Маленький островок в западной части Тихого океана стал известен миру благодаря не сильно благозвучному для русского уха слову "гуано" Ударение на второй слог.
ГуАно - оно самое и есть - экскременты морских птиц и летучих мышей. Залежи эти богаты фосфатами и были основным источником дохода для островного государства Науру в течение 20-го века. Как нефть и газ.
И это пример того, как и почему природные ресурсы могут внезапно обогатить, а затем привести к экономическому краху.
Всё началось тысячи лет назад
Остров Науру в самом начале своего бытия представлял из себя потухший вулкан. Верхушка торчала над водой. Кораллы окружили остров плотным кольцом образуя лагуну. На этом безлесном участке суши в центре Тихого океана огромные колонии морских птиц (фрегатов, олуш, крачек) нашли идеальное место для гнездования. Птицы охотились на рыбу в океане, а затем возвращались на остров. Их помёт - гуано, очень богат фосфором и азотом.
Так продолжалась сотни лет.
Свежий помёт попадал на идеальный фундамент - пористую основу представляющую собой спрессованные скелеты кораллов и других морских обитателей.
Под воздействием тропических дождей растворимые соединения фосфора и азота из свежего гуАно просачивались вниз, сквозь пористый коралловый известняк. Азот вымывался в океан. А соединения фосфора вступали в химическую реакцию с коралловым известняком. В итоге получались фосфаты кальция, которые со временем запломбировали все трещины в грунте, а за тысячелетия и вовсе наросла целая шапка из фосфатов. Когда на острове поселились первые люди "шапка" покрывала до 80% площади острова, достигая местами толщины до 20-25 м.
Встречаются фосфаты и в других местах планеты, но уникальность залежей Науру была в чисто птичьем происхождении и большой концентрированности вещества.
Война без конца
Вплоть до 19 века гуано лежало себе спокойно и никого не трогало. Коренное население острова практиковало примитивное земледелие на узкой полосе плодородного грунта вдоль берега. В 19 веке на остров стали заплывать суда китобоев и торговцев.
За кокосы и свинину, а также пресную воду белые люди платили железным инструментом и огнестрельным оружием. Островитяне считали сделку такого рода весьма выгодной. Никто не жаловался.
Но оружие попавшее в руки дикарей сыграло злую шутку.
В 1878 году на свадебном пиру спор между гостями перерос в перестрелку. Убили сына одного из вождей. На небольшом, всего-то 21 квадратных метра островке проживало на тот момент 12 племён, примерно 14 тысяч человек.
Традиция кровной мести в сочетании с всеобщей вооружённостью привела к войне, которая длилась аж 10 лет!!!
С 14 тысяч население скукожилось до жалкой тысячи.
Блага цивилизации
1900 год, воевать уже некому, зато настало время инвестиций. Английский геолог Альберт Эллис исследует камень с Науру и обнаруживает, что камушек то не простой, а представляет собой высококачественную фосфоритную руду, идеальную для производства удобрений.
Начало 20 века - население растёт по всему миру. Благодаря технологиям, позволяющим производить больше еды. Спрос на удобрения высок.
Местное население острова не обладало ни знаниями, ни технологиями для добычи, но за дело взялись специалисты. В 1906 году создана Pacific Phosphate Company, которая начала добычу и экспорт фосфатов. Это была международная корпорация, сразу несколько государств имели долю в бизнесе.
Развитию помешали две мировые войны, но после наступает золотой век для Науру
Благодаря экспорту фосфатов в 1970-х и 1980-х годах Науру стала одной из самых богатых стран мира с внушительным ВВП. Доходы от фосфатов распределялись среди населения, что привело к высокому уровню жизни и умеренному демографическому росту.
Путь в никуда
Пока сырьё продавалось всё было супер. Однако у медали всегда есть другая сторона.
Если вы тупо продаёте, что просто лежит под ногами и не требует шевелить мозгами, то вы не развиваетесь в лучшем случае
А в худшем деградируете.
Кроме сырья вам нечего предложить этому миру.
Цены на фосфаты колебались, но в целом были высокими, особенно в периоды пикового спроса на удобрения. Точные цифры экспорта и доходов менялись год от года и зависели от мировых цен, объёмов добычи и экспортных соглашений. Однако, можно говорить о десятках, а иногда и сотнях миллионов долларов годового дохода в периоды расцвета.
Основными покупателями фосфатов были Австралия и Новая Зеландия, где они использовались в сельском хозяйстве.
Увы, Науру не сумела толково распорядиться своими доходами от фосфатов.
Значительная часть средств тратилась на роскошные проекты и поддержание искусственно высокого уровня жизни.
Когда же запасы фосфатов истощились, экономика Науру рухнула. Реализовался сценарий «ресурсного проклятия». Внезапное богатство не было использовано мудро и привело к экологической катастрофе и экономическому краху.
Большая часть острова ныне представляет собой лунные пейзажи.