Безусловно, после назначения Хуана Карседо главным тренером московского «Спартака» нельзя не вспомнить о том, что испанский специалист уже работал в нашем клубе. Карседо входил в штаб Унаи Эмери, который возглавлял красно-белых с июля по ноябрь 2012 года, сменив на тренерском мостике Валерия Карпина, который остался в клубе на должности генерального директора. Конечно, работая в штабе Эмери, который потерпел неудачу в Москве, но потом отыгрался по полной программе в «Севилье», ПСЖ и лондонском «Арсенале», нынешний наставник «Спартака» опыта получил с лихвой.
Но всё-таки работать помощником — это одно, а отвечать за результат и принимать ключевые решения — это совершенно другой уровень ответственности и давления. Тем более в нашем клубе, когда прессовать начинают ещё до того, как ты успел поставить подпись под контрактом. Справится далеко не каждый, но это тоже часть профессии.
Начинали Эмери и Карседо в Москве очень даже прилично. В первых трёх турах чемпионата России были повержены «Алания» (2:1), нижегородская «Волга» (2:1) и московское «Динамо» (4:0). Последние получили вообще по полной, а голами отметились Билялетдинов, Пареха, Ананидзе и Кариока. А вот дальше последовала первая осечка. Болезненные 5:0 в Санкт-Петербурге с удалением Макгиди. Реабилитироваться красно-белым предстояло уже в отборе к Лиге чемпионов. Но до первого матча с «Фенербахче» спартаковцы успели ещё разобраться с «Рубином» (2:1). Конечно, куда важнее было двухраундовое противостояние с турками и выход в основную стадию самого престижного турнира Старого Света.
В Москве «Спартак» благодаря голам Эменике и Комбарова оказался сильнее со счётом 2:1. Единственный мяч у соперника забил Дирк Кюйт. Вот так после после матча тогда высказался Егор Титов:
«Спартак» по всем параметрам оказался сильнее турецкой команды. Было видно, как и за счёт чего играет наша команда. «Фенербахче» же действовал настолько, насколько ему позволял соперник. С одной стороны, жаль, что наши не победили с разницей в два мяча. С другой (и это, возможно, плюс) — при счёте 2:1 в Стамбуле не расслабишься, а при разнице в два мяча у спартаковцев подспудно сидела бы мысль о праве на ошибку...
Спартаковцы тогда действительно не расслабились, но на выезде было тяжело. И это несмотря на то, что москвичам удалось забить быстрый гол. Уже на 5-й минуте отличился Ари. Если до перерыва красно-белым удавалось сдерживать атаки соперника, то после него стало действительно жарко. За 20 минут до конца «Фенер» счёт всё-таки сравнял, но даже удаление за 10 минут до конца поединка Де Зеува не повлияло на итоговый результат, и подопечные Эмери шагнули в основной этап Лиги чемпионов.
Между двумя матчами против турецкого клуба красно-белые проиграли в гостях «Тереку», но на тот момент это было совсем неважно. Главная задача была выполнена. Однако эти игры так вымотали спартаковцев, что через три дня случилось поражение от «Локомотива», а в следующем туре были потеряны очки с «Кубанью» (2:2). Дальше спартаковцев опять ждала Лига чемпионов. И какая! «Барселона»! Подопечные Эмери были близки к тому, чтобы сотворить чудо в Каталонии, но гений Месси, который за 8 минут перевернул ход поединка, этого сделать не позволил. Поражение со счётом 2:3, а ведь всё было так близко.
Дальше результаты вновь пошли в гору. Три победы подряд: две в чемпионате над «Ростовом» и «Амкаром» и в Кубке над «Салютом». К сожалению, удачную серию продлить не удалось: последовали поражения от «Селтика», ЦСКА и «Анжи». После неудач необходимо было вернуть уверенность футболистам и болельщикам. И команда была близка к этому. В Лиге чемпионов красно-белые обыграли «Бенфику», в чемпионате «Мордовию», а после отправились в Ростов на 1/8 Кубка России. На берегах Дона последовал конфуз и поражение по пенальти. Тот матч Унаи Эмери вспоминает так:
Мы играли не хуже «Ростова», но соперник лучше справился с пенальти. Во время серии одиннадцатиметровых может произойти всё, что угодно, ведь играют роль такие факторы, как психологическое состояние, давление и усталость. Мы старались не доводить игру до серии пенальти.
Мы доминировали и создали больше опасных моментов, но не смогли реализовать их. У соперника почти не было возможностей забить, но этого недостаточно в турнире, где обязательно кто-то должен вылететь, всё или ничего.
Хочу поздравить «Ростов», но надо смотреть вперед. Нас ждут игры в чемпионате и Лиге чемпионов. Всегда вперед! Вперед, «Спартак»!
Уже традиционно после вылета из Кубка тренера и команду стали «прибивать» её же заслуженные ветераны, но красно-белые нашли чем ответить критикам. В следующем туре «Спартак» разгромил «Крылья Советов» со счётом 5:0. Да, самарцы тогда находились в кризисе, но всё равно для столь уверенной победы нужно было восстановить не только физические силы, но и моральные. Однако в очередной раз команда не смогла задержаться на позитивной волне и уступила «Бенфике» в Лиссабоне. Конечно, это катастрофой назвать нельзя, но очень уж хотелось закрепить успех. Не получилось.
Зато в чемпионате всё было неплохо. «Спартак» убрал «Краснодар» (2:0), но затем потерял очки в Нижнем Новгороде. К этому моменту отставание от идущего первым ЦСКА достигло 10 очков, но при этом до медальной тройки — всего 4 балла. Нельзя сказать, что это был однозначный провал, особенно с учётом первого сезона испанского специалиста в России, но два поражения от «Барселоны» (0:3) и московского «Динамо» (1:5) поставили точку в карьере Унаи Эмери в Москве. Знаете, сейчас точно махать шашкой никто бы не стал, ведь у испанца были и хорошие отрезки, а выход в основную сетку Лиги чемпионов позволил клубу заработать.
Но, как потом вспоминал сам Унаи, он не получал поддержки от руководства в сложные моменты, в том числе от Валерия Карпина, который, по утверждениям испанца, хотел тренировать сам и считал, что последнего слова не сказал. Возможно такое? Вполне. При этом Эмери понимал, что для полной коммуникации с игроками необходимо учить язык, что и делал. К тому же тренеру требовалось изучение не только русского, но и английского, а значит, долгое время со многими в команде он мог общаться только через переводчика и не только с россиянами.
Иногда переводчику клуба было трудно передать идеи и мысли Унаи. Многие испанские выражения не имеют смысла, если их буквально переводить на русский, и наоборот. Из-за этого возникала масса проблем. Три члена штаба анализировали видео. Мы нарезали записи с играми наших соперников на оборонительные, атакующие, тактические, а также монтировали отдельно каждого игрока противника. После окончания редактуры Унаи делал последние штрихи, а затем видео демонстрировалось команде. Перед каждой игрой он изучал по шесть-семь матчей ближайшего соперника. Мы концентрировали внимание наших левых атакующих игроков на действиях правого защитника оппонента, чтобы те были готовы, скажем, к смещениям соперника с фланга в центр.
помощник Унаи Эмери в «Спартаке» Микель Хауреги
А нынешний тренер «Спартака» Хуан Карседо отмечал сложности в ментальном плане, в подходах к футболу и методам.
Мы совершали ошибки, но кто их не совершал? Мы должны были привыкнуть к особенностям футбола в России, к методам здешней работы. Для этого нам было необходимо выучить русский язык. Мы пытались, но это было очень сложно.
И теперь испанец из штаба Эмери возвращается в Москву. При этом Карседо откровенно заявляет, что предложение возглавить «Спартак» было выгодно в финансовом плане, что тоже повлияло на его решение. И это нормально. Потому что правда. Карседо, который прошёл с Эмери многое и даже работу в Москве, должен быть морально готов к сложностям. Если он сможет сделать выводы и избежать прежних ошибок своего начальника, то это будет уже треть дела. Ещё треть успеха составляет поддержка руководства, но тут она от Кахигао точно должна быть. А вот остальное — это его личное мастерство, опыт и умение сделать из сильных игроков команду. И она, кстати, на мой скромный взгляд, по потенциалу сейчас точно не слабее, а, возможно, даже в чём-то сильнее, чем та, с которой работал Карседо в штабе Эмери.
«Блокнот спартаковца» на различных ресурсах:
Переходите и подписывайтесь! Будем в одной команде!
Спасибо за поддержку.