Найти в Дзене
Пути истории

Марий против Суллы II часть. Начала конфликта с Сульпицием и дела в Азии

#марийпротивсуллы
В предыдущих сериях: Золотоволосый любимец фортуны вернулся в Рим героем войны и главным претендентом на консульство. Сулла выставляет свою кандидатуру в консулы 88 года до н.э. А так же он поддерживает своего свата Помпея Руфа, который тоже выдвинулся в консулы на 88 год до н.э. Неожиданно у них появляется конкурент. После поражения Аквилия от Митридата, многие увидели

#марийпротивсуллы

В предыдущих сериях: Золотоволосый любимец фортуны вернулся в Рим героем войны и главным претендентом на консульство. Сулла выставляет свою кандидатуру в консулы 88 года до н.э. А так же он поддерживает своего свата Помпея Руфа, который тоже выдвинулся в консулы на 88 год до н.э. Неожиданно у них появляется конкурент. После поражения Аквилия от Митридата, многие увидели возможность прославиться. Гай Юлий Цезарь Страбон Вописк, популярный оратор, выдвигается в консулы. У него есть проблема, он ещё не был претором. Но система расшатана и никто особо не обращает внимания на эту мелочь. А Сулла делает интересный финт, он разводиться с женой и берёт в жёны вдову Марка Эмилия Скавра, Цецилию Метеллу Далматику. Тем самым он заключает союз с фракцией Метеллов. За всеми этими событиями незаметно приближается конец 89 года до н.э. Гней Помпей Страбон, как единственный консул, затягивал выборы. И только после того, как он провёл все желаемые законы, Помпей прошёл триумфом, а это было уже 25 декабря 89 года до н.э. Сложив с себя военный империй, приготовился организовать выборы. Если выборы консулов затягивались, то вот выборы народных трибунов прошли в срок. Они не только прошли, но и трибуны 88 года до н.э. уже успели вступить в должности. И среди них был некий Публий Сульпиций…

Друзья, прежде чем я напомню, где мы встречали Сульпиция и поговорим о том, как его избрание изменило ситуацию, я должен сказать еще кое о чём. Смотрите, в некоторых источниках среди кандидатов в консулы указывается еще несколько интересных личностей. И я прямо сейчас постараюсь объяснить, почему я считаю это неправдой. Веллей Патеркул, известный древнеримский историк, сообщает о том, что на второй подряд консулат претендовал Страбон. Якобы он хотел выдвинуть кандидатуру на консулы 88 года, прикрываясь тем, что он якобы, как Марий в своё время, необходим республики для спасения. Но, во-первых, Страбон разозлил многих в сенате тем, что зажал трофеи, и сенат бы лёг костьми, но не допустил бы его к власти. Во-вторых, опасности уже не было, война выиграна, осталось добить некоторые остатки противника, с чем вполне справятся и другие, а если Страбону так хочется,то он получит проконсула и отправиться на север, где его полномочий вполне хватит, чтобы добить остатки противника. Да, но Марий то избирался последний раз без опасности для Рима? Да, но Страбон не Марией! Страбон зажал трофеи не только для сената, но и для народа Рима, что не прибавило ему популярности. В конце концов Страбон всеми своими действиями показывает, что его не интересует власть в Риме, он добился того, что хотел, власти над Пиценом и севером Италии. Он король севера и это его пока что вполне устраивает. А влезать в борьбу за ненужный консулат, с возможностью проиграть, Помпей не станет. Он не глуп.

А вот о втором претенденте сообщает Диодор. И этим претендентом якобы был Марий. Но, друзья, вы же знаете Мария, он не вступает в бой с неопределённым исходом. Он умеет ждать. Марий понимает, что избраться он может, но первым консулом все-равно станет Сулла. На войну с Митридатом все-равно поедет Сулла. Ведь когда перед сенатом станет выбор между Марием и Суллой, то тут сенат не задумываясь со слезами на глазах вручит Сулле армию и помашет платочками со словами: “О наш великий герой, возвращайся побыстрее со славной победой”. Да, Марий может попробовать протолкнуть своё назначение через народное собрание, но тут такое дело, сейчас Сулла на пике славы, а пик Мария прошёл. Есть вероятность и большая, что Марий и тут проиграет Сулле. Поэтому, я считаю, что Марий не выдвигал свою кандидатуру.

А ещё надо сказать, что я говорю, что война уже выиграна, и это легкое преувеличение. Потому что вообще-то война еще идет. И даже происходят крупные битвы. Так, например, в самом конце 89 года до н.э. претор Гай Косконий сражается с крупной армией италиков. Правда он действует обманом. Армии разделяла река, и тогда италики предложили Косконию отойти от реки, чтобы они со своей армией могли переправиться на римский берег. Косконий согласился и отступил. Италики, наивные глупцы, начали переправу. Вероломный римлянин налетел на переправляющихся италиков и разбил их. 15 тысяч италиков осталось лежать на поле брани. Надо отдать должное сенату, те не продлили полномочия Коскония, и тот передал армию Квинту Цецилию Метеллу Пию. Это кстати в какой-то степени говорит в пользу Метелловой претуры 88 году до н.э. Хотя конечно он мог быть пропретором 88 года до н.э. Плюс ещё союз клана Метеллов с Суллой через свадьбу накануне выборов на 88 год может говорить тоже в пользу претуры, а не пропреторства. Хотя на самом деле не так важно, когда конкретно Метелл был претором. Зато мы точно знаем о том, что Метелл провел несколько крупных сражений, и скорее всего именно в битве с ним погиб Силон, тот самый лидер италиков, который был другом Друза. И вроде даже после одного из этих сражений на кровавом поле солдаты прокричали слово: “Император!”. Хотя насчёт смерти Силона ведуться споры. Ещё знаем и о том, что вроде как и Помпей Страбон ещё пару раз с кем-то сражался в 88 году.

А теперь вернёмся к нашему Публию Сульпицию. Этого товарища вы уже встречали во всё том же списке молодых сторонников Друза. А ещё он близкий друг Помпея Руфа. С Суллой они вероятно были тоже, как минимум, хорошими приятелями, а то и друзьями. Хотя четко об их отношениях ничего не говорится в источниках до событий этого года. Теперь вы уже поняли в чём важность вступления новых трибунов в должности на 88 год до н.э. Публий Сульпиций и его коллега по трибунату Публий Антистий выступают против Цезаря. Главный плюс Сульпиция в том, что он известный оратор и у него есть своя толпа сторонников среди плебса. Сульпиций наложил вето на выдвижение Цезаря. На улицах начались драки между сторонниками Суллы и Сульпиция со сторонниками Цезаря. Гай Юлий Цезарь Страбон Вописк пытался заставить Сульпиция отменить вето, но не смог. Консулами 88 года до н.э. стали Луций Корнелий Сулла и Квинт Помпей Руф. И тут кстати вопрос, а не для этого ли Помпей Страбон задерживал выборы? Да, мы не знаем о том, что бы Страбон имел какие-либо договоренности с Суллой. У нас нет подтверждений из источников. Как мы знаем, у Страбона была возможность провести выборы вовремя, но он этого не сделал, и из этой ситуации кроме самого Помпея выиграл еще и Сулла.

Сулла может праздновать – он добился своей цели. На ближайшем заседание сенат обьявит о том, что один из консулов должен отправиться на войну с Митридатом. Помпей, как младший коллега Суллы, конечно же не будет претендовать на эту честь. И он, любимец фортуны, получит командование в войне с Митридатом. Но неожиданно в дом к празднавовшему победу Сулле вваливается тот, кто помог ему без проблем забраться в консулы, Публий Сульпиций. У Сульпиция на свой трибунат, так же как и у Суллы на свой консулат, большие планы по преобразованию республики. Первым делом Сульпиций хочет добиться справедливости и вернуть из изгнания сторонников реформ Друза. Во-вторых, Публий хочет справедливости и для италиков.

Так стоп! А это что такое? Он хочет изменить закон Юлия и закон Плавтия-Папирия (да, я не упоминал их по фамилием, но это те самые народные трибуны, которые предложили италикам, сложившим оружие за 60 дней, гражданство, а так же поменяли немного суд Вария, который после этого бумерангом стукнул самого Вария). В этих законах есть пункт, по которому для италиков создаются 8 или 10 новых триб, ведуться споры сколько конкретно. Я когда-то говорил, что в голосованиях по трибам, каждая триба имеет один голос. Раньше в Риме было 35 триб. Вы видите проблему? 10 новых италийских триб, никак не могут перевесить 35 старых римских триб. И тут такое дело: Рим, как всегда, давая, на самом деле ничего не дал. Италики мечтали о влиянии на римскую политику, но для этого не хватит одного гражданства. Никогда в жизни не будет принят закон в пользу италиков или избран италийский кандидат, если италики не найдут поддержку среди исконных римлян. А это почти невозможно. Сульпиций предлагает распределить всех италиков по 35 римским трибам. Возможно, это справедливо, но тогда италики станут решать всё в республике. Ведь италиков в десятки раз больше, чем римлян. Сейчас Сульпиций – новый любимец римской толпы после своих дебатов с Цезарем. Но популярности только Сульпиция точно не хватит, чтобы провести закон о гражданстве. А вот популярности Сульпиция и Суллы хватит. Поэтому Сульпиций пришёл в дом к Сулле. Возможно, у них был такой уговор и ранее: Сульпиций борется против Цезаря, а потом Сулла помогает ему провести закон о гражданстве.

Однако Сулле нет никакого резона помогать Сульпицию. Сулла не приобретет ничего, кроме ненависти сената и трушных римлян. Любовь италиков приобретет Сульпиций, а не он. Во-первых, это закон имени Сульпиция, а не Суллы. А во-вторых, италики трясутся в страхе только от одного имени Суллы. Сулла для италиков сейчас злодей на уровне Ганнибала или германских племён. Он перебил италиков не меньше, чем германцы при Араузионе, а то и больше. Сейчас италики не смогут полюбить Суллу, слишком свежи воспоминания о последней войне и об участии Суллы в ней. Поэтому Сулла отказывает Сульпицию в поддержке его законопроекта.

Сульпиций слегка шокирован таким ответом. Поддержки от Суллы не дождаться и это ясно. Надо найти человека настолько же влиятельного, как и Сулла. А еще желательно, чтобы у этого человека было много денег, чтобы можно было нанять вооруженную толпу. Сульпиций понимает, что ему предстоит сражаться со сторонниками сената. А он не хочет повторить судьбу Сатурнина или Гракхов. А для этого мало иметь просто толпу сторонников, нужно иметь вооруженную толпу сторонников, способную противостоять ополчению сената, которое тот сможет собрать в случае чрезвычайного декрета. А таким надо платить. Сульпиций быстро находить кандидатуру. Она логична, этот человек достаточно беспринципен чтобы действовать такими методами. А главное, он давно отодвинут в тень и ему очень хочется вернуться на вершину пищевой цепи, чтобы отомстить своим врагам. Вы наверное уже догадались о ком речь? А если нет, то тогда я потяну интригу до следующего поста. А пока предлагаю посмотреть на то, как Сулла готовится к войне и что там происходит в Азии.

Митридат переживает пик своего могущества. Победа! Римляне разбиты. Малая Азия в руках Митридата. Никомед и Ариобарзан опять свергнуты. Марионетки правят в Вифинии и Каппадокии. Архелай, победитель при Амнии, уже отправился в Грецию, чтобы её захватить. Афины, кстати, послали посольство к Митридату. Когда Афинский посол Аристион, нагруженный подарками Митридата, вернулся домой, он устроил переворот. Он стал тираном Афин и признал верховенство Митридата над Афинами и Грецией. А все те, кто остались верны Риму был обречены, к ним шёл Архелай. Митридат перенёс столицу своей строящейся империи в Пергам, главный город Малой Азии. Митридат решает привязать города Азии к себе. Он устраивает резню римлян(фото 1). Руками жителей Малой Азии он перебил тысячи римлян и италиков. Она войдёт в историю, как эфесская вечерня. Теперь Митридат для римлян, то же самое, что для нас Гитлер. Эти события я расскажу подробнее позже, а именно через один цикл.

Фото 1. Эфесская вечерня
Фото 1. Эфесская вечерня

В Риме это становится шоком. Митридат становится врагом номер один. Если простые римляне просто жаждут крови и мести, то вот сенаторы быстро осознают, что теперь победа над Митридатом вдвойне престижнее. Теперь тот, кто добудет голову царя точно станет величайшим римлянином своего поколения, а то и величайшим в истории. И эта честь досталась Сулле. Тот в свою очередь, отшив Публия Сульпиция, начинает готовиться к походу. Формируется армия. В принципе ясно, что в поход пойдут те же солдаты, что бились бок о бок с Суллой в прошлом году при Помпеях и Нолах. Правда, их надо обеспечить и подготовить к походу. Для этого нужны деньги, но вот где их взять? Напомню, что уже в прошлом году сенат продавал землю на Капитолии. Сулла идет на беспрецедентные меры. Сенат специальным указам опустошает храмовые хранилища. Этого тоже не хватает. Тогда Сулла достает золотой запас древнего и легендарного римского царя Нумы Помпилия (фото 2). По легенде этот запас был создан Нумай на всякий случай. Заначка на самый чёрный день. Теперь вы представляете, в каком положение Рим. Этот запас не открывали ни в годы катастрофических поражений от самнитов, ни в годы побед Пирра. Его не тронули даже тогда, когда по Италии шастал Ганнибал со своими полчищами, хотя тогда Риму пришлось собирать легионы из рабов, чтобы спастись. Сейчас его открыли. Наверное во времена Нумы его бы хватило собрать армию, способную захватить весь мир, а сейчас его хватило лишь на 6 легионов, то есть 25 000 - 30 000 человек.

Фото 2. Нума Помпилий
Фото 2. Нума Помпилий

Сульпиций наконец-то готов к битве с сенатом и Суллой. Он заключил союз с…

А с кем он заключил союз я расскажу в следующем посте. Свои предположение можете писать в комментариях, но чур нигде не подсматривать. Ну а мы с вами приблизились к одной из важнейших точек в истории Рима.

Подписывайтесь на Пути истории в ВК: https://vk.com/club219466715

Подписывайтесь на Пути истории в Телеграмме: https://t.me/oua3TGJ2bkwNDcy