Феномена Коэльо я никогда не понимала. Большинство его романов, на мой взгляд — набор банальных утверждений, завёрнутых в словесные красивости. «Алхимик» глубже, но это, по сути, пересказ избранных страниц «Цитадели» Сент-Экзюпери. «Высший дар» — тоже пересказ, на этот раз — трудов шотландского богослова Генри Драммонда, жившего в XIX веке.
Сюжета в книге Коэльо нет. Вступление — рассказ о том, как Драммонд выступает с проповедью в Англии. Почти весь «Высший дар» — текст этой проповеди. Финальная глава — пара строчек о том, как восхитились слушатели. А я вот не восхитилась. Совсем.
Ладно бы Коэльо вложил своему герою в уста что-нибудь необычное. Но Драммонд просто пересказывает Первое послание св. Павла к коринфянам. Помните? «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит».
Местами в тексте встречаются философские мысли то ли Драммонда, то ли самого Коэльо. Например, такие:
Любовь не обижается на зло, всегда видит светлую сторону, ищет хорошее в каждом поступке.
Нет такого порока, будь то страсть, скупость, похоть или пьянство, который был бы хуже нетерпимости.
Та малая боль, которую другие могут причинить нам, злоупотребив нашей честностью, — ничто в сравнении с той радостью, которую мы испытаем перед лицом жизни.
Всё это благоглупости. Потому что в реальном, а не идеальном мире, обижаться на зло можно и нужно. А ещё лучше это зло наказать. Нетерпимость в определённом количестве необходима, иначе в мире начнётся хаос. А к честности должны прилагаться мозги, чтобы понимать, когда надо её проявлять, а когда лучше промолчать.
В общем, если вам надо скоротать время в поездке, «Высший дар» подойдёт. Книга небольшая, читается быстро. Но держать её дома я бы не стала.
А вам нравится Коэльо?