИИ, вышел поистине деревянным. Хоть модель и обучали с помощью долгой работы с мимикой и движениями Виталии Корниенко, на экране все выглядит не лучшим образом: на настоящего ребенка Буратино похож, но он уже и не кукла, при этом нечто неестественно пластиковое в персонаже осталось.

Особенно странные чувства испытываешь, когда живые люди вроде Мальвины (Анастасия Талызина), Артемона (Марк Эйдельштейн), Пьеро (Степан Белозеров) и Арлекина (Рузиль Минекаев) порют основательную чушь, а мальчик с невыразительной мимикой говорит им: «Ребята, вы чего? Это вовсе не любовь».

Во-вторых, наигранная веселость Александра Яценко и большинства горожан прибавляет ситуации абсурда. Зрителю то и дело кажется, что он попал на слет бардов, где всем не то что сильно радостно, а импровизированная сцена на полянке требует от присутствующих определенной доли показного задора.

-4

Агенты судьбы — Лиса Алиса и Кот Базилио

В итоге и история выходит спорная. Сбежав от инфантильного Папы Карло, который потом еще и отказался от Буратино в пользу жестокого Карабаса, мальчик из полена становится известным на весь мир. И хоть слава его не портит, жить по правилам и наполнять карманы работодателя золотыми ему быстро надоедает, поэтому он подбивает всю труппу покинуть театр. Однако что-то опять идет не так, и Буратино оказывается в Стране дураков, где встречает самую обаятельную пару этой картины —Алису (Виктория Исакова) и Базилио (Александр Петров), которые по-настоящему покоряют зрителей слаженной игрой и артистизмом. Называя себя агентами судьбы, они как преданные последователи Остапа Бендера направляют всю свою деятельность на отъем денежных знаков у населения. Но и в их искренний азарт почему-то не веришь до конца. Наверное, потому что игру Петрова и Исаковой тоже неизбежно сравниваешь с игрой Елены Санаевой и Ролана Быкова. Конечно, Петров и Исакова создали своих собственных персонажей, но в фильме Волошина Алиса — не лиса, а Базилио — не кот. Это просто парочка проходимцев, чем-то похожих на животных. Наверное, этот ненамеренный подвох и ощущается во всей ленте. Италия — картонная страна; герой по умолчанию неестественный, но хороший; Тортилла — старушка с безумным взглядом, но мудрая; Карабас — злой, но талантливый организатор; инфантильному же Папе Карло не удастся избежать своего деревянного отцовства.

Специально для блога SHOT TV — Алёна Бондарева.

Не забудьте подписаться на наш канал в Telegram, а также на группу в VK, чтобы быть в курсе актуальных событий в мире кино.