Христос Воскресе, дорогие братья и сестры! Господу и Богу нашему Иисусу Христу не нужна наша игра в святость, Ему нужно наше изменённое сердце, Он ищет от нас внутреннее, а не внешнее. Очень часто бывает так, что люди видя глазами внешние признаки святости, считают человека уже святым, или великим богомольцем, либо богоугодным праведником, а узнав о каком-то грехе другого человека, полагают что он великий грешник, и даже разговаривать порой с ним не хотят, опять-таки судя по внешности. Мы, люди, видим святость по своему, по человечески, можно даже сказать искажённо, глядя на внешние качества, но у Бога не так как у людей, Он зрит в глубину души и сердца человека, Он смотрит на изменение сердца человека, на его состояние.
Очень часто мы становимся ведомыми, попадая под влияние конкретного окружения, под влияние мнения окружающих людей, не рассуждая по Евангелию, не сравнивая слова людские со словами Христа, что в итоге приводит к заблуждению и неверному пониманию. Не зря ведь говорится, что рассуждение - высшая добродетель, но и чтобы рассуждать верно, в соответствии с замыслом Божиим, очень важно быть с Богом, быть в Духе Святом. Не редко люди приписывают даже некую святость какому-нибудь артисту, который хорошо играл роли и был добродушным во время съёмок на камеру, также мы любим величать тех, кто часто показательно рассказывает о своих добродетелях и каких-то подвигах, а услышав понравившиеся песни какого-нибудь певца, мы уже возносим его до небес. Зато узнав о каком-то грехе конкретного человека, очень часто думаем, что он пропащий, и волей-неволей гнушаемся и осуждаем его.
Ранее люди имели деревянные крестики на груди, но у них были золотые сердца, теперь же очень часто люди носят золотые кресты, но сердца у них деревянные. Часто становится заметным тот факт, что люди хотят казаться умными в духовной сфере и учат вере православной других, в то время как сами духовно пустые внутри. Мы придаём огромное значение внешним факторам, внешним формам, забывая о том, что Бог ищет наше сердце, наше хождение пред лицом Его, нашу христианскую жизнь не только в церкви, но везде и всегда.
Святые отцы говорили, что внешнее богатство и роскошь говорит о внутренней нищете, а чем больше внешний человек угасает, тем больше внутренний обновляется и сияет. Стремление к внешнему блеску, оставляет без внимания и заботы внутреннее, духовное состояние человека. Люди любят всё выставлять напоказ, хвалиться внешними добродетелями, порой даже своей праведной жизнью, тем самым получая за внешние подвиги и внешние награды.
У Бога же всё наоборот, он собирает в "небесную копилку" те добродетели человека, которые тот прячет от людей, но при этом и перед собой не трубит о них. Господу нужно наше сердце, надеющиеся на Него, ищущее Его, сердце за которым следует разум и как следствие - дела человека. Человек живущий для Господа, не выставляет напоказ свою праведность, он скрывает свои чувства от других, открывая сердце своё одному Богу. А тот кто открыто демонстрирует свои добродетели, и много поучает других, тот обычно живёт для славы людской. Христос говорит, что невозможно служить двум господам, т.е. невозможно и земные сокровища стяжать, и славу этого мира, но при этом думать, что сделав какие-то добродетели напоказ, он удостоится и вечной жизни и славы от Бога. Нет, так у Бога не бывает, Христос через всё Евангелие говорит нам - выбирай.
Видите, до четвёртого века не было православных храмов, христиане служили Божественную Литургию в катакомбах, тайно, дабы язычники не прервали их молитвенной связи со Господом, дабы не запретили, дабы не разорили Таинство Евхаристии, в которой мы теснейшим образом соединяемся со Христом. Молитва была сокровенной, но открытым было сердце для Господа. В четвёртом веке, когда христианство стало государственной религией, начали возводить величественные храмы, следовательно внешнее перетянуло внутреннее, но истинно любящие Христа люди, убегали от этой роскоши, создавая маленькие общины, где они тайно молились и подвизались, это и были монахи. Само слово «монах» происходит от греческого слова «μόνος», что значит «один». Имеется ввиду один без людей, но вместе с Богом. В этом единении со Господом, человек был сокрыт от славы людской, от открытости людям, он открывался лишь одному Богу, открывал сердце своё, получая от Господа благодать Духа Святаго и мудрость духовную, после чего к таким молитвенникам приходили люди за мудрыми советами.
Но для сокровенности от людей и открытости Богу не обязательно уходить в монастырь, ибо не стены сами по себе спасают. Но для единения со Господом достаточно верить, что Он рядом с каждым, кто с искренностью открывает Ему дверь своего сердца, уповая на Него, на Его безграничную силу и любовь. Таким образом, живя среди мира, можно быть монахом пред Богом, так же и наоборот, быв монахом в монастыре, можно быть далеким от Бога и чуждым Ему. Об этом говорят слова Божии: "Сын Мой! Отдай сердце твоё Мне...". А мы, люди, любим оценивать по внешности, не видя внутреннее состояние человека, именно поэтому лучше не судить никого, ведь мы не знаем что внутри человека. Будем же готовить своё сердце для Господа, очищая его от страстей и грехов, от привязанности к этому миру, ведь Бог есть Любовь безграничная, ищущая искренней взаимности, Бог, Любовь проникающая все глубины, видящая где лицемерие, а где искренность, где стремление и желание быть с Ней вечно, а где лишь одно желание получить от Неё выгоду только в этом мире.
Дорогие братья и сестры, апостол Иаков сказал: "Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные". (Иак. 4:8).
Поэтому прекрасно сердцем чистым и не оскверненным быть в единении с Богом. Если же не возможно это, по какой-либо лености и немощи душевной, то, по крайней мере, старайся воздыханиями, слезами и благою надеждою объять невидимые и превожделенные ноги Иисуса Христа, человеколюбивого Владыки Господа нашего. Потому что Царь всех Бог, как премилосердый, не отвращается от тех, которые устремлены к Нему и из глубины сердца воздыхают пред Ним, хотя бы обременены они были многими грехами; а, напротив того, принимает и очищает их, дарует им дарование сыноположения и с течением времени сотворяет делателями добродетелей. (Нил Синайский).
Будем же искать Господа искренним сердцем, ставя Его Единственного на первое место в сердце своём, открывая Ему Единому глубины сердца своего, ибо лишь Он Единственный способен наполнить наше сердце любовью пламенной, неугасимой, благодатью сладчайшей и вечной. Аминь.