Что за сказочное время? Что за чудная деревня скрывается под высокой горой, где бьют хрустальные родники и поют райские птички? Где живут такие люди, где ворота на засов не запираются, а двери отворены для всех гостей? Хлебосольный дом Фёдора и Ели почитали все соседи и с удовольствием захаживали, вечерами сказки послушать, молодые хозяйки приносили вязанье, шитьё, и за разговорами, вязали и вышивали.
Ночь накануне Рождества выдалась тихая, морозная, будто всё вокруг замерло. Ставни были затворены. Еля подбросила дрова в печку, подкрутила фитиль в керосиновой лампе. Тихо потрескивали дрова. Фёдор устроился за столом с книгой. Когда он читал, то никто для него не существовал.
Вдруг в сенях скрипнула дверь, звякнула щеколда, и в избу вместе с облаком морозного воздуха ввалились с соседки, Мария и Зоя. Мария, тонкая темноволосая девица, 24 лет, сбросила пальто из чёрного сукна и шаль, за ней несмело выглядывала Зоя, её двоюродная сестрица, восемнадцати лет. Мария весело поздоровалась с хозяевами и сказала:
-Сегодня Сочельник. Давайте погадаем на суженного.
Еля принялась хлопотать и накрывать на стол:
-В полночь пойдём за водой на колодец, тогда и погадаем.
Рождество Христово дарит нам мир и тишину . Он напоминает о вере и надежде, о семейном тепле и человеческой доброте. В эти праздничные дни хочется, чтобы в каждом доме звучал мирный разговор, чтобы дети смеялись, а взрослые находили покой в сердце, как в тёплой избе после долгого пути.
Пусть Рождество принесёт вам согласие, выдержку и силу. Пусть укрепит веру в лучшее, напомнит о важном и подарит уверенность, что даже в непростые времена рядом всегда есть те, кто любит и поддерживает.
С Рождеством! Мир вам и благословение.
В лунную ночь молодые женщины гурьбой пошли на колодец, чтобы набрать святочной воды. Ночью выдался сильный мороз, ярко светили звёзды. В деревне стояла абсолютная тишина. Только где-то скрипнет калитка и гавкнет собака. Ярким серпом на тёмном небе висела молодая луна.
Цепь быстро разматывалась, тяжелое железное ведро, с грохотом билось об стенки колодца, нарушая идиллическую тишину спящей деревни. Весело хохоча, женщины подняли ведро ледяной воды, и шумно по скрипящему снегу понесли домой в предвкушении чуда и волшебства.
Мария встречалась с Митькой, братом Фёдора, но до свадьбы дело у них так и не дошло. Родители её раньше считались в деревне людьми зажиточными, жили в пятистенном доме с высоким крыльцом. В 1932 году, когда Мария родилась на свет, дом у них отобрали, родителя и деда её посадили в тюрьму, а в их доме поселился председатель колхоза со своей семьёй. Мария с матерью и братом скитались по углам. Когда отец и дед вернулись из заключения, построили саманный дом на окраине деревни.
Девушки, шушукаясь, не в силах унять возбуждение, уселись вокруг табуретки. Еля задёрнула ситцевую ширму с красными цветами, чтобы не мешать мужу. Она зажгла свечу, тонкий стакан поставила на чистую бумагу, рядом небольшое зеркало, налила колодезной воды и бросила туда своё серебряное колечко.
…Это колечко ей подарила совершенно незнакомая женщина, когда они венчались в Анновке с мужем. Венчал их тогда тесть Якима Михайлова. Невеста в красно-розовом платье из сатина сгорала от стыда перед чужими людьми, когда держали над ней брачный венец, потом -над Фёдором, и вышла из церкви как во сне. Будто это и не с ней происходило. Священник спросил у них кольца, а колец у них не было. Какая-то женщина подошла, ласково взяла её руку и надела ей на палец свое кольцо и потом исчезла. При венчании священник сказал: «Обручается раба Божия Елена рабу Божиему Фёдору во имя Отца, и Сына, и Святого Духа», символизируя вечный союз перед Богом, но и эти слова не дошли тогда до ушей юной невесты. Когда Еля вышла из церкви, даже не могла вспомнить лицо этой доброй женщины, но её необычный, проникающий взгляд напоминал ей Богородицу, которую мама прятала в Красном углу за портретом Сталина...
Мария села перед зеркальцем, смотрела–смотрела, да и увидала, что стоит мужчина – в шинели, в военной фуражке, и красиво так улыбается.
Зоя тоже заглянула в зеркальце и подтвердила, что видела военного.
Марию красавицей назвать было нельзя, один глаз был попорчен оспой, но она всё равно втайне мечтала о хорошем муже, о семье.
Потом села Зоя, крепкая, коренастая девушка восемнадцати лет. Имела она внешность самую обыкновенную, но тоже мечтала выйти замуж и родить детей, как и всех деревенские девушки.
-Гроб стоит, -ахнула она. -А за гробом женщина. А за её плечом дитё малое.
Еля заглянула в зеркальце и тоже увидела гроб. Она решила, раз такое дело надо посмотреть, что будет с больной свекровью. Как раз свекровь сильно хворала. Еля увидела сидящую женщину в черном платке.
После всех гаданий, Зоя, топчась у дверей и не решалась выйти в полутёмные сени.
-Я боюсь домой идти, -сказала. -Мне теперь всё время будет этот гроб мерещиться.
-И я боюсь, - сказала Мария, поглядывая с надеждой на Фёдора.
-Я в жизни больше гадать не буду, -сказала Еля.
-Вы чего тут раскудахтались, как курицы?-спросил Фёдор.
-Боимся теперь выходить во двор.
-Ладно мы вас проводим, -неохотно оторвался от книги Фёдор.
Фёдор с Елей проводили Зою, потом Марию.
Не прошло и двух месяцев, как мать Зои получила телеграмму из Челябинска. Что дескать сын её Леонид, который работал начальником на заводе, умер. И вот его жена, и его отец поехали хоронить Леонида. Жена его осталась одна с малым ребенком.
А на Масленицу случилось чудо. К Марии, которая уже потеряла всякую надежду выйти замуж прислали сватов из Семёнкино. Уж больно она нравилась одной женщине своей приветливостью, аккуратностью и опрятностью. Вот она и сосватала приятную девушку за своего брата- солдатика, который только что демобилизовался из армии.
Кольцо то серебряное, что изменило жизнь этих женщин, вскоре пропало. Как не искала его Еля, так и не нашла. После этого случая гадать она зареклась, и не хотела больше знать свое будущее.