Найти в Дзене
Погранец на стройке

"Мы были универсальны и могли заменить друг друга": пограничник-срочник о службе в отряде КГБ СССР "Каскад" в ДРА

Из воспоминаний Александра Андреева: После окончания профтехучилища осенью 1979 г. призвали в армию. Служить довелось в погранвойсках на Дальнем Востоке. За три месяца в "учебке" из меня сделали первоклассного водителя бронетранспортёра — БТР-60 ПБ. Дальнейшая служба проходила на заставе "Уссурийская №7", которая находилась на острове между двух рек — Амуром и Уссури, а впереди - Китай. Пограничные войска находились в подчинении комитета государственной безопасности (КГБ). Поэтому дисциплина, боевая и спортивная выучка здесь были на высшем уровне: почти ежедневно бег по 10 км, два раза в неделю ночные и дневные стрельбы. Выматывались по-полной, а ещё и границу "на замке" надо держать 24 часа в сутки. Так бы и прошла моя служба, но в один декабрьский день 1980 г. на заставу приехал "комитетчик", которому позарез нужен был водитель БТР. Из двоих выбрали меня, так как другой был семейным, а из 36 пограничников я один отправился в жаркую республику под названием "Афган". Службу сначала п

Из воспоминаний Александра Андреева:

После окончания профтехучилища осенью 1979 г. призвали в армию. Служить довелось в погранвойсках на Дальнем Востоке. За три месяца в "учебке" из меня сделали первоклассного водителя бронетранспортёра — БТР-60 ПБ. Дальнейшая служба проходила на заставе "Уссурийская №7", которая находилась на острове между двух рек — Амуром и Уссури, а впереди - Китай. Пограничные войска находились в подчинении комитета государственной безопасности (КГБ). Поэтому дисциплина, боевая и спортивная выучка здесь были на высшем уровне: почти ежедневно бег по 10 км, два раза в неделю ночные и дневные стрельбы. Выматывались по-полной, а ещё и границу "на замке" надо держать 24 часа в сутки. Так бы и прошла моя служба, но в один декабрьский день 1980 г. на заставу приехал "комитетчик", которому позарез нужен был водитель БТР. Из двоих выбрали меня, так как другой был семейным, а из 36 пограничников я один отправился в жаркую республику под названием "Афган".

Пограничник из отряда КГБ СССР "Каскад" с трофейной винтовкой Ли-Энфилд (Бур) в ДРА
Пограничник из отряда КГБ СССР "Каскад" с трофейной винтовкой Ли-Энфилд (Бур) в ДРА
Службу сначала проходил в г. Кундуз, а потом в Файзабаде. Если Афганистан считался сам по себе глушью, то уж Файзабад точно – самой забытой дырой в этой глуши. Высокогорный северо-восток страны граничит с Китаем, Индией, Пакистаном — не самое спокойное место на глобусе. Дикая жара, под 70 градусов. И пыль, как цемент. Первое время мы лежали пластом, с раздутыми от воды животами — всё никак не могли напиться. Потом привыкли. А ещё вспоминаю пейзажи далёкой страны, где горы у подножья выжжены нещадным солнцем, а на вершинах лежат вечные снега. Из пограничников я стал бойцом специального назначения отряда "Каскад". Это было самое засекреченное подразделение КГБ, которое относилось к отделу внешней разведки. Наш отряд насчитывал всего 40 человек, это вместе с офицерами из спецотряда МВД СССР "Кобальт". Последние занимались созданием афганской милиции - Царандой, а "каскадовцы" инструктировали сотрудников ХАДа – это афганская госбезопасность. Также мы работали с агентурой – собирали сведения о бандах, маршрутах караванов, складах с оружием и боеприпасами.
Пограничники, переводчик, офицер отряда КГБ СССР "Каскад" в ДРА
Пограничники, переводчик, офицер отряда КГБ СССР "Каскад" в ДРА

Никаких воинских званий, различий на форме у нас не было. К друг другу обращались по именам, мы были как одна семья. Нас, солдат срочной службы, всего было 13 человек. Мы были универсальны и могли заменить друг друга. Весь быт, несение караульной службы ложилась на наши плечи. Также в мои задачи входила исправность и боевая готовность двух ГАЗ-66. Кроме того, у нас в отряде было два БТР и автомобиль "Нива". Раз в 2 недели мы ездили в 860-й мотострелковый полк за водой, продуктами, боеприпасами. Когда уезжали на боевые операции, я становился стрелком. Запомнился бой за гору "Зуб". Там засели сотни "духов", мы их обнаружили и сообщили координаты в Центр. На нашей базе был ЗИЛ-131 с мощной радиостанцией, машина была заминирована и при нападении мы должны её взорвать. Более 500 бойцов из разных родов войск за считанные часы были стянуты к горе. Бой продолжался двое суток, била артиллерия, "вертушки" утюжили НУРСами мятежников. Погибших было много с обеих сторон, но мы эту высоту взяли. Наши командиры были профессионалами высшей пробы. Всё просчитывали до мелочей, знали территорию, как свои пять пальцев, а также традиции, менталитет и даже язык местных жителей. Да, часто приходилось участвовать в боестолкновениях, засадах, в ночь пешком шли по хребтам и ущельям с поклажей на себе под 30 кг. Это была наша почти повседневная работа. Но потерь среди нашего отряда не было. За год погиб только один человек от случайной пули. Мы больше боялись частных обстрелов с гор города, никогда не знаешь, что и куда прилетит.

Подписка Telegram - отличный выбор! https://t.me/pogranstroy

Источник информации: selnow45.ru

В оформлении использованы фотографии с сайта: forums-su.com

Уважаемые читатели! Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и делитесь своими воспоминаниями!