Год хочется начать с чего-то позитивного - мы 31 декабря с девчонками в театр ходили, очень удачно получилось.
Театр - ЦДКЖ у трех вокзалов, спектакль - "Еврейское счастье", но вообще там еврейская тематика только как повод, а так перед нами - еще одна причина задуматься, как мы дошли до жизни такой, и как из нее вырулить к чему-то хорошему, наконец. Забавно, что в главных ролях - снова Татьяна Васильева и Татьяна Орлова. В последний раз, когда я была в театре, я была здесь же, и играли они же (но тогда спектакль менее удачный вышел)
Сюжет
Итак, Хайфа, куда 25 лет назад из Могилева переехала семья сурового мужчины сантехника Эдуарда Борозовского - он сам, его жена Рита (Васильева) и дочь Алла. Благоверный супруг домашних строит по стойке смирно - к приходу главы семьи стол накрыт, у стола построение - обед на столе, обязательно присутствие холодной газировки (в жарком климате все-таки люди живут). Если вдруг что не то - умри, все живое, от праведного гнева сантехника от бога!
Так в общем, четверть века и проскрипели, и вот теперь дочь выросла:
- Я по профессии детский психолог. Детей сейчас психованных развелось - всегда востребованная профессия.
И собралась замуж, чтобы наконец выбраться из этого семейного счастья. За кого? Ну за кого смогла - за весьма правоверного еврейского мальчика (39 годиков) Роберта, самого молодого доктора наук в институте статистики, которому до 40 обязательно надо жениться, чтобы мамочку порадовать.
- Вот если человеку везет родиться у нормальной мамы, то он и растет нормальным человеком.
А мамочке среди прочего в пакете документов нужно свидетельство о браке будущих тестя и тещи. А его нет. То есть, вообще-то есть, но могилевское, оно в Хайфе не действительно. А получить местное как-то руки и ноги не дошли за 25 лет счастливой семейной жизни. Все ожидаемо забегали - как же так, свадьба под угрозой срыва, неужели всепропало, надо срочно любыми средствами раздобыть заветную бумажку!..
Но в процессе Риту внезапно накрывает откровение:
- Что же, получается, я не замужем?
- В твоем возрасте это скорее диагноз, чем достоинство (любимый супруг, ныне под вопросом)
В общем, пока дочь бьет копытом, а глава семейства огрызается просто потому что по-другому уже давно общаться разучился,
- Завтра же чтобы пошли и поженились! Иначе я из комнаты не выйду!
- Жениться через 25 лет супружеской жизни - это все равно что строить ковчег после потопа!
В это время мать семейства, внезапно осознавшая себя свободной женщиной, удаляется в заказ и во все тяжкие. Потому что может.
Бывший глава семьи, утративший и это гордое звание, и, собственно, первопричину главенства, в растерянности. Потому что такой шняги с ним в жизни еще не происходило, и как на нее реагировать - он не знает. Он поднимает старые контакты в Могилеве (где его до сих пор вспоминают с содроганием, несмотря на прошедшие четверть века). Он пытается воздействовать на местную администрацию. Он пытается вернуть загулявшую супругу, но поди ж теперь верни.
- Я тебя люблю и хочу сделать тебя счастливой, сколько там тебе еще осталось!
- А ты знаешь, когда я тебя люблю? Когда тебя дома нет. Тогда ко мне приходит молодой веселый парень, с которым мне так хорошо!...
- Что еще за парень к тебе ходит?!?
- Ты 25 лет назад.
Наконец, он пытается принять новые правила игры - пополам в прямом смысле поделенная квартира + в открытую давно обхаживающая его соседка честная вдова Фая (Орлова). Но тут снова не задалось, несмотря на все старания последней хоть как-то устроить счастливую личную жизнь:
- Хочешь чая, кофе?
- Нет.
- Порчу снять?
- Не надо.
- Тогда скажи мне что-нибудь приятное, прежде чем я уйду.
- Газету захвати. Спортивную.
Катастрофа тем временем наращивает обороты: жена-не жена еще раз осмотрелась и решила, что ее тут больше ничего не держит, даже половина квартиры, и собралась на выход.
- Господи, я прожила с ним 25 лет, ты же все это видел, господи! Спасибо, что досмотрел до конца".
Подавая дурной пример дочери, кстати, потому что та вдруг обнаруживает, что самый молодой статистик только для своего института молодой, а так есть в Хайфе на кого еще обратить внимание (и поводы это сделать, и в чертовой бумажке вообще отпадает необходимость.
И, конечно, тут она (бумажка) находится, случайно.
Кончится, как вы понимаете, все счастьем. Семейство сантехника Борозовского пересмотрит свои взгляды на традиционные ценности и место женщины и газировки в еврейской культуре и одной конкретной семье в частности. Детский психолог Аллочка уедет в замуж на мотоцикле с совсем другим человеком. Даже соседка Фая обнаружит себя востребованной на брачном рынке - потому что вон рядом пропадает самый молодой доктор наук, у которого часики-то тикают к сорокету (что может расстроить мамочку, а мамочка - это святое!)
- А документы у вас в порядке?
- Конечно!
- Ой, а как вас зовут?!
Вообще финал по-моему слили, но странно было бы ждать другого. Почему-то почти всегда все подобные подходы к теме кризиса среднего возраста брачной жизни заканчиваются одинаково.
Итого
Нам всем понравилось. Алене - потому что просто смешно, Ире - из-за женского бунта против семейного рабства, она у нас очень развивает эту тему )) Мне понравилась актерская игра и общая атмосфера, которая хорошо вписывалась в мое новогоднее настроение. Все были молодцы, хотя иногда переигрывали - но во-первых, что режиссер сказал, то и играют, а во-вторых, это вообще беда большинства современных постановок, по-моему.
Спектакль однозначно могу рекомендовать, если у вас нет какого-нибудь пунктика на еврейской теме. Вы в семье все космополиты безродные, так что нам самое то ))) Ну и вообще ЦДКЖ - атмосферное место, надо будет туда как-нибудь еще на что-то заглянуть.