Найти в Дзене

Почему снижение ключевой ставки не облегчает жизнь бизнесу и населению

? 📌 Большую часть года Банк России снижал номинальную ключевую ставку. С 21% в пять приемов она была сокращена до 16% годовых. То есть сразу на пять процентных пунктов менее чем за год — внешне процесс выглядит впечатляющим, а смягчение ДКП — вроде бы очевидным. 📌 Однако реальная ставка — за вычетом инфляции — осталась фактически такой же противоестественно (для развитых экономик) высокой. При 21% в начале 2025-го годовые темпы прироста цен на 10 февраля (такую отсечку ЦБ брал при принятии решения на февральском заседании) составляли 10%. То есть реальная ставка была 11% годовых. Летом она опускалась до 8,8%, осенью — до 8,3%, но по итогам декабрьского заседания вновь поднялась. При новой, действующей сейчас «шестнадцатой» ставке инфляция на 15 декабря составляла 5,8%. Так что реальная ставка — 10,2%. 📌 Снизить номинальный ключевой индикатор сильнее и тем самым сократить реальный ЦБ не дали прежде всего инфляционные ожидания. Как бизнеса (в декабре они выросли третий месяц подряд

Почему снижение ключевой ставки не облегчает жизнь бизнесу и населению?

📌 Большую часть года Банк России снижал номинальную ключевую ставку. С 21% в пять приемов она была сокращена до 16% годовых. То есть сразу на пять процентных пунктов менее чем за год — внешне процесс выглядит впечатляющим, а смягчение ДКП — вроде бы очевидным.

📌 Однако реальная ставка — за вычетом инфляции — осталась фактически такой же противоестественно (для развитых экономик) высокой. При 21% в начале 2025-го годовые темпы прироста цен на 10 февраля (такую отсечку ЦБ брал при принятии решения на февральском заседании) составляли 10%. То есть реальная ставка была 11% годовых. Летом она опускалась до 8,8%, осенью — до 8,3%, но по итогам декабрьского заседания вновь поднялась. При новой, действующей сейчас «шестнадцатой» ставке инфляция на 15 декабря составляла 5,8%. Так что реальная ставка — 10,2%.

📌 Снизить номинальный ключевой индикатор сильнее и тем самым сократить реальный ЦБ не дали прежде всего инфляционные ожидания. Как бизнеса (в декабре они выросли третий месяц подряд до годового максимума), так и населения. Другим фактором стало несколько подросшее корпоративное кредитование, но этот проинфляционный риск ЦБ в достаточной степени контролирует. С ожиданиями же сложнее — при всей открытости коммуникаций регулятора и взвешенности решений в этом вопросе его влияния и возможностей не хватает.