Продолжаю подборку любимых книг из личной библиотеки
Гарри Гаррисон (1925-2012) настоящее имя Генри Максвелл Демпси. Служил в ВВС США в 1943-46 годах.
Классик американской фантастики, очень сильно повлиявший на развитие направления в США и во всём мире, включая и СССР. Его книги цитировались, дописывались фанфиками, воровались в наглую... И до сих пор популярны, хотя с рождения писателя уже и минуло сто лет. Старшее поколение может вспомнить похождения Скользкого Джима Ди Гриза и Язона Дин Альта.
В чём же особенность такой популярности книг автора? На мой взгляд главное — его чувство юмора. Местами тонкого, местами же — весьма едкого. (Это не Терри Пратчетт, но был бы Терри Пратчетт без Гаррисона?).
У предыдущего поколения фантастов — Эдгара Берроуза и Джона Уиндема например, героика должна была быть героической! И никакого шуткования и прочей клоунады!
В романах Гаррисона можно обнаружить несколько смысловых слоёв. Удары ногами по мордАм с разворота и пальба из бластеров по чудищам несомненно в наличии. Однако при всей этой мишуре автор ставит и серьёзные нравственные вопросы, касающиеся дальнейшего развития человечества... За это писателя ценят более занудные серьёзные читатели.
Мир смерти, трилогия
Первым романом Гаррисона была «Неукротимая планета»\«Мир смерти» 1960 года.
Вроде бы классика — ГГ прибывает на планету Пирр с очень сложными условиями существования — повышенная относительно земной гравитация и дикие джунгли, до отказа набитые кровожадным зверьём, жаждущим сожрать человека. (Здравствуйте, Пандора братьев Стругацких и Венера Эдгара Берроуза). Герой должен как-то влиться в предельно брутальное и маскулинное общество (обучает его малолетний пацан из местных) или отбросить коньки...
Однако главный герой никакой не герой, а ловкий жулик и пройдоха. Поэтому ведёт он себя не каноническим образом...
Из классической трилогии можно упомянуть ещё «Специалиста по этике» 1963 и «Конных варваров»\«Мир смерти 3» 1968 года.
«Специалист по этике» - это моя любимая книга у Гаррисона. Охарактеризованная в сети как «мягкая, гуманитарная фантастика».
Я бы её скорее назвал жёстким стебаловом над лицемерами, прикрывающими своё рыльце в пушку томами выхваченных из каких-то старых книг цитат. Довольно распространённый был типаж 60 лет назад (и никуда он за это время не исчез!).
По сюжету у ГГ появляется напарник, считающий себя экспертом в области Этики. Поскольку всё, что он делает, признаётся (им) вполне этичным во имя Высших Идеалов, то...
«Готов на разбой и убийства я, братцы!
Мы ж Светлые Силы!
Чего ж нам стесняться!»
Дэн Назгул песня «Маньяк» (на мотив В.С. Высоцкого «Антисемиты»)
Помню, я этой книгой по сусалам одному персонажу (фигурально выражаясь) приложил. Тому самому, который «Дорогою широкой» Логинова у меня взял почитать и уничтожил.
Дальнейшие продолжения были хороши, но не столь великолепны, как первые два романа.
Книги многократно издавались на русском языке. У меня остался томик с первой трилогией 1997 года в оформлении «Эксмо-Пресс», художника С.В. Курбатова.
Обложка красивая и практически полностью отрицает наличие каких-то философствований и прочего интеллигентского занудства между форзацами.
Обращаем внимание: серия романов «боевой фантастики» называется не как-то, а «Стальная крыса».
Крыса из нержавеющей стали
Цикл произведений 60-80-х годов, объединённых главным героем — профессиональным преступником Джимом Ди Гризом, по кличке Стальная Крыса. Человек этот неоднозначен — презрение к правилам и Уголовному Кодексу, а также к фермерскому труду у него сочетается с несомненным нравственным благородством. Робин Гуд эдакий.
Борется со всяческими негодяями и подонками, угнетающими униженных и оскорблённых, слабых духом и\или телом.
Особенно хороши романы «Стальная крыса» и «Стальная крыса отправляется в армию». Уж где-где, а в армии есть где разгуляться борцу против негодяев...
Романы издавались в России бессчётное количество раз. У меня их скопилась целая стопка.
Билл — герой Галактики
Книга 1965 года. Роман, задуманный как ответ старому вояке Хайнлайну. Так понравился народу (американскому) что получил массу продолжений.
Начатая в «Стальной крысе» тема несовершенства вооружённых сил (американских, разумеется, а не каких-то иных) в цикле про Билла цветёт и пахнет. Развиваясь в мощный пацифистски настроенный памфлет на систему призыва в США и всё, что следует непосредственно после этого.
Книги имеют множество поклонников (как не служивших в армии, так и служивших) и лютых ненавистников (как служивших в армии, так и не служивших, но являющихся «специалистами по этике»).
В бумажном виде мне в руки не попадали.
Помимо этих трех циклов имеются у Гарри Гаррисона и многие другие.
Отголоски их можно увидеть в повести «Беспокойство» братьев Стругацких, книге «Лиловый шар» Кира Булычёва, трёх фильмах «Аватар» Джеймса Кемерона и много-много где ещё...