Frankfurter Allgemeine Zeitung | Германия
На фоне конфликта на Украине и роста напряженности с Россией Германия усилила режим воздушного дежурства, пишет FAZ. Но расследование показывает: сбой в ключевой ИТ-системе бундесвера помешает работе истребителей. Техническая проблема превратилась в риск для обороноспособности страны.
Кристиан Швеппе (Christian Schweppe)
Если истребители противника вторгаются в воздушное пространство Германии, в действие вступает отточенная до секунд стратегия перехвата в воздухе. Тогда пилоты бегут к своим боевым машинам и уже через считаные минуты после тревоги они должны подняться в небо, чтобы перехватить другие самолеты. В критической ситуации они бы сбивали истребители противника, не позволив ему атаковать немецкие города.
ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>
Для Германии жизненно важно то, что этот механизм обеспечения безопасности работает без сбоев. Тем более, что с начала конфликта на Украине служба в подразделениях, которые здесь называют дежурными силами, с тех пор стала одной из самых опасных работ в стране. Тот, кто несет дежурство на одной из трех баз — в Витмунде, в Северной Фрисландии или в баварском Нойбурге-на-Дунае, — несет огромную ответственность.
Поэтому можно было бы предположить, что солдаты и военнослужащие бундесвера обеспечены всем необходимым. Однако это совсем не так, показывают расследования издания ZEIT о том, как устроена логистика, обеспечивающая этот рискованный летный режим. Напротив: высокопоставленные чиновники и военные во внутренних документах предупреждают, что в крайнем случае дежурные силы могут не суметь подняться в воздух.
Необходимо обновление, но оно идет не по плану
Речь идет не о самих самолетах, а об информационных технологиях, которые поддерживают их боеготовность. Где на складе лежат запасные части? Проведены ли ремонты и техобслуживание? Эти процессы в бундесвере регулирует система SASPF. Она основана на программном обеспечении немецкого концерна SAP и в похожем виде используется в компаниях для планирования процессов. Это центральная ИТ-система, через которую проходят логистика, закупки и вооружения, кадровые и административные процедуры. Проще говоря, это "задний двор" войск — цифровой позвоночник.
Однако именно здесь и начинаются проблемы. Этот ИТ-позвоночник уже много лет нуждается в срочном обновлении. Планируется внедрение новой версии технологии SAP под названием S/4HANA. С одной стороны, это необходимо, потому что SAP прекращает регулярную поддержку нынешней версии с 2027 года. С другой — переход должен модернизировать систему: она должна быстрее обрабатывать большие массивы данных, рассчитывать обстановку в реальном времени, а также прогнозировать будущие потребности с помощью искусственного интеллекта (ИИ).
"Дыра размером с Германию": в ЕС больше не верят в обороноспособность ФРГ
Однако новая SAP-система в бундесвере пока работает настолько плохо, что ее запуск сдвигается минимум на полгода. Новое ПО неоднократно проваливало приемку и тесты, включая повторные проверки. "Миграция системы SASPF со старого стандарта ERP не будет выполнена, как планировалось, с октября 2025 года", — говорилось в одном из последних внутренних сообщений. Из-за "проблем, не позволяющих провести приемку", недавно отменили и назначенную ранее "дату запуска в эксплуатацию".
В распоряжении газеты ZEIT есть внутренние письма из Министерства обороны, электронная переписка из ведомств бундесвера, а также внутренние презентации ВВС. Из них следует, в частности, что обновление может прийти не в середине года, а лишь в октябре 2026 года. Новые задержки не исключены. В войсках растет раздражение. В документах сухо говорится, что отсрочка дает участникам процесса "возможность улучшить функциональность системы" и добиться "адекватной производительности".
То, что на первый взгляд выглядит как чисто техническая история, в критической ситуации может обернуться серьезными последствиями. Если систему введут в эксплуатацию в дефектном виде, ВВС и их дежурные силы могут оказаться в бедственном положении.
В худшем случае сбои могут сорвать вылеты по тревоге
По данным ВВС, только в период с Нового года по конец ноября дежурные силы 14 раз выполняли оборонительные вылеты и выводили из зоны немецкого контроля вошедшие российские самолеты. Точный протокол засекречен. Но очевидно одно: чтобы силы быстрого реагирования могли отстаивать господство в воздухе над головами 84 миллионов жителей Германии, тыловая логистика должна работать безупречно — особенно в части ИТ.
"Это нарушение": в Германии осознали масштаб спонсирования Украины. Берлин против
Сейчас в Бундесвере уже понимают, насколько все это сложно. Проблемы с новой SAP-системой могут в худшем случае помешать боевым вылетам. Простой пример: если при интеграции новой технологии потеряются данные о техобслуживании, например, где именно хранится та или иная запчасть для истребителя Eurofighter, то устойчивую летную эксплуатацию обеспечить не удастся.
Это не выглядит надуманной проблемой — во всяком случае, так следует из тревожного и конфиденциального письма из Министерства обороны от 4 августа 2025 года. В нем высокопоставленный чиновник предупреждал о риске сбоя системы SAP во время модернизации и о возможных последствиях: "По имеющейся у нас информации, существует риск прерывания платежных потоков, непреднамеренного „базирования на земле“ дежурных сил ВВС или отсутствия технической поддержки для проектов (...)." В других материалах эти опасения подтверждаются.
Проблемы начались с апреля, но бундестаг ничего не знал
Для министра обороны Бориса Писториуса из СДПГ это уже вторая болезненная тема в ИТ-сфере после того, как ранее вышла из-под контроля ситуация с цифровой радиосвязью сухопутных войск. За ИТ в министерстве обороны отвечают, помимо подразделений по правовым и организационным вопросам, департамент кибер- и информационных технологий (CIT), которым руководит генерал-лейтенант Михаэль Феттер. В последние недели Писториус пытается продемонстрировать, что его войска усвоили "перемену эпох" и осознают угрозу, исходящую от России. Совсем недавно на конференции министр заявил: "Мы все поняли!"
Внутри ведомства, однако, некоторые давно видят, что трудности с модернизацией ПО от SAP — проектом "Ретрофит" (Retrofit) — назревают. Уже в апреле 2025 года в Федеральном ведомстве по оборудованию, информационным технологиям и поддержке бундесвера (BAAINBw) появились критические материалы об ИТ-проблемах. Тогда уже говорилось, что новая система в тестовой эксплуатации демонстрирует серьезные недостатки. Запросы иногда обрабатывались почти минуту, а выбранные предустановки "приводят к существенным задержкам ожидания". Это, говорилось далее, заметно мешает "бесперебойной службе" — "и в крайнем случае делает ее почти невозможной".
Критика SAP-системы в документе звучала жестко: управление слишком громоздкое. "Низкая производительность и неудобство работы с системой существенно подрывают уверенность в действиях армии и готовность пользователей ее применять". Риск военной "неспособности действовать" уже в апреле оценивали как "очень высокий".
Летом проблемы только усилились. В войсках в первую очередь ВВС зависят от стабильной ИТ-логистики, в том числе при эксплуатации военно-транспортного самолета A400M. В мае и здесь говорили о "проблемах с производительностью", о "дефиците в разработке" у SAP, а также об ошибках в системе обеспечения допуска и интерфейсах. Проблемы оставались даже после нескольких повторных проверок и исправлений с 2024 года; более того, отмечались "многочисленные недостатки, прежде всего в области ИТ-безопасности".
"Бедствие". Власти Германии сделали бесчеловечный выбор: танки вместо мостов
Тем не менее ни разу не был проинформирован Оборонный комитет бундестага, хотя бундесвер считается парламентской армией, а значит, его руководство контролируют избранные народные представители. Генеральный инспектор Карстен Бройер и статс-секретарь Йенс Плетнер получили материалы о проблемах в конце августа — в порядке ознакомления, в виде служебной записки, но депутатов так никто и не уведомил. Не сделал этого и руководитель департамента кибер- и информационных технологий (CIT) генерал-лейтенант Михаэль Феттер.
В конце лета директор по процессам, который должен принять программное обеспечение перед развертыванием в войсках, потянул за стоп-кран. "Основанием для этого министерского решения стали существенные дефекты продукта в ключевом программном компоненте", — говорилось во внутренних документах. "Боевой готовности к применению" система, как отмечалось, пока не достигла.
SAP о проблемах говорит лишь в общих выражениях
В бундесвере все понимают: нужны современные пользовательские интерфейсы. Внедрение новой системы — престижный проект, его постоянно называли "важной вехой" в жизни бундесвера.
На фоне проблем с многообещающим новым ИТ-решением напрашивается вопрос: не разумнее ли было бы остаться на старой системе? Но это невозможно, поскольку SAP прекращает поддержку прежней версии ПО к концу 2027 года, а "продленная поддержка", сообщила представитель SAP газете ZEIT, будет доступна затем лишь до конца 2030 года. Ясно и другое: приближающийся срок окончания поддержки усиливает давление на весь проект.
В итоге сбои SAP, судя по всему, уже сейчас способны поставить под угрозу общую боеспособность Германии. Экстренные работы по поддержанию системы и простои уже не редкость. "Эта тема касается всего министерства, — заявил один из участников процесса в Министерстве обороны. — По-настоящему стратегические проекты сейчас не работают".
После таких оценок хотелось бы понять, как сам концерн SAP оценивает технические проблемы и как собирается их устранять. Однако на конкретные вопросы компания отвечает лишь общими формулировками. SAP, говорится в ответе, "в тесной координации с Бундесвером работает над тем, чтобы предоставить безопасное, производительное и перспективное решение".
Также, утверждают в SAP, компания хочет убедиться, что у Бундесвера достаточно времени для ИТ-перехода. Проект "находится на стадии подготовки следующих шагов". "По текущему состоянию мы исходим из перехода в 2026 году", — добавили в концерне. О деталях контрактов и контрольных точках компания, как правило, не высказывается.
"Дефектную систему не введут в эксплуатацию"
Министерство обороны, отвечая на запрос газеты ZEIT, старалось показать ситуацию в более оптимистичном свете. На письменный запрос представитель заявил: работа вооруженных сил не находится под угрозой, хотя и признал, что выявленные в тестовых проверках с 2024 года недостатки "не удалось устранить своевременно". Руководство министерства, по его словам, было проинформировано, а парламент действительно нет.
"Ориентированное на будущее развитие системы SASPF в дальнейшем было бы уже невозможно на прежней версии ПО SAP", — добавил представитель. Полеты дежурных сил, утверждается в ответе, "не находятся под угрозой", если после необходимого ИТ-перехода будет использоваться система без дефектов. "Дефектная или система с программными ошибками не будет введена в эксплуатацию".
"Я бы предпочел Путина": молодой немец ошарашил нацию в прямом эфире ТВ
Это плохо согласуется с документами, которые свидетельствуют: нынешнее внедрение неисправной системы вполне может поставить под угрозу боеспособность бундесвера и уже разработан план переноса перехода на осень.
Сколько стоит проект, остается секретом
На то, что риски для боеготовности вполне реальны, указывает и участие высокопоставленной представительницы военного руководства. По информации издания ZEIT, проблемы концерна SAP обсуждались на совещании в министерстве, где Николь Шиллинг, заместитель генерального инспектора и, следовательно, одна из ответственных за боеготовность, ясно дала понять: сейчас она не даст "добро" на новое ИТ-решение.
Другие высокопоставленные военные тоже настроены реалистичнее, чем официальная линия. "Мы очень внимательно следим за ситуацией, чтобы при переключении на новую систему не получить логистических потерь", — заявил один генерал в разговоре с ZEIT. Риски в ИТ-проектах, отметил он, есть всегда, но ими нужно управлять. "Они не должны приводить к оперативному срыву — к тому, что наш военный приказ окажется невыполнимым".
Понятно одно: путь к реально работающему ПО потребует не только больше времени, но, вероятно, и больших денег. Сколько всё это будет стоить государству, а значит, простым налогоплательщикам, неизвестно. Ни SAP, ни Министерство обороны не захотели по запросу газеты ZEIT раскрыть, какие расходы уже возникли из-за проблемной новой ИТ-технологии.
Еще больше новостей в телеграм-канале ИноСМИ >>