Найти в Дзене

В джазе не только девушки

В ходе обсуждения предыдущей статьи «Мэрилин Монро на премии “Оскар”» некоторые читатели усомнились в том, насколько значимой была роль, сыгранная Мэрилин в криминальной комедии 1959 года «Некоторые любят погорячее». В советском кинопрокате этот фильм известен под названием «В джазе только девушки». Чтобы прояснить этот вопрос, давайте обратимся к мнениям режиссера кинокартины Билли Уайлдера и артиста Тони Кертиса, исполнившего одну из главных ролей в фильме – саксофониста Джо (впоследствии переодетого в Джозефину). Во время съемок фильма Уайлдер давал многочисленные интервью представителям прессы, а Тони Кертис в 2009 году опубликовал свои мемуары под названием «Некоторые любят погорячее». Их объективность не вызывает сомнений. После выхода в прокат фильма «Зуд седьмого года» (1955г.) Уайлдер сделал официальное заявление для прессы, что больше никогда не будет работать с Монро. Кертис же в своих мемуарах без прикрас рассказал обо всех своих партнерах по киноленте, включая Мэрилин Монр

В ходе обсуждения предыдущей статьи «Мэрилин Монро на премии “Оскар”» некоторые читатели усомнились в том, насколько значимой была роль, сыгранная Мэрилин в криминальной комедии 1959 года «Некоторые любят погорячее». В советском кинопрокате этот фильм известен под названием «В джазе только девушки».

Чтобы прояснить этот вопрос, давайте обратимся к мнениям режиссера кинокартины Билли Уайлдера и артиста Тони Кертиса, исполнившего одну из главных ролей в фильме – саксофониста Джо (впоследствии переодетого в Джозефину). Во время съемок фильма Уайлдер давал многочисленные интервью представителям прессы, а Тони Кертис в 2009 году опубликовал свои мемуары под названием «Некоторые любят погорячее».

Их объективность не вызывает сомнений. После выхода в прокат фильма «Зуд седьмого года» (1955г.) Уайлдер сделал официальное заявление для прессы, что больше никогда не будет работать с Монро. Кертис же в своих мемуарах без прикрас рассказал обо всех своих партнерах по киноленте, включая Мэрилин Монро.

В частности, Тони отметил, что Монро постоянно опаздывала на съемки, а двадцать девятого сентября она вообще чуть не сорвала съемочный день, проходивший на пляже. При этом актриса обращалась с Артуром Миллером, словно он был не знаменитым драматургом, а ее ассистентом, вызывая у окружающих чувство неловкости. Кертис также говорит о том, что в последние дни съемок Монро часто забывала текст, заставляя режиссера Билли Уайлдера снимать десятки дублей.

«Были дни, когда я был готов задушить Мэрилин, – признавался режиссер Кертису. – Были и замечательные дни, когда мы все знали, что она великолепна. Но с Артуром Миллером все шло наперекосяк. Познакомившись с ним, я наконец-то встретил человека, который ненавидел Мэрилин больше, чем я».

Тони Кертис, Джек Леммон и Мэрилин Монро на съемках фильма "Некоторые любят погорячее", 1958 год.
Тони Кертис, Джек Леммон и Мэрилин Монро на съемках фильма "Некоторые любят погорячее", 1958 год.

Еще в процессе съемок фильма продюсеры приступили к организации рекламной кампании и направили на съемочную площадку группу репортеров, среди которых находился журналист Ллойд «Скип» Ширер, пишущий о знаменитостях. Целую неделю он наблюдал за Монро, а потом не выдержал и подошел к Билли Уайлдеру.

– Она [Мэрилин Монро – Д.А.] в некотором роде продукт, не так ли? – спросил он у режиссера. – У нее приятный характер, но ее создали профессионалы в области маркетинга. Она не прирожденная актриса. Я наблюдал за вами. У вас терпение святого. Она того стоит?

– Возможно, она не ценит время, – ответил Билли. – Возможно, она часто болеет. Она может настоять на том, чтобы взять с собой своего преподавателя драматического искусства. Возможно, она задержит постановку. Но когда вы, наконец, видите ее перед камерой, в ней появляется некая необъяснимая магия, которой нет ни у одной другой актрисы в этом бизнесе.

– Но она не единственная звезда, которую вы могли бы взять на роль в этом фильме.

– В Вене у меня есть тетя, – улыбнулся Уайлдер. – Она тоже актриса. Ее зовут Милдред Лахен-Фабер. Она всегда приходит на съемочную площадку вовремя. Она в совершенстве знает свою роль. Она никогда не доставляет никому ни малейших хлопот, но в прокате она стоит четырнадцать центов. Вы понимаете, к чему я клоню?

Мэрилин Монро и Билли Уайлдер на съемках фильма "Некоторые любят погорячее", 1958 год.
Мэрилин Монро и Билли Уайлдер на съемках фильма "Некоторые любят погорячее", 1958 год.

После этого интервью в журнале «This Week» вышла статья, посвященная фильму «Некоторые любят погорячее». В публикации было сказано: «Сегодня в бизнесе очень мало ведущих леди. Из них есть только одна Мэрилин Монро. Люди тянутся к ней, и у нее свой собственный стиль».

«Когда вы привели ее в студию в удачный день, – вспоминал позже Билли Уайлдер, – она была великолепна. У нее были качества, которых не было ни у кого другого на экране, кроме Гарбо. Ни у кого. Она была чем-то вроде реального образа, выходящего за рамки простой фотографии. На экране она выглядела так, словно к ней можно было протянуть руку и дотронуться».

Что же пишет о Мэрилин Монро в своих мемуарах Кертис?

«Мэрилин не нравился образ глупой блондинки, который киностудия навязала публике, – читаем мы в мемуарах Тони. – В реальной жизни она была кем угодно, но только не глупой».

Как известно, на роль Даны «Душечки» Ковальчик, помимо Мэрилин Монро, рассматривались еще три актрисы: Элизабет Тейлор, Одри Хепберн и Митци Гейнор.

Майкл Тодд и Элизабет Тейлор в своем доме, 1957 год.
Майкл Тодд и Элизабет Тейлор в своем доме, 1957 год.

Однако Тейлор пребывала в глубокой депрессии из-за трагической гибели своего третьего мужа – Майкла Тодда. Двухмоторный частный самолет Lockheed Lodestar, на котором летел продюсер, попал в грозу и разбился. Тейлор должна была лететь с мужем, но осталась дома из-за болезни.

Кандидатура Одри Хепберн была отклонена продюсерами из-за отсутствия у нее вокальных данных, а игра Митци Гейнор не наделяла образ «Душечки» требуемой индивидуальностью.

Гэри Купер и Одри Хепберн. Промо фото к фильму "Любовь после полудня", 1957 год.
Гэри Купер и Одри Хепберн. Промо фото к фильму "Любовь после полудня", 1957 год.

Семнадцатого марта 1958 года Уайлдер написал Мэрилин Монро письмо с предложением принять участие в проекте.

«Не вводите себя в заблуждение, думая, что к этой истории будут относиться как к фарсу, – пишет в письме режиссер, – потому что, если во всей этой комедии не проявятся настоящие чувства, мы потерпим неудачу».

Затем Билли вкратце изложил сюжет будущего фильма и сообщил, что Фрэнк Синатра может стать ее партнером по фильму. Режиссер также указал, что проект готовы поддержать актеры Эдвард Робинсон, Джордж Рафт, Джеймс Кэгни и Пол Муни. Кроме того, он подчеркнул ностальгическую притягательность джазовых мелодий, которые могла бы исполнить в фильме Мэрилин.

«В любом случае, – такими словами завершил Билли свое письмо, – имейте в виду, что я умираю от желания снова поработать с вами. Мы хотим приступить к съемкам этим летом, например, пятнадцатого июля».

Продюсер фильма Уолтер Мириш был в восторге. Он рассчитывал за двести тысяч долларов нанять Фрэнка Синатру и еще за двести тысяч – Мэрилин Монро плюс процент от выручки. В конце марта он сообщил Артуру Криму, юристу в сфере развлечений и совладельцу компании по производству фильмов «United Artists», что съемки могут начаться в июле.

Позже Артур Крим станет главой комитета по финансированию Демократической партии и советником президента Джона Ф. Кеннеди. Двадцатого мая 1962 года Мэрилин Монро вместе с другими артистами будет приглашена на торжественный прием, организованный Артуром Кримом в своей резиденции в Нью-Йорке. На приеме будет присутствовать президент Джон Кеннеди.

Несмотря на усиливающиеся давление со стороны Мириша, Билли не торопил с ответом Монро, давая актрисе время все обдумать.

После выхода фильма «Принц и танцовщица» (1957г.) Монро нигде не снималась, решив навсегда покончить с образом «глупой блондинки» и сосредоточиться на семейной жизни. Актриса долго сомневалась, стоит ли ей снова играть роль наивной певички, мечтающей выйти замуж за миллионера. Но тут вмешался ее муж Артур Миллер, который убедил Монро принять участие в проекте.

Артур Миллер и Мэрилин Монро. 22.06.1956.
Артур Миллер и Мэрилин Монро. 22.06.1956.
Почему же актриса приняла предложение Билли Уайлдера?

Ответ очевиден: Артур Миллер не был богат. Его писательский труд приносил не так уж много денег, как многие тогда думали. Зато у драматурга были огромные счета от адвокатов.

Тридцать первого мая 1957 года он был осужден за неуважение к Конгрессу после того, как отказался сообщить имена писателей-коммунистов, с которыми он дружил в сороковых годах. Миллера внесли в черный список Голливуда, лишили заграничного паспорта, приговорили к штрафу и тридцатидневному аресту. Только публичные выступления Мэрилин Монро в его поддержку спасли Миллера от тюремного заключения.

Помимо этого, компания «Marilyn Monroe Productions» оказалась на грани банкротства. Семнадцатого апреля 1957 года в газете «The New York Times» было опубликовано заявление Монро о том, что Милтон Грин, вице-президент и казначей компании, за спиной у актрисы заключал невыгодные контракты. Монро пришлось выкупить у Грина акции компании, заплатив ему кругленькую сумму в сто тысяч долларов.

Ознакомившись со сценарием, Миллер убедил Мэрилин согласиться на участие в фильме, и двадцать четвертого апреля 1958 года она подписала контракт с продюсером Уолтером Миришем.

Мэрилин Монро подписывает контракт Уолтером Миришем. 24.04.1958.
Мэрилин Монро подписывает контракт Уолтером Миришем. 24.04.1958.

Двадцать пятого апреля 1958 года Билли Уайлдер отправил телеграмму в Нью-Йорк следующего содержания:

«Дорогая Мэрилин, я искренне рад, что ты участвуешь в проекте. Надеюсь вскоре увидеть тебя и Артура в Смогсвилле. Я также хотел бы обсудить сценарий “Отверженных”. С любовью, Билли».

Затем Уайлдер поехал в Палм-Спрингс, чтобы за ланчем в Беверли-Хиллз обсудить все детали с Фрэнком Синатрой, но певец не пришел, и в итоге роль досталась Тони Кертису.

Второго мая Уолтер Мириш представил бюджет кинокартины Артуру Криму. Общая сумма составила 2 373 490 долларов. За съемки в фильме Мэрилин Монро должна была получить двести тысяч долларов, Тони Кертис и Джек Леммон – по сто тысяч. Гонорар Билли Уайлдера за продюсирование, режиссуру и соавторство составлял двести тысяч долларов плюс 17,5% от прибыли кинокартины.

Хотя Артур Крим немного нервничал из-за слишком высоких гонораров, производство фильма началось двадцать первого июля 1958 года.

Тони Кертис и Джек Леммон. Промо фото к фильму было сделано в столовой "Samuel Goldwyn Studio", 1958 год.
Тони Кертис и Джек Леммон. Промо фото к фильму было сделано в столовой "Samuel Goldwyn Studio", 1958 год.

Пока шились костюмы, Кертис и Леммон проходили специальную подготовку у Барбетта в «Samuel Goldwyn Studio». Билли Уайлдер хотел, чтобы актеры в женских платьях выглядели так, будто изо всех сил стараются соответствовать образу, но не вполне в этом преуспевают. Таким образом, зрители могли бы одновременно сопереживать персонажам, и смеяться над их неуклюжими попытками.

Первые съемки проходили на железнодорожной станции. Мэрилин Монро приехала без Артура Миллера, при этом актрису сопровождала ее постоянная свита: секретарь Мэй Рейс и театральный педагог Пола Страсберг.

«Она была одета в черное, и держала зонтик, – так описывает театрального педагога Кертис. – Кто-то из новичков на съемочной площадке прошептал: “Кто она?” “Летучая мышь”, – последовал ответ шепотом. Раздались новые смешки и перешептывания, но Пола не обращала на них внимания. Время от времени она открывала глаза. Она не понимала, насколько это нелепо выглядит – следовать за Мэрилин с зонтиком в помещении. Однако внешность может обманывать. Пола получала 1500 долларов в неделю от “United Artists”».

Пола Страсберг, Мэрилин Монро и Тони Кертис на съемках фильма «Некоторые любят погорячее», сентябрь 1958 года.
Пола Страсберг, Мэрилин Монро и Тони Кертис на съемках фильма «Некоторые любят погорячее», сентябрь 1958 года.

Монро начала репетировать с Билли, Пола стояла позади режиссера, одобряя взглядом действия актрисы.

«Я подумал, что Пола является режиссером фильма, – вспоминал позже Кертис, – Она собиралась взять на себя все руководство. Мэрилин будет работать, только если Пола так скажет. Она будет делать только то, что хочет Пола. Билли явно испытывал сопротивление, но не проявлял никаких эмоций».

Когда в 1955 году Мэрилин Монро начала заниматься в Актерской студии Страсбергов, последние рекомендовали актрисе обратиться к их знакомому психотерапевту – Марианны Крис.
Монро пришла к доктору с жалобами на хроническую бессонницу, и Крис назначила ей барбитураты, от зависимости которых Монро уже не смогла избавиться до конца своей жизни. Только в 1970-х годах барбитураты запретили использовать в качестве снотворного.

Несмотря на внезапную госпитализацию Мэрилин из-за передозировки снотворного, вмешательство Полы в съемочный процесс, и вынужденную доработку сценария на съемочной площадке, производство картины продолжалось.

«Все могли видеть, что у Мэрилин невероятный дар, – пишет Кертис в своих мемуарах. – Она была первоклассной комедийной актрисой. То, как она делала паузы и мимические движения в сцене, которую мы снимали, многое привнесло в диалоги...

Мэрилин Монро и Тони Кертис на съемках фильма «Некоторые любят погорячее», 1958 год.
Мэрилин Монро и Тони Кертис на съемках фильма «Некоторые любят погорячее», 1958 год.

Мэрилин заставляет тебя чувствовать, что она действительно великолепна, и у тебя складывается впечатление, что за ее плечами целая жизнь. Было приятно наблюдать за ее сценами. Как я уже говорил, в создании фильмов есть волшебство. Частью этого было наблюдение за Мэрилин».

Предварительный показ кинокартины состоялся двадцать восьмого января 1959 года в «Bay Theatre» Лос-Анджелеса. Аудитория была типичной для юго-западного района города: богатой и пожилой. Хотя перед кинотеатром висел плакат с надписью «Сегодня вечером большой студийный показ», многие зрители ошибочно полагали, что они увидят фильм «Кошка на раскаленной крыше» с Элизабет Тейлор в главной роли.

«Кроме музыкального сопровождения, – вспоминала Барбара Даймонд, – в первые несколько минут фильма не было ничего, что могло бы подсказать зрителям, что это комедия. Там была автомобильная погоня гангстеров, подпольный бар и полицейский рейд. Зрители восприняли фильм очень серьезно».

Никто из зрителей не проронил и звука, а когда Кертис и Леммон начали переодеваться в женские платья, родители поспешили увести из зала своих детей.

«Это отвратительно», – говорили они. Оставшиеся зрители сидели молча, скрестив на груди руки. Это был один из худших просмотров в истории кинематографа.

Киноплакат "Некоторые любят погорячее», 1959 год.
Киноплакат "Некоторые любят погорячее», 1959 год.

«Нельзя, чтобы комедия длилась два часа. Вы не можете идти больше часа и тридцати пяти минут, – возмущался Мириш после показа. – Сократите фильм и покажите больше Мэрилин».

Два дня Билли Уайлдер провел в монтажной комнате, создавая новую версию фильма. Следующий показ состоялся в Деревенском театре Вествуда, в северной части Лос-Анджелеса. На этот раз он превзошел все ожидания. Студенты колледжа, пожилые люди, молодежь – все смеялись так громко, что порой невозможно было расслышать диалоги.

Пятого февраля 1959 года в нью-йоркском театре оперы на Лексингтон-авеню был организован просмотр фильма для «Ассоциации прессы Нью-Йорка».

«Мэрилин сделала новую прическу, надела серьги-люстры и белое шелковое платье, – вспоминал писатель Уоррен Г. Харрис. – В сопровождении Артура Миллера, одетого в смокинг, она была сногсшибательна. Когда Монро и Миллер прибыли, их буквально окружила толпа фанатов, не давая пройти в театр».

Погас свет и начался просмотр фильма. Переполненный зал театра буквально сотрясался от смеха. Для того чтобы Монро смогла покинуть помещение, потребовалось вмешательство полиции.

Тридцатого марта 1959 года в газете «The New York Times» вышла статья под названием «2-часовая комедия»:

«Сегодня утром уже не остается сомнений в том, что участники дерзкой кинотруппы, создавшей “Некоторые любят погорячее”, преобразили старую фразу, начинающуюся с вопроса: “Кто была та женщина, с которой я тебя видел?” Превратив затянутую, временами утомительную, но зачастую до безумия смешную череду вариаций, они сотворили редкостную пародию, способную удержать зрителя в только что отремонтированном кинотеатре «Loew's State». Признаем: два часа – это чересчур долго для одной шутки. Однако Билли Уайлдер вновь доказывает, что является профессионалом в Голливуде.

При поддержке столь же искусных актеров, как Мэрилин Монро, Джек Леммон и Тони Кертис, мистер Уайлдер поразительно преображает совершенно невероятный сюжет в масштабную комедийную сцену, где подлинно забавные события соперничают с острыми и изысканными диалогами.

Мэрилин Монро получает итальянскую премию Давида ди Донателло (итальянский аналог "Оскара") как лучшая иностранная актриса 1958 года. 13.05.1959.
Мэрилин Монро получает итальянскую премию Давида ди Донателло (итальянский аналог "Оскара") как лучшая иностранная актриса 1958 года. 13.05.1959.

В образе довольно простодушной певицы мисс Монро, чью фигуру нельзя недооценивать, вносит в этот безумный спектакль значительно больше, чем очевидные элементы. Своей мягкостью, напоминающей джин, подобно тоническому эффекту на саксофоне она исполняет пару старых композиций (“Running Wild” и “I Want to Be Loved by You”), одновременно воплощая образ наивной блондинки и талантливой комедиантки.

Вид господ Кертиса и Леммона, балансирующих на каблуках, довольно быстро утомляет, равно как и вокальное подражание знаменитому киноактеру, демонстрируемое мистером Кертисом. Тем не менее, они создают энергичные, первоклассные выступления, которые значительно усиливают комедийную атмосферу».

Как говорится, комментарии излишни. Со статьей вы можете ознакомиться на официальном сайте газеты «The New York Times».

Независимо от того, нравится ли вам Мэрилин Монро как актриса, невозможно не признать, что без ее участия в фильме «Некоторые любят погорячее» эта кинокомедия не достигла бы столь ошеломляющего успеха.

Последняя роль Мэрилин Монро

Благодарю за лайк и подписку!

© 09.01.2026г.

Джаз
2461 интересуется