Найти в Дзене
Сергей Степанов

ВОЗВРАЩЕНИЕ (часть 3):

“Как по поводу покаяния, так и по поводу исповеди существуют некоторые заблуждения. Например, многие считают, что исповедь - это нечто вроде беседы, в которой обсуждаются наши грехи. Какое, однако, отношение имеет это к таинству покаяния? Если проанализировать, что подвигает многих из нас к исповеди, то выяснится, что одни при этом стремятся получить некое облегчение от чувства вины; других страх перед “наказанием” от Бога; третьи приходят не с целью покаяться, а только для того, чтобы потом причаститься. Однако всё это имеет слишком отдалённое отношение или вовсе не имеет к исповеди и покаянию. Исповедь, говоря иными словами, - это очищение души от яда. Мы должны изгнать из себя яд греха, иначе мы обречены. Можно привести и другой образ: подобно тому как больной человек показывает свои язвы врачу, описывает свою боль, беспокойство, ничего не скрывая, так же и мы поступаем на исповеди. Мы обнажаем свою душу, открываем свои ссадины, ушибы, признаём поставленный нам диагноз. Если ничего

“Как по поводу покаяния, так и по поводу исповеди существуют некоторые заблуждения. Например, многие считают, что исповедь - это нечто вроде беседы, в которой обсуждаются наши грехи. Какое, однако, отношение имеет это к таинству покаяния? Если проанализировать, что подвигает многих из нас к исповеди, то выяснится, что одни при этом стремятся получить некое облегчение от чувства вины; других страх перед “наказанием” от Бога; третьи приходят не с целью покаяться, а только для того, чтобы потом причаститься. Однако всё это имеет слишком отдалённое отношение или вовсе не имеет к исповеди и покаянию. Исповедь, говоря иными словами, - это очищение души от яда. Мы должны изгнать из себя яд греха, иначе мы обречены. Можно привести и другой образ: подобно тому как больной человек показывает свои язвы врачу, описывает свою боль, беспокойство, ничего не скрывая, так же и мы поступаем на исповеди. Мы обнажаем свою душу, открываем свои ссадины, ушибы, признаём поставленный нам диагноз. Если ничего этого не происходит, то мы уйдём, не имея шансов когда-либо исцелиться. Язвы увеличатся, разложение и гниение будет прогрессировать, заражение основательно подорвёт наше здоровье и приведёт к смерти.

Из всего этого следует, что не Богу нужна наша исповедь, а мы нуждаемся в ней. Не нужно думать, что, исповедуясь, мы как бы оказываем некую услугу Богу. Всё совсем не так, однако Он. Как попечительный Отец, терпеливо, с неиссякаемой любовью ждёт нашего обращения.

Поскольку среди христиан господствует неведение во многих вопросах нашей веры, то в покаянии и исповеди, ещё раз подчеркнём это, невежество и легкомыслие проявляются в высочайшей степени. ... Нам кажется, что если мы признаемся в своих грехах, то Бог неминуемо покарает нас, а окружающие отвергнут. Приходится надевать тогу благочестивого христианина - а что может быть хуже такого самооправдания?!

Но если мы внимательно прочитаем Евангелие, то увидим, что Иисус осудил не грешника, а грех. Со всеми грешниками, которые к Нему приходили, Он говорил с расположением и сочувствием, даже если они во многих случаях не проявляли раскаяния (Закхей, самарянка, блудница и т.д), Только одну разновидность грешников Он осудил, причём довольно сурово, - это лицемеров, надевших личину праведников, - грех столь распространённый среди “хороших” людей и “хороших” детей.

Бог не требует, чтобы мы были безгрешными, потому что Ему ведома наша человеческая немощь, наши несовершенства. Единственное, что от нас требуется, - это чтобы мы осознали нашу греховность, чтобы мы постоянно устремлялись на путь покаяния. В этой связи стоит обратить внимание на следующее. Многие христиане проявляют некую нервозность, которую можно назвать “страстью к совершенству”, что на самом деле никак не связано с подлинным стремлением к совершенству. Другими словами, нам, конечно же следует стремиться к совершенству, но когда мы мучаемся и не можем уснуть оттого, что мы, оказывается, ещё не совершенны, то следует понять, что это - ужасный НЕДУГ ГОРДОСТИ, который особенно мучителен для “благочестивых”.

Итак, нам необходимо познавать самих себя, не бояться анализировать свои состояния. Нам следует твёрдо усвоить, что мы можем быть осуждены не за то, что грешили, а за то что не каялись. Чем больше мы считаем себя “хорошими”, тем дальше мы отходим от Бога. Прийти на исповедь и сказать духовнику, что мы “ничего плохого не сделали”, это тоже самое, что признать - бы безгрешны, а это сродни богохульству. (!!!)

В человеколюбивой Церкви, в семье Бога Отца, объединяются люди, которые, вместо того чтобы осуждать грешника, сами себя ощущают самыми большими грешниками, ещё более уничижёнными грехами, чем другие. Давайте заглянем в Жития святых. ...” (митрополит Нектарий (Антонопулос)).

31.12.2025 г.