и вот че скажу: а иностранцы-то где? И это будет двойной обзор - еще на один проект, косвенно связанный с "Волшебным участком".
Стартовавший два года назад "Волшебный участок" от подарившей "Кибердеревню" студии "Место силы" - проект довольно интересный. Сказочный детектив, представляющий собой этакую смесь "Тайного сыска Царя Гороха" с "Гриммом", только в современную эпоху 2020-х и пошлыми шутками на грани фола. Но благодаря нестандартным обыгрываниям образов сказочных персонажей вроде представления Змея Горыныча как человека-пироманьяка и пирокинета с растроением личности (хотя фантазия авторов иногда заходила слишком уж далеко) и колоритным сотрудникам Отдела по Борьбе со Сказочными Преступлениями (ОБСП) "Волшебный участок" полюбился многим зрителям, хотя сие зрелище явно было не для детей. Да и мне зашел, посему вышедший на днях второй сезон я ждал, тем более, что авторы обещали перенести действие в Санкт-Петербург и расширить описанный мир, введя сказочных-иностранцев, по сюжету прибывших в свое время в Россию с Великим посольством Петра I.
Замес и достоинства.
Короче, после событий первого сезона прошло два года. Работа у московского отделения ОБСП работает ни шатко и валко, несмотря на побег возродившегося опасного преступника Кощея и переметнувшегося на его сторону полковника Воронова, за умение превращаться в птицу прозванного Стенолазом. Извините, историей ошибся - за умение превращаться в птицу прозванного Вороном. Но однажды случается происшествие, из-за которого погибает почти все петербургское отделение ОБСП. Чуя, что в этом замешан Кощей, майор Николай Михайлович и его команда отправляются в Питер, а у нашего героя - Лехи Алехина есть еще и личный интерес, ибо Кощей оккупировал тело его похищенной дочери Василисы. Ну, а Кощей с Вороном собираются найти три артефакта, которые, будучи собранными в единый набор, дают дополнительную возможность исполнить любое желание (почти как в третьих "Геройчиках", хех)...
В общем, сериал по-прежнему привлекает своей изобретательностью и пошловатыми шутками (опять же, иногда на грани фола), например, забавно обосновали возвращение Филиппа Янковского на роль Ворона из-за неадекватного поведения персонажа в облике Никиты Кологривого (а нечего было кусаться!). Среди эпизодов, по мне, наиболее любопытны "По щучьему велению" и "Проклятие Пушкина". В первом эпизоде авторы задают вопрос: "что будет, если возможность исполнять желания получит не сказочный Емеля, а обычный озлобленный на весь мир ограниченный алкоголик-неудачник?". Мне это даже напомнило рассказ Булычева "Поступили в продажу золотые рыбки" из цикла про Великий Гусляр, в котором жители городка решали в первую очередь свои бытовые проблемы, только в более циничном ключе. А второй эпизод просто забавный - герои подцепляют проклятие Пушкина, из-за которого они вынуждены разговаривать стихами.
Упростили, так упростили!
Но в целом второй сезон оказался сильно упрощенным. В первом сезоне почти все главные герои имели свою дугу характера: главный герой Леха Алехин прошел большой путь из спивающегося из-за проваленного задания бывшего снайпера до хоть простоватого и хамоватого, но ответственного сотрудника ОБСП, в ходе которого ему пришлось принять смерть сестры и взять ответственность за племянницу Василису. Пара из решительной, но порывистой и нечуткой "полицейской косточки" Елены Федотовой и робкого, но осмотрительного и внимательного Олега Зайца складывается в работающий на контрасте и дополняющий друг друга дуэт. А гном-матершинник, эгоист и циник Антон, старавшийся держаться в стороне от людей и сказочной полиции в частности, обретает среди них новых друзей, встает на их защиту и параллельно влюбляется в дочку Бабы-Яги Валентину Краснову.
Во втором же сезоне образы главных героев заметно упрощаются и не получают развития. Антон из драматичного пересилившего себя героя становится неубиваемым (буквально неубиваемым из-за своего бессмертия, словно кот из "Тома и Джерри") хамоватого клоуна. Заяц слегка деградировал и оглупел, утратив свою осмотрительность. А гнома превратили в обычного человека, взамен лишив его возможности материться, приглушив цинизм и сделав его одержимым в любви к Валентине.
В качестве подмоги, правда, главным героям авторы дали язвительного говорящего пса Палыча. Только вот в середине сезона он превращается в лающего Антона Лапенко, что забавно, но только на один эпизод, ибо говорящая собака все-таки лучше гавкающего мужика, как ни крути. Хотя актер мимикой и жестами все-таки образ "вывез".
Упрощение образов персонажей сказалось и на композиции финальной битвы. В первом сезоне злодеи под началом Кощея объединяются, и в каждой сюжетной линии - Лехи, Елены/Зайца и Гнома каждый герой (или их пара) сталкивается со своим антагонистом, в схватке с которым он/они демонстрируют свои новообретенные качества. Во втором сезоне вся команда героев (и примкнувших к ним) идет на одного злодея, что уже не так увлекательно.
Кроме того, некоторые образы и сюжетные повороты предсказуемы. Например, Карлсон в исполнении Вовы Солодкова забавен и жуток одновременно, но представление его как похитителя детей, заставляющего их работать на него - после деконструкции образа его коллеги Питера Пэна в подобном ключе это не ново.
Нереализованная идея контакта между различными культурами.
Еще обидно, что авторы упустили одну интересную и перспективную задумку, которую я ожидал от второго сезона. Анонсируя питерские приключения сотрудников ОБСП, они заострили внимание на их ожидаемом знакомстве с прижившимся в России европейскими сказочными гостями, тем самым заявив идею контакта между различными культурами. И это можно было бы подать как одну из тем сезона: сопоставляя европейские и русские сказочные мотивы, подчеркнуть как различия, так и сходства между ними. Однако из всех показанных волшебных эмигрантов во всем сезоне здесь только тайная община троллей и британец Мерлин, все остальные новые "сказочные" - русские, даже Карлсон оказался вышедшим из-под контроля советским андроидом (Снежная Королева из первого сезона не в счет - хоть она и по "паспорту" датчанка, но здесь ее представили как русскую). Тролли - ничем не примечательные "сказочные недели", а вот Мерлин...
Сюжетно Мерлин заменяет собой выбывшую после первого сезона Бабу-Ягу - это проводник между мирами живых и мертвых и двойной осведомитель, работающий как на полицию, так и недобровольно на злодеев. Однако если у Бабы-Яги лучше развит житейский опыт, то Мерлин более начитан, но несколько оторван от мира и наивен. Или, выражаясь языком "Подземелий и Драконов", у Бабы-Яги больше прокачана Мудрость, а у Мерлина - Интеллект. Но, к сожалению, образ Мерлина в исполнении Виктора Бычкова получился блеклым и не до конца раскрытым, а его участие в сюжете чисто событийное, не влияющее на развитие характеров персонажей. Как будто ему не дали "развернуться". И это видно на фоне ненадолго вернувшейся во втором сезоне язвительной и насмешливой Бабы-Яги, в исполнении Татьяны Догилевой ставшей украшением первого сезона. А ведь потенциал для создания колоритного образа, отзеркаливающего Бабу-Ягу своей похожестью и непохожестью одновременно, был. Можно было бы сделать его хоть наивным и чудаковатым, зато начитанным и рассудительным, помогающим героям решить свои внутренние проблемы.
Можно было хотя бы раскрыть лучше его пристрастия к выращиванию диковинных растений и особенно грибов - пусть герои бы воспользовались парочкой его "питомцев" в личных или служебных целях. Но увы, увы.
Так что петербургские похождения бравых сотрудников ОБСП хоть и не ужасны, но получились явно хуже первого сезона, и стоило бы на них и завершить сериал, не заявляя "теперь банановое в 90-х!" продолжение.
"Русские народные. Вся правда о сказках".
А что нам насчет второго обзора? Ах да. К "Волшебному участку" ОККО приложил очень неплохую познавательную документалку "Русские народные. Вся правда о сказках", созданную другой командой. Она рассказывает о различных сказочных мотивах и персонажах русского фольклора - злодеях, героях, героинях и животных, а также про то, откуда они взялись и что означают. Да и вообще - что такое сказки, и какими они бывают. "Русские народные" показаны не как обычная, а как игровая документалка типа "Пин-Код" из "Смешариков", в которой по сюжету Леха Алехин знакомится с фольклористом Владимиром Проппом и собирателем фольклора Афанасьевым, озвученных Петром Гланцем и Сергеем Чихачевым.
Похвально, что создатели "Русских народных" основывались на работах "дедушки Проппа" - таких, как "Русский героический эпос" и "Исторические корни волшебной сказки", и потому я рекомендую глянуть "Русские народные" для расширения кругозора, особенно тем, кто не читал Проппа.
А на сегодня все!