Зная, что скоро должна произвести на свет ребёнка, Александра Фёдоровна думала об этом с постоянным беспокойством. Это будут уже пятые её роды, но не это самое страшное.
Не так давно она узнала, что умер её племянник от болезни, которая поражала всех мальчиков в их роду – гемофилии. И жутко было даже подумать, что если родится сын, долгожданный наследник, он тоже окажется тяжело болен этим недугом. Увы, опасения матери сбылись.
Эта женщина, последняя российская императрица Александра Фёдоровна, по праву может считаться самой неоднозначной личностью в нашей истории. Многие описывали её как набожную и добрую женщину, но не меньше людей считали её «гадкой немкой», прибравшей к рукам всю власть в стране.
Она не имела большого влияния на политику, однако как считают некоторые Николай Второй неизменно находился, что называется, «под каблуком» своей супруги. Что конечно насовсем верно. Но какой же была Александра Фёдоровна? О чём она писала мужу-царю? Какой её считали современники? И почему императрицу ненавидели в России?
Из Германии – в Россию
Дочь герцога Гессен-Дармштадтского Виктория Алиса Елена Луиза Беатриса (а именно такое имя при рождении получила будущая российская императрица) появилась на свет в 1872 году в немецком городе Дармштадте.
Когда в Германии началась эпидемия дифтерии, от которой умерли мать и сестра Алисы, девочка была отправлена в Великобританию к своей бабушке королеве Виктории. Британская правительница очень любила малышку, ласково называла её «Солнышком» и нередко баловала внучку.
В возрасте двенадцати лет Алиса впервые побывала в России. Именно тогда её старшая сестра Элла, принявшая в православии имя Елизавета Фёдоровна, вышла замуж за великого князя Сергея Александровича.
Сложно сказать, произвела ли русская столица большое впечатление на юную принцессу, однако вскоре Алиса вновь была приглашена в Россию.
В 1889 году она приехала сюда навестить свою сестру. Нескладный подросток, коим прежде была Алиса, теперь превратился в очаровательную юную девушку. Золотистые волосы, выразительный взгляд, изящные манеры – она невольно обращала на себя взгляды окружающих.
Алиса и Николай
Во время того второго визита на Алису обратил внимание и наследник престола Николай Александрович. Вот только родители его явно были не в восторге от перспективы породниться с Гессенским семейством. Императорская чета планировала женить сына на дочери графа Парижского, Елене Луизе Генриетте.
Кроме того, и бабушка Алисы, королева Виктория, полагала, что внучка должна выйти замуж за герцога Кларенса Альберта Виктора. Как вы понимаете, ни у одной из сторон не было намерений поженить своих детей.
Однако Николай был очарован прекрасной немкой, а помощниками его в некотором роде стали сестра Алисы и её муж Сергей Александрович. Именно они помогали влюблённым обмениваться письмами.
Цесаревич продолжал настойчиво требовать от родителей согласия на его брак с Алисой, и когда здоровье императора Александра Третьего заметно ухудшилось, тот пошёл на уступки. В 1894 году было объявлено о помолвке Алисы Гессен-Дармштадтской (в православии ставшей Александрой Фёдоровной) и Николая Александровича.
Траур, свадьба и трагедия
Так вышло, что сочетаться браком до смерти царя молодые люди не успели. Уже после его кончины было решено устроить церемонию венчания. День пришёлся как раз на именины императрицы-вдовы Марии Фёдоровны, что позволяло устраивать торжества даже в траурный год. По сути, медовый месяц молодой пары тоже прошёл в атмосфере сдержанности и траура.
Не менее драматичной оказалась и коронация Николая Второго и его супруги. Праздничное мероприятие завершилось трагедией со множеством человеческих жертв. Из-за безобразной организации гуляний на Ходынском поле произошла давка, в которой погибло немало людей.
Уже тогда в народе стали поговаривать о правлении Николая Второго: «Ходынкой началось, Ходынкой и закончится». Заметной была и неприязнь людей к императрице Александре Фёдоровне. Граф Сергей Юльевич Витте так говорил о жене государя:
«(Николай) женился на хорошей женщине, но на женщине совсем ненормальной и забравшей его в руки, что было нетрудно при его безвольности».
Холодная и надменная
Сегодня историки затрудняются сказать, действительно ли Александра Фёдоровна имела столь большое влияние на своего мужа, как о том писали. Как бы то ни было, при дворе мало кто с теплотой отзывался о ней. Многие полагали, что она отличается холодностью и высокомерием.
Сестра просила её почаще улыбаться на публике, но императрица отчего-то пренебрегала этим советом – быть может, просто не могла выдавливать из себя постоянные улыбки, а может, просто не желала этого делать.
В её оправдание говорили, что она часто страдала от сердечных болей и скверно себя чувствовала. А вот сенатор Владимир Гурко полагал, что причина внешней отчуждённости совсем иная:
«Происходила эта холодность, по-видимому, преимущественно от присущей Александре Фёдоровне необыкновенной застенчивости и испытываемого ею смущения при общении с незнакомыми людьми».
Больной ребёнок
Сама Александра Фёдоровна понимала, что на протяжении первых лет брака так не смогла исполнить своего главного предназначения – родить императору сына-наследника. Одна за другой на свет появились четыре дочери. Как писала сама императрица, сначала это вызывало огорчение, а рождение четвёртой девочки вызвало у неё и супруга раздражение.
Когда же в 1904 году в Петергофе императрица наконец родила мальчика, радость оказалась недолгой. Уже на первом году жизни стало ясно, что маленький царевич Алексей болен тяжёлым наследственным недугом – гемофилией.
Александра Фёдоровна знала, что не так давно от этой болезни умер её племянник. Да и вообще ей прекрасно было известно, что в её роду гемофилия поражает с рождения представителей мужского пола.
В «Историческом вестнике» за апрель 1917 года высказывалось интересное предположение – якобы канцлер Бисмарк был хорошо осведомлён о наследственной болезни в роду Алисы Гессен-Дармштадтской, отчего и «подсунул» её российскому императору.
В итоге правитель России получил супругу, «кровь которой была заражена страшным ядом», и на свет мог появиться лишь слабый больной наследник, не способный долго прожить.
Относительно царевича Алексея врачи и правда не могли дать гарантий, что он доживёт до совершеннолетия. Больной сын стал главным горем матери. И вдруг в 1905 году появился человек, который, как казалось, облегчал мучения царевича и даже заставлял болезнь отступить. Это был «святой старец» Григорий Распутин.
Сегодня многие исследователи сходятся в том, что этот человек был обыкновенным мошенником, сумевшим заручиться безграничным доверием царской семьи и, в частности, Александры Фёдоровны.
От манипуляций Распутина маленькому Алексею действительно становилось легче, но суть крылась не в сверхспособностях «старца», а в умении успокоить ребёнка. Мать, наблюдавшая, насколько легче становится её сыну, была готова на всё ради Распутина.
Очень скоро «старец» начал оказывать большое влияние на политику России. Дело доходило до того, что людей устраняли с должностей и назначали по рекомендации Распутина. Конечно, ни знати, ни простому народу нравиться это не могло.
В 1916 году Распутин был убит группой заговорщиков в Юсуповском дворце на Мойке. Александра Фёдоровна, узнав об этом, пришла в ярость и потребовала строго наказать виновных.
Однако её не поддержал никто из семейства Романовых. Как вспоминали дворяне той поры, в стране происходили парадоксальные вещи – люди старались защитить самодержавие, часто действуя вопреки интересам самодержавия.
Крах самодержавия
В годы Первой мировой войны Александра Фёдоровна и её старшие дочери посещали раненых в госпитале, оборудованном в Царском Селе. Обучившись медицинскому делу, они помогали врачам во время операций, делали перевязки. Но даже такие благородные поступки не могли смягчить отношения людей к императрице.
Её немецкое происхождение воспринималось как серьёзный недостаток. Не терпящая засилья немцев, вдовствующая императрица Мария Фёдоровна тоже крайне холодно относилась к невестке. Многие были уверены, что жена Николая Второго оказывала помощь Германии во время войны. В газетах же публиковались остроты вроде:
«Императрица спрашивает о новостях с фронта: «А кто победил, наши или русские?».
Александра Фёдоровна так и не смогла стать «своей» для России, и причиной тому были многие ошибки, совершённые ею. В письмах супругу она часто писала, что «России нужен кулак», и давно уже пора уничтожить революционные партии, которые выступают против самодержавия.
Но народ, доведенный до крайности, оказался сильнее. Император Николай Второй отрёкся от престола – продолжение борьбы не имело никакого смысла.
Тогда же, в марте 1917 года, согласно постановлению Временного правительства, Александра Фёдоровна вместе с детьми была заключена под домашний арест.
В конце лета царская семья была отправлена в Тобольск, а затем в Екатеринбург. В июле 1918 года Александра Фёдоровна вместе с детьми и мужем была расстреляна в полуподвальном помещении дома Ипатьева.
До сих пор достаточно популярными остаются гипотезы, что кто-то из царской семьи мог спастись, но изучение эксгумированных останков показало, что последний российский император, его супруга и дети действительно были убиты. Никто из них не сумел спастись.
Судьбу Александры Фёдоровны часто сравнивают с участью французской королевы Марии Антуанетты. Она тоже при дворе чувствовала себя чужой и считала, что вольна вести себя так, как считает нужным. Несомненно, у каждой из этих женщин было немало положительных качеств, но свои не самые приятные черты они раскрывали в переломное для страны время.
Увы, для России Александра Фёдоровна стала той «последней каплей» терпения народа, который более не мог выносить постоянной несправедливости, собственного бесправия и безнаказанности власти.