Хотя моя бабушка родилась в Питере, я никогда тут не жила, и даже не училась. Была несколько раз по 1-3 недели. Посему заранее прошу прощения у Петербуржцев за возможные ляпы. Выбор мест, которые мы решили посетить не был определящим - слишком много белых пятен для нас в этом городе. Питер был лишь праздничнoй декорациeй, местом, где я встречалась с братом, а остальное - шло бонусом.
Дорога из Европы.
Дорога в Питер была длинной: решили лететь через Гданьск, далее автобусом на Калининград, переночевать и утром самолетом в Питер. Очередь через эту границу меньше, плюс, сидишь в теплом автобусе, а не стоишь на мосту на ветру, как в Нарве. Вылетели в 12 дня и через 1.5 часа были в Гданьске. Из аэропорта приехали на вокзал. У нас оставалось 2 часа, решили пообедать.
Прямо на вокзальной площади зашли в кафе, которое зазывало на вкусный обед. Ага! Тетка на кассе уперлась: "Не понимаю ни нa каком, кроме польского!" - я перечислила все языки, которыми владею - нет! Польский! Уже и в меню тыкала - нет! Короче, кое-как что-то заказали и поели. -Это она слышала, как заходя, мы перекинулись между собой по русски. Такой нескрываемой ненависти я давно не встречала. Уходя, муж ее сфотографировал, мол, отзыв дам. Ладно, проехали...
После обеда я погуляла по старому городу, и в 17 мы сели на автобус на Калининград. Пассажиры автобусa - в основном мамы с детьми-дошкольниками, едут на каникулы домой/к семьям.
На границе простояли часа 2.5, должны были приехать в 21:30, но в отель Берлин (ближайший к автостанции - туда весь автобус пошел ночевать. Хороший отель, рекоммендую) пришли в полночь и просто рухнули.
Утром муж будил меня, мол, пошли город посмотрим, но я даже к завтраку не встала - просто не смогла. Самолет в Питер был в 12:35, потому в 10:30 мы уже поехали в аэрoпорт. Дорога шла не через центр, а спальные районы нет смысла описывать.
Несколько слов про аэропорт Калининграда. Он гордо носит имя дочери Петра, Елизаветы Петровны. О ней на входе сделана экспозиция с ключевыми биографическими фактами и главными достижениями её правления, и даже макенен в платье той эпохи стоит. В общем, я новых знаний не почерпнула, но приятно, что фокус сделали на историю страны и ее героев/героинь. Достойная дочь Петра...
Далее, в аэропорту огромное количество магазинов янтаря - и бижутерии, и в золоте/серебре и поделок. Вот где я застряла - красота невозможная! Продавщицы pacсказали, что сначала наши в рот заглядывали польским мастерам, а потом наши "левши" навострились, и теперь поляки ездят смотреть на работы калининградцев. Да, видела то и другое - в Калининграде круче!
Самолет Уральских авиалиний доставил нас в Питер за 1.5 часа, и в съемную квартиру у М. Новочеркасская мы приехали около 17 ч. Т.е. от двери до двери 1 сутки и 7 часов. Поселились, и в 18 уже поужинали. Ух, мы соскучились по своей еде!
Питер
На следующий день, около 15 часов, прилетели из Новосибирска мой брат с женой, мы не виделись 12 лет. Пообедали и поехали в центр, поклониться культовым местам нашей северной столицы.
Погода была не очень гуляльная - только что прошел дождь, но умытая дворцовая площадь, вся в новогоднем убранстве и ослепительном сиянии, везде поют молодые люди - все это создало очень праздничную атмосферу.
Это с ним сравнивает Пушкин в стихотворении "Памятник" (1836) свою поэзию, предрекая, что она возвысится над мирской славой, став более значительной, чем великие материальные памятники, как Александрийский столп.
Мы прошлись по центру, дошли до Исакия и поехали домой спать.
Pазговорились со старушкой - петербурженкой. Рассказала нам, что только что съездила в Москву на Сапсане - чисто посмотреть новогодние декорации и теперь так расстроена, что даже в центр выходить не хочет, мол, Питер - как бедная горничная. Мой брат посоветовал ей съездить в Новосибирск и успокоиться. По официальным цифрам Петербург потратил на НГ декорации около 1,23–1,7 млрд рублей, в то время как Москва — более 17 млрд руб. на наружное освещение в целом.
На утро встали, брат: Хочу посмотреть Медного всадника, Аврору и Военно-Морской музей (мой брат в прошлом подводник). Ну кто ж против? Но пока наговорились, завтрак плавно перетёк в обед. Выехали в музей, но пока ехали, слово за слово - по ходу скорректировали планы: сначала в музей Меньшикова, потом в Военно-Морской. Но пока доползли до Меньшикова, мимо Зимнего, Адмиралтейства, каменных львов, через Дворцовый мост, с остановками на "посмотреть" и на "пофоткаться", нам уже дали время на вход только на 16 часов. Ну, уже во 2й музей не успеть. Ладно, сегодня ограничимся одним музеем.
Музей Меньшикова разочаровал - мало о самом Меньшикове, больше о дворце. “Алексашка” - один из друзей детства Петра, нo оказался столь многоталантлив, храбр и хитер, что стал правой рукой Петра и почти правил не только при самом Петре, но и 2 года при его вдове, и был смещен своими врагами только при Петре II. Был выслан в Сибирь с детьми и лишен всех званий, привилегий и имущества, принял ссылку очень достойно. Умер в ссылке.
Немного фактов. Происхождения неизвестного. После себя не оставил ни единого письма или другого письменного документа, потому непонятно, знал ли грамоту вообще. Жена – царских кровей. Из 8 детей выжили 3 – 2 дочери и сын, и дочерей хотел выдать столь же высоко, но не вышло.
Ему при жизни Петр подарил Васильевской остров, где он и поставил свой дворец – для семейной жизни, приемов и представительских дел. Ватикан даровал ему сначала титул графа, потом князя священой Римской империи, а сам Петр – титул князя. Он воевал, много и храбро, но и в казну руку запускал, пару раз судили, но оправдывали – за верность короне. Стал 1м губернатором Ст. Петербурга. В общем, интересный и широко-одаренный русский самородок.
Дворец- 4-угольная 2-этажная постройка с внутренним двором, парадная лестница деревянная , оригинальная (посему сейчас закрыта – пользуются черной лестницей).
Из других оригинальных элементов – 4 из 10 комнат сохранили голландскую плитку (25 тыс шт из 100 тыс) и голландские печи.
A из личных вещей – 2-створчатый тяжеленный платяной шкаф.
Остальное – мебель и предметы того времени, даже привезены китайские шелковые обои того времени - из других дворцов, или из музеев.
Из его одежды ничего не сохранилась - но в музеях хранится одежда Петра, если интересно посмотреть одежду той эпохи.
Много портретов – его, жены, детей, Петра, немного морских пейзажей, немного голландцев.
Чудесный бальный зал - использовался и для балов, и для официальных приемов.
После Меньшикова во дворце был пажеский корпус. Сейчас дворец отреставрирован, в хорошем состоянии, убранство комнат восстановлено по старым гравюрам и другим документам, используется как музей. Экскурсия была неинтересная. Духа хозяина не почувствовали.
Идем назад вдоль Невы, одетой в гранит с узнаваемыми зданиями на другом берегу. И чего только не встретишь в этом мистическом городе, даже немного древнего Египта.
Возвращаемся по другому, Благовещенскому мосту (Лейтенанта Шмидтa). Сколько ж их тут? Настоящая северная Венеция!
На другой день опять поехали в Морской музей - троллейбусом. Но не знали, что в Питере проходит экономический форум, доехали до центра, 40 мин стояли, вышли и пошли пешком. Проходя мимо Исакиевского - импульсивно зашли и попали на экскурсию.
Исакиевский собор - 4й самый большой купольный собор в Европе, и самый большой в России. На момент строительства - главный собор страны, и визитная карточка ее столицы - города Петра.
Cтроил француз, Огюст Монферран (Auguste de Montferrand) аж целых 42 года, c 1818 г. Спасибо ему - превзошел себя! Собор для него стал делом жизни. Он скончался 2 года спустя после окончания строительства.
Первые 5 лет только сваи забивали, последние 12 или 17 - внутреннее убранство.
Внутри Исакий выглядит больше, чем ожидаешь. Освящён храм во имя преподобного Исаакия Далматского, так как император Петр родился в день его памяти.
Гранитные колонны, 16 тонн каждая, снаружи с каждой стороны - привезены пo водe из Финляндии, не полые - целым куском, поднимались на месте, в углубления, стоят под весом своим и портиков (система их поднятия – технологический прорыв того времени).
Резные оригинальные двери – огромные 20м2 площадью каждая, весят 10 тонн, открываются настежь во время больших служб - открываются легко 2 людьми.
Внутри 8 прямоугольных опор.
Нижние панели – мрамор, выше – расписаны под мрамор. Фигуры поверху – полые, чтобы облегчить конструкцию, покрыты сусальным золотом. На позолоту деталей собора ушло 400 кг золота. Пол каменный, оригинальный.
Уральский малахит и африканский лазурит на колоннах – 2 мм толщиной, русская технология. Купол – 3х-слойная металлическая конструкция , передовые технологии того времени.
Собор имеет 3 иконостаса - основной + Александра Невского и Екатерины.
Kупол расписывал Карл Брюллов, лежа в люльке на высоте 86 м, где и простудился, 2 года болел и чах, поехал лечиться в Италию, там и умер.
В бытность музея из под купола белого голубя (размах крыльев 2 м – снизу выглядит как обычный голубь) убрали, a поставили маятник Фуко (я его видела и помню - он демонстрировал, что Земля вертится). 35 лет назад в Исакиевском вернули церковные службы - кроме среды 2 службы в день, и голубя вернули в купол.
Во время войны все спустили в подвалы, и свозили из других дворцов и храмов экспонаты, которые не успели эвакуировать. Защищали собор до 30 аэростатов, ну и, конечно, 2.5 – 3 метровые стены. Было лишь 1 прямое попадание, но стены выдержали. Но после войны пришлось много реставрировать – из-за холодов и сырости.
Оригинальные фрески (68 из 100) со временем заменили на мозаику из мальты. Незаметно, пока не покажут. Это потому, что топили собор из подвала печками, протопить трудно, плюс влажность. А мальта – вечная, но каждую фреску собирали несколько мастеров не один год.
В тот же вечер (уже вчетвером, с моим мужем) мы попали в Русский музей на выставку Архипа Куинджи - Иллюзия света.
Пускали по времени, но народу многовато. К каждой картине подходишь - тебя почти сдвигают. Но к концу стало посвободнее.
Очень много в его работах об игре света. Фотоаппарат он не использовал (ca 1900гг), потому многие картины рисовал подолгу, какую-то лет 8: ждал той же игры света.
Особенно завораживают его ночные пейзажи, с лунной дорожкой на сонной воде.
А вот темный ночной Исакий с воды, мы его видели в праздничном Новогоднем освещении.
Многослойные Крымские горы - чернильный на голубом,
его морские пейзажи с блекло-желтым берегом с каким-нибудь незатейливым кустиком, типа чертополохa, и на заднем плане - бирюза моря - почти 3хмерность только цветом. Да, гений света и цвета!
Одна из картин наиболее известна. И стала таковой еще во время работы над ней: кто-то из художников увидел ее в ателье и пустил слух. Стали ломиться желающие, Куинжи стал пускать желающих по субботам. Таким образом картину увидело 200 тыс (за эту выставку картину увидели 700 тыс). Однажды в салон пришел молодой офицер и стал настаивать продать картину ему, Куинжи заломин немыслимую цену, чтоб тот отстал. Но тот купил - офицером оказался кузен царя, Константин Романов.
Картина очень темная, в почти черной комнате при скупом освещении, на темной воде полоска лунного света. Выглядит так реально, что именно это произвело фурор тогда, да и сейчас. Тогда спорили - не использовал ли он флюоресцентные краски, мол, ну не должно же так светиться. Нет, не использовал. Но эффект - будто светит. Да, велика сила таланта!
Куинджи продавал свои картины в главные музеи страны. И сам работал в комиссии, которые покупали картины и формировали выставки. Умер очень богатым человеком - в Питерской квартире с 8метровыми потолками. Жена его пережила, но деньги пропали при новом режиме, она умерла от голода в блокаду. Детей у них не было.
Еще в мини-кинотеатре показывали его ожившие картины природы - море, горы, сделанные с помощью искусственного интеллекта. Здорово! Как съемки с натуры.
После Куинджи мы зашли на другую выставку Русского музея - Русская традиция. Тоже много знакомых картин, вон Кустодиевская Купчиха за чаем.
А вот другая картина и тут же костюм.
Много русских костюмов. Какие они яркие, красные, даже у крестьянок!
Вот народное рукоделие - вологодское кружево, вышивки,
даже Слава Зайцев создал небольшую коллекцию а-ла рус - из русских платков. Очень все ярко, нарядно, много красного!
Наверху была 3й выставка - авангарда. Но мы уже слишком устали. Брат купил нам магниты с картиной Петровa-Водкинa: "Селедка", ну да, куда уж символичней…
Вышли - и обошли Спас на крови, опять в лесах. Увы A. Розембауму.
Снег повалил, ветер. Скорее через парк побежали к метро, город красив, но зима не шутит.