История знает множество примеров несостоявшихся личностей, чьи таланты так и не раскрылись в рутине провинциальной жизни или под гнетом нужды. Великому русскому ученому Менделееву повезло – в начале его жизненного пути рядом с ним была мать, которая безгранично верила в него и которая была готова ради него на всё.
Правда ли, что Менделеев в детстве был хулиганом и нерадивым учеником? Что пришлось преодолеть его матери и почему именно ее упорство определило судьбу будущего ученого?
Родом из сибирских купцов
Мария Дмитриевна родилась в Тобольске в 1793 году. Иногда ее упрощенно представляют как полуграмотную сибирскую купчиху, напористую и пробивную. Это не соответствует действительности – она разбиралась в литературе, ценила искусство, обладала ранимой и чуткой душой.
Купеческий род Корнильевых принадлежал к лучшим слоям сибирской интеллигенции. Дед Марии, Василий Корнильев, в 1787 году открыл первую в Сибири частную типографию. Он же стал издавать первый в Сибири литературный журнал.
Брат Василия Алексей основал в селе Аремзянском стекольную фабрику. На ней создавалась качественная столовая и аптекарская посуда – она была известна по всей Сибири. В судьбе Марии Дмитриевны эта фабрика сыграет огромную роль.
Отец Марии, Дмитрий Васильевич, собрал большую библиотеку, которой не было равных в крае. Обожал литературу, публиковал статьи по краеведению. В его доме собиралась местная интеллигенция. А вот в коммерции он был не очень успешен – дела семьи в скором времени пришли в упадок.
Мария зачитывалась книгами из домашней библиотеки. Гимназическими «премудростями» с ней делились братья. Благодаря интеллигентной атмосфере, царившей в доме отца, Мария выросла начитанной и эрудированной, несмотря на то, что формального образования у нее не было.
Ранний брак и первые испытания
Замуж Мария вышла рано, когда ей только шел 16-й год. Ее супруг Иван Павлович Менделеев был молодым учителем. Родом он был из Тверской губернии и вначале хотел стать священником – так же, как и его отец. Но потом он решил связать свою жизнь с преподавательской деятельностью.
Окончив Педагогический институт, он получил место учителя в Тобольском народном училище, позже преобразованном в гимназию. Какие предметы он преподавал? Нет, Ивана Менделеева не увлекала химия, как впоследствии его гениального сына. Он преподавал философию и изящные искусства, логику и политэкономию.
В 1818 году его решили повысить – назначили директором народных училищ. Правда, новое место службы располагалось в Тамбовской губернии, что сильно огорчило молодую семью. У них уже было трое детей и сниматься с насиженного места не хотелось. Посовещавшись, они всё же решились ехать.
Как оказалось, этот переезд был не последним – через 5 лет Ивана Павловича перевели в Саратов, назначив директором классической гимназии. Но и тут они пробыли недолго – через несколько лет им пришлось уехать в Пензу, причем обстоятельства отставки были весьма неприятными.
Иван Менделеев был правдорубом и уличил одного из местных чиновников в казнокрадстве. Тут же последовал ответный удар – на него самого написали донос. Произошел скандал, а за ним – долгое разбирательство. Униженный и опозоренный Иван Павлович лишился места. Так он оказался в Пензе, а потом Менделеевым удалось вернуться в Тобольск.
Снова в родном городе
Мария была рада возвращению. Всё как будто встало на свои места. В их доме опять собирались интеллектуальные «сливки общества». Читали вслух, музицировали, спорили. Принимали всех – даже ссыльных декабристов, что было небезопасно.
Другом семьи был Петр Ершов – тот самый, который написал знаменитую сказку «Конек-Горбунок». Много лет спустя его падчерица станет женой Дмитрия Менделеева.
Иван Павлович был директором местной гимназии. Ученики и коллеги его ценили и уважали. А вот чиновники не очень любили – он был слишком прямодушным и честным. Его доброту они принимали за слабость, демократизм – за вольнодумство.
В 1834 году в семье Менделеевых родился «последыш» – так в те времена называли последнего ребенка. Отцу на тот момент был 51 год, матери – 41. Мальчика крестили под именем Дмитрий. Это и был будущий великий ученый, чье имя станет известно всему миру.
Многодетная мать
Всего Мария родила 17 детей, что и в наше время можно рассматривать как подвиг, а уж в условиях медицины 19 века – это было и вовсе неподъемное испытание. Только 8 детей дожили до взрослого возраста.
Смерть каждого ребенка – это тяжелейший шрам на сердце матери. Особенно бедная женщина тосковала, когда умерла ее 14-летняя дочь Маша от чахотки. Но каждый раз Мария снова брала себя в руки и не позволяла себе долго предаваться горю.
Слуг в доме было мало и воспринимались они скорее как члены семьи. Мария Дмитриевна сама не брезговала никакой работой – возилась на кухне и в огороде, заготавливала припасы, чинила детям одежду. При этом она еще успевала проверять у детей уроки и читать им вслух книги.
В год рождения Мити произошло большое несчастье – глава семьи ослеп. Ивану Павловичу пришлось оставить работу в гимназии. Они стали жить на его небольшую пенсию, которой им катастрофически не хватало.
В этой ситуации трудно было не поддаться унынию. Но не такой была Мария Дмитриевна! Она стала искать новый источник дохода и вскоре нашла его.
Во главе фабрики
Оставшись почти без средств, Мария обратилась за помощью к брату Василию, который давно уже проживал в Москве. Тот ответил, что деньгами помочь не может, но готов ей передать в управление стекольный завод – тот самый, который был основан еще в середине 18 века, а сейчас находился в упадке.
Храбрая женщина без раздумий согласилась. Не имея предпринимательского опыта, с беспомощным мужем и множеством детей на руках, она стала во главе фабрики.
Им пришлось переехать в Аремзяны – именно там и пройдет детство будущего великого химика. Дмитрий Иванович будет вспоминать об этом времени с большой теплотой:
«Там, на стекольном заводе, управляемым моей матушкой, получились первые мои впечатления от природы, от людей, от промышленных дел».
Мария во всё вникала – она следила и за чистотой в мастерских, и за технологией варки стекла. Руководила отгрузкой, договаривалась с купцами, вела сложную бухгалтерию. И случилось чудо! Фабрика ожила и стала приносить доходы.
Для простых рабочих, набираемых в основном из местных крестьян, Мария была не эксплуататором, а заступницей. Она выплачивала им хорошую по местным меркам зарплату, открыла при фабрике школу для крестьянских детей, наладила медпомощь, пожертвовала деньги на строительство церкви.
Попытки спасти мужа
Мария не могла смириться с тем, что ее образованный и деятельный муж превратился в беспомощную тень. Она понимала, что местная медицина бессильна помочь и стала искать лучших столичных врачей.
Узнав, что в Москве практикует знаменитый офтальмолог Броссе, который способен вылечить катаракту, она собрала деньги на поездку. Зрение Ивану Павловичу частично вернули, но не дух.
Вернувшись в Тобольск, глава семьи не стал снова работать в гимназии, хотя зрение это уже позволяло. Он так и не смог выйти из затяжной депрессии, несмотря на все усилия жены. В фабричных делах он мало что смыслил – в нем не было предпринимательской жилки. Тем не менее, он выполнял простые поручения жены, помогал детям в учебе.
Потом Иван Павлович слег с чахоткой и снова стал почти беспомощным. Хорошо, что к этому времени подросли старшие дети – они стали для Марии подспорьем.
Череда бед
Казалось бы, судьба испытывала бедную женщину на прочность. В 1847 году скончался больной муж. Несмотря на все сложности, которые Мария испытывала в браке, она очень любила супруга. Часами она теперь просиживала перед его портретом и никак не могла прийти в себя.
Через несколько месяцев умерла 25-летняя дочь Полина, причем смерть ее была очень трагична. Она с головой ушла в религию, истязала себя голодом и ночными молитвами на холодном церковном полу. В конце концов ее организм не выдержал.
Потом произошла новая беда – летом 1848 года сгорел завод. Были уничтожены и склады с готовой продукцией, и материалы, и конторские книги. Восстанавливать почти полностью разрушенное предприятие не имело смысла.
К этому времени многие дети повзрослели и покинули отчий дом. Младший Митя был в старшем классе гимназии. И Мария принимает крайне непростое для себя решение – оставить всё и ехать в Москву.
Самый младший и самый беспокойный
Дмитрий Менделеев вовсе не был старательным и прилежным учеником, как об этом порой пишут в книгах. Он рос настоящим бунтарем – своенравным и вспыльчивым.
В гимназии его считали «неудобным учеником». Его живой ум не терпел рутины. Как учился будущий гений? Успевал он только по тем предметам, которые были ему интересны.
Он с трудом осваивал иностранные языки, как живые, так и «мертвые». В свое время добрый и безропотный Иван Павлович даже делал задания за сына по латыни – это было их секретом. Не любил Дмитрий чистописание и рисование, скучал на церковных дисциплинах и оживал, когда начинались естественные науки и математика.
Несколько раз Митя Менделеев был буквально на грани отчисления. Спасало его лишь то, что его отец был ранее директором гимназии, а один из лучших друзей семьи Петр Ершов был инспектором этого учебного заведения.
Митя был ласков и приветлив с домашними, но как только чувствовал малейший намек на оскорбление от чужих – тут же ощетинивался. Не раз он вступал в драку, причем дрался так отчаянно, что даже отпетые хулиганы предпочитали с ним не связываться. Один раз он даже устроил «дуэль» с самопалами, в которой, к счастью, никто не пострадал.
Но материнское сердце подсказывало Марии, что ее не по годам развитый «последыш» невероятно любознателен. Она помнила, как часами Митя мог наблюдать за рабочими процессами на фабрике, как он интересовался природой и минералами. Выходки сына она объясняла его живым характером, а отсутствие прилежание – тем, что ум его жаждет не рутины, а живых знаний.
Борьба за право сына учиться
В те времена действовал принцип территориальной привязки. Дмитрий мог поступать только в Казанский университет. Но Мария во чтобы то ни стало хотела, чтобы он учился в одной из столиц.
Она продала остатки имущества, оставила всё в Сибири и повезла сына в Москву. Сначала все ее надежды были связаны со знаменитым Московским университетом. Но преодолеть стену из бюрократических преград тут она не смогла – у них даже не приняли документы.
Василий Дмитриевич, увидев, как опечалена сестра, предложил пристроить племянника в Межевой институт и обещал похлопотать о месте в канцелярии самого губернатора. Но Мария отказалась от этого выгодного предложения – она хотела для Мити самого лучшего образования.
И тогда они поехали в Санкт-Петербург. Мария решительно отправилась в учебное заведение, которое в свое время окончил ее муж – Главный педагогический институт. Но и тут их ждала неприятность – этот вуз набирал студентов один раз в два года, а этот год был неприемным.
Мария Дмитриевна совершила невозможное. Уже очень больная и изможденная женщина обивала пороги чиновников. Она добилась того, чтобы у них приняли документы.
Дмитрий переволновался и не очень успешно сдал экзамены. Он получил двойки по французскому и немецкому. Средний бал у него был невысоким – 3,22.
Мария настойчиво давила на старых друзей мужа, чтобы они замолвили за сына словечко. И случилось очередное чудо – Дмитрий был принят, да еще и на бесплатное место. Преподаватели не прогадали, дав шанс этому юноше из провинции. Впоследствии он станет одним из самых блестящих студентов и прославит институт.
«Прощайте, любезные дети!»
Как только приказ о зачислении был подписан, силы Марии Дмитриевны словно иссякли. Ее организм давно уже подтачивала болезнь – у нее были слабые легкие. Она скончалась в Петербурге в возрасте 57 лет.
Последние недели своей жизни она прожила в тесной комнатке в Эртелевом переулке (сейчас это улица Чехова), недалеко от Педагогического института. С ней рядом была одна из ее дочерей – Лиза.
Когда ей стало совсем худо, ее перевезли в больницу. Митя бывал у нее каждый день. Но по строгим правилам института, ночевать он должен был в студенческом общежитии, поэтому на ночь он уходил. Мать скончалась ночью на руках Лизы, а Дмитрий потом очень жалел, что так и не смог побыть рядом с ней в последние ее минуты.
С детьми Мария попрощалась в письме, которое она написала незадолго до своей кончины. В нем есть такие строки:
«Прощайте, мои милые любезные дети! Да будет над вами Божие и мое материнское благословение... Берегите себя от всякого зла и любите друг друга… Помните, что мать ваша на земле жила для вас… Я любила, люблю и буду любить вас за гробом».
Отдельно в этом письме Мария просит, чтобы они не забыли и не оставили Митю – младшего, о котором у нее так болело сердце.
Всю жизнь Дмитрий Менделеев будет помнить о матери и мысленно благодарить ее. Он будет посвящать ей научные труды. И в минуты печали, и в часы триумфа ее образ будет стоять у него перед глазами. Сам он считал, что если бы не мать, то он бы никогда не смог достичь успехов в науке. А вы как думаете?