Можно ли быть счастливой, воспитывая 16 детей? Татьяна Кузнецова из кузбасского Гурьевска уверена, что да. Она не только подарила новую жизнь ребятам из детских домов, но и создала настоящую команду, где каждый чувствует себя нужным. О том, как из «безнадежных» детей вырастить успешных взрослых, почему многодетность — это не подвиг, и как найти мужа, готового стать отцом для приёмных детей, Татьяна рассказала kuzbass.aif.ru.
«Я возьму пятерых»
Инна Сергеева, kuzbass.aif.ru: Татьяна, расскажите, как в вашей жизни появились приёмные дети?
Татьяна Кузнецова: Всё началось в 2004 году. Я работала в детско-юношеской спортивной школе, вела туризм. Мне предложили набрать группу из детского дома, и я стала брать этих ребят в походы. Именно там я увидела, как живут дети, оставшиеся без родителей, и решила взять кого-нибудь к себе.
Первыми стали Виталий и Вика, 12 и 11 лет. Про Виталия мне говорили: «Не берите его даже в поход, это не ребёнок, а кошмар». Вика тоже была «пацанкой», плохо училась. Когда я решилась на этот шаг, социальный педагог завела меня в кабинет и стала отговаривать: «Посмотрите на выпускников детского дома — этот сидит, этот спился, этот наркоман...» И только один мальчик учился в морском училище. «Не надо, не берите, тут такие гены...» — убеждала она. А я ответила: «Я возьму пятерых. Если трое из них будут нормальными — это уже победа». Если у меня есть возможность дать ребёнку шанс, почему бы этого не сделать?
— Как вы справлялись с подростками, да ещё и с непростым характером?
— Помогла активность. Я люблю походы и путешествия. Мы всё время куда-то ходили: в горы, ездили в гости. Детям просто некогда было заниматься чем-то плохим, потому что мы постоянно были в движении. Даже когда не было денег, мы находили, чем заняться.
В том же 2004 году у нас появились ещё двое — братья Дима и Коля, 7 и 5 лет. Потом была Ангелина, ей было 5 лет.
А однажды со мной произошла почти мистическая история. У нас один ребёнок, Коля, с больным сердцем. Мы с ним поехали в кардиоцентр на обследование. Там я увидела маленького мальчика примерно годовалого возраста и почувствовала, что он не родной этим людям. Когда женщина, сопровождавшая его, зашла в кабинет, она положила документы рядом, и я успела прочитать, что он из Полысаевского дома ребёнка. После этого мне начали сниться сны, что мы с ним вместе катаемся на лыжах, что-то лепим, делаем... Когда мы приехали в этот дом ребёнка, оказалось, что у мальчика есть сестра, которая живёт в детском доме. Так у меня появилось ещё двое детей.
Хотим такого папу!
— Расскажите про своего мужа. Как вы познакомились?
— Мы познакомились около четырёх лет назад, когда у меня уже было 13 детей. Он приехал к нам строить печь, организовал семинар на нашей площадке. Дети были вовлечены в процесс: кто-то точил кирпичи, кто-то работал на станке. Он оказался очень добрым, открытым человеком, прекрасно общался с детьми.
И они стали за мной ходить, говорить: «Мы хотим такого папу». Представляете? Не я, а дети были инициаторами наших отношений! У нас всё с ним сложилось. А недавно я спросила его, какое самое главное чудо произошло в его жизни, он ответил: «Встреча с тобой и твоей семьёй». И это при том, что у него была успешная карьера — он руководил фирмами, был директором спорткомплекса. А сейчас занимается любимым делом — строит печи по всей России.
— Как вы себя определяете: многодетная мама, организатор, управленец?
— Я друг. Потому что дружба объединяет в себе всё: заботу, поддержку, уважение, доверие, умение вовремя подставить плечо, умение слушать. А главное — понимать, что дети сами выбирают свою дорогу, и уметь отпускать. А чтобы стать другом для детей с такими непростыми судьбами, нужно завоевать их доверие и уважение.
Например, сейчас у моего старшего сына проблемы: его шахта попала под сокращение. И вот здесь нужны родители — не только маленьким детям, но и взрослым, чтобы они знали, что у них есть семья. Мы ему помогаем, он сейчас живёт с нами.
— Как устроен ваш день? Как вы всё успеваете?
— У нас чёткий распорядок. День начинается в 6:30 с обливания холодной водой. В 7 часов — зарядка в нашем спортивном зале, который мы построили в огороде. Она длится час. С 8 до 8:30 мы убираем дома. Потом завтрак, который готовит дежурный ребёнок. У нас есть пятилитровая кастрюля и большая мультиварка для каш. После завтрака начинается учёба. Мы выбрали семейное образование.
Почему? Когда дети пошли в обычную школу, возникли сложности. У одного было сильное заикание, у другого — проблемы со здоровьем, поэтому выбрали такой формат. Это даёт свои плоды. Например, одна моя дочка в школе была троечницей — музыка, физкультура и труд на пятёрку, а всё остальное на тройки. А теперь у неё средний балл 5.0. Дома детям легче учиться в своём темпе. У меня есть помощница, которая занимается с детьми младших классов. Со старшими мы учимся по компьютеру, используя образовательные платформы.
После обеда — свободное время. Катаемся на лыжах, занимаемся ориентированием, ходим в секции или занимаемся домашними делами. Вечером у нас обязательный доклад. У каждого ребёнка свой день, когда он готовит выступление на выбранную тему. Например, Соня рассказывает об окружающем мире, Вика — о русском языке, Даша — об обществознании.
Завершаем день «осознанием» — ребёнок рассказывает, что он понял из сегодняшнего дня и что самое главное он из этого вынес. Это очень сближает и даёт мне понимание, о чём думает ребёнок. А когда люди спрашивают: «Как же вы с ними справляетесь?», я всегда отвечаю: «Правильно организованная семья — это залог счастливой жизни».
У нас всё распределено - старшие помогают младшим, у каждого свои обязанности. Дети делают всё: готовят еду, убирают свои участки. Сейчас мы ещё и помогаем бойцам СВО: всей семьёй делаем окопные свечи.
Что такое настоящая любовь
— На чём вы никогда не экономите?
— Мы не экономим на путешествиях: проехали всю Россию. Потому что это движение, жизнь, встречи, знакомство с интересными людьми, расширение кругозора, изучение географии. Со старшими детьми мы были даже в Германии. С младшими объездили Казахстан, Киргизию, были на Сахалине, Алтае.
У нас есть семейный творческий коллектив «Радуга». Мы поём, танцуем, рассказываем стихи, у нас даже акробатические номера есть. С этими концертами мы и путешествуем. И здорово, когда после наших концертов люди становятся добрее и счастливее.
— Как вы обычно отмечаете Новый год? Есть ли любимые блюда?
— Раньше мы ездили в горы и справляли праздник в домиках Поднебесных Зубьев. Теперь, когда построили свой спортзал, отмечаем дома. Готовим большую программу, зовём друзей на безалкогольный Новый год. Мы также готовим большую программу на Рождество, с колядками, там будет очень интересно.
На стол обычно готовим запечённую рыбу с морковкой и луком под фольгой. Дети любят крабовый салат с кукурузой, крабовыми палочками, картошкой и огурцами. Берём куриные ножки или крылышки. Ёлку мы вешаем под потолком в спортзале, потому что там всё время занимаемся. А когда надо водить хоровод, спускаем её с потолка. Ёлка у нас искусственная, потому что я очень люблю природу и не могу смотреть на срубленные деревья.
— Что для вас самое ценное в отношениях с детьми?
— Мы ездили в Новосибирск за одеждой, потому что там было дешевле. Я всё время одевала первых детей, а себе ничего не брала. И вот когда они выросли, сказали: «А теперь едем одевать тебя».
До сих пор Вика присылает мне вещи: «Мамочка, я там кое-что прислала, посмотрите». То костюм купит, то маечку. Или предложит: «Выберите себе что-то, что понравится». Мои дети дают жизнь и понимание, что такое настоящая любовь. Радовалась вместе с ними, огорчалась вместе с ними. Но это совместное проживание наполняет, делает нашу жизнь яркой и осмысленной.